«Лидеры майдана ездили в посольство США как на работу»
Бывший глава украинского правительства Николай Азаров был отправлен в отставку президентом Януковичем по прямому требованию американцев в прошлом январе, как раз накануне вооруженного государственного переворота в Киеве. Из-за угроз физического уничтожения он был вынужден покинуть страну и на целый год исчез из поля общественного внимания. Как выяснилось, все это время экс-премьер работал над книгой «Украина на перепутье», в которой поделился размышлениями о трагедии, постигшей украинский народ, сообщил многие ранее неизвестные факты, проливающие свет на то, кто и как готовил насильственный захват власти.
БРЮССЕЛЬ: ИЛИ С МОСКВОЙ, ИЛИ С НАМИ
В мае 2013 г. на встрече президентов России, Украины, Казахстана и Белоруссии было принято важное решение о предоставлении Украине статуса наблюдателя в Таможенном союзе. Мы заявили, что рассматриваем возможность присоединения Украины к ТС по определенным параметрам, которые не противоречат нашему законодательству. Со стороны Европейской комиссии послышались окрики: «Членство Украины в Таможенном союзе закрывает ей путь в Европу».
Где-то в конце лета 2013 г. мы с премьером России Д. А. Медведевым устроили так называемый мозговой штурм, нацеленный на объективную оценку последствий полномасштабного развертывания Евразийского экономического союза и заключения соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Конечно, риски представлялись серьезными, и единственно возможным выходом из этой ситуации мне виделось проведение трехсторонних переговоров с участием Европейской комиссии, Украины и России. Если бы мы провели такие переговоры, возможно, и не было бы столь фатальных последствий для Украины.
К середине того года нам стало очевидно, что наши российские партнеры обеспокоены тем, что создание зоны свободной торговли Украины и ЕС, в условиях действия аналогичной зоны между Украиной и Россией, может привести к значительным финансовым потерям российского бюджета. Мы с пониманием отнеслись к аргументации наших партнеров… Однако здесь мы не встретили взаимопонимания со стороны наших европейских партнеров. Нам было предложено выбирать «или-или». Но для нас вопрос так стоять просто не мог. Имея 40 % товарооборота в зоне свободной торговли в СНГ и 30% в зоне свободной торговли в ЕС, мы не могли выбирать «или-или». Для нас было очень важно сохранить и «то», и «то».
Поэтому наиболее оптимальным нам представлялось предложение – отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС до разрешения всех возникших разногласий, что, кстати, и было сделано потом руководством ЕС, но, к большому сожалению, только через год после описываемых событий и с громадными жертвами для народа Украины.
КТО БЫЛИ «ОНИ ЖЕ ДЕТИ»
Таким образом, было принято известное решение от 21 ноября 2013 г. Уже вечером того же дня несколько студентов Киево-Могилянской академии поставили палатки на Европейской площади с требованием к президенту подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Студентам представлялось, что немедленно после подписания Украине будет представлен безвизовый режим, и страна станет членом ЕС. То, что это было абсолютно не так, скрывалось от студентов организаторами этого действия. В тексте соглашения об ассоциации отсутствует даже упоминание о европейской перспективе Украины…
Спусковым крючком для начала активной фазы переворота послужило якобы зверское избиение студентов в ночь с 29 на 30 ноября. Обстоятельства этого запутанного инцидента по той информации, которая имелась у меня, выглядели так. В эту ночь на площади Независимости оставалось совсем немного митингующих, и сама акция начала сворачиваться. Это дало основание Киевской городской администрации начать работы по монтажу новогодней елки. Традиционно именно в эти сроки начинаются такие работы. Порядок на площади обеспечивали обычные патрули милиции. Неожиданно среди ночи на площадь приехали бригады телеоператоов. Они установили осветительные приборы и телеоборудование (возникает вопрос: кто их предупредил?).
Вскоре после этого со стороны гостиницы «Украина» организованно спустились около сотни молодчиков (в основном, фанаты «Динамо» и «Правый сектор»), вооруженных арматурой, дубинками, и они стали избивать немногочисленных работников милиции. Более 30 работников правопорядка были госпитализированы с тяжелыми травмами.
В этот момент на площадь на помощь милиции приехал специализированный отряд «Беркут», увидев который, провокаторы разбежались, и под «раздачу» попали те, кто не убежал. Телеоператоры старательно выхватывали разбитые носы, окровавленные лица, и вся эта жуткая картина немедленно передавалась в эфир. Комментарии сводились к одному: «Они же дети». Совершенно ответственно могу сказать, что никто из высшего руководства Украины не давал санкции на эти действия, поскольку мы узнали об этом инциденте около 9 утра следущего дня. К обеду у меня уже была информация от Министерства здравоохранения о том, что среди пострадавших, госпитализированных в больницах города, а всего их было, если мне не изменяет память, около 40 человек, только 2 человека были студентами, все остальные были выходцы из западных областей Украины, большинство из них были безработные. Стало ясно, что мы имеем дело с чудовищной провокацией, целью которой было оправдать переход от мирного к силовому образу действий заговорщиков.
|
БАЙДЕН УГРОЖАЛ ЯНУКОВИЧУ
Декада с 1 по 10 декабря была самой тяжелой в первой фазе переворота. Заговорщикам казалось, что еще немного и им удастся захватить все правительственные учреждения. В. Ф. Янукович, парализованный многочисленными звонками западных руководителей, не давал никаких решительных указаний о наведении порядка, к тому же отбыл в Китай с государственным визитом. В этот период заговорщиками были захвачены здания Киевской городской администрации, Дом профсоюзов, здание на Европейской площади, полностью окружены здания Правительства и Верховной Рады. Мне пришлось довольно сложным путем попадать в здание Правительства… Из окна моего кабинета было хорошо видно вооруженных боевиков, и стало ясно, что применение ими оружия против власти – это всего лишь дело времени.
У нас была информация, что заговорщики готовят провокацию против представителей антимайдана. Необходимо было развести эти две акции, поставить между ними кордон. Этим в ночь с 9 на 10 декабря и занялись силы правопорядка. Надо заметить, что это было первое и последнее активное действие правоохранителей. Однако сработала цепочка: американское посольство – Байден (вице-президент США. – Ред.) – президент Янукович. После угроз Байдена Януковичу тот дал команду остановить операцию. Стало ясно, что США руководят процессом. В Киев прилетела заместитель госсекретаря США В. Нуланд, а боевики стали по всему периметру строить баррикады и вооружаться уже безо всякой оглядки на власть.
Я провел встречу с послами стран ЕС и США, где обратил их внимание, что манифестации перестали носить мирный характер, что дальнейшее противостояние уже носит вооруженный характер и может закончиться кровопролитием. В ответ представители западной дипломатии в очередной раз потребовали от власти отказаться от применения силы.
САКРАЛЬНАЯ ЖЕРТВА
Люди в стране недоумевали по поводу бездействия власти и отсутствия у нее решимости обеспечить конституционный порядок. В это время у меня до минимума свелись контакты с президентом. Он был весь погружен в переговорный процесс, который, по моему мнению, был ширмой для накопления сил боевиками, разложения органов правопорядка и осуществления государственного переворота. Анализируя имеющиеся у меня факты, могу сказать, что координацию действий оппозиции и боевиков взяла на себя группа ответственных работников по сольства США на Украине. Именно к ним каждый день как на работу ездили оппозиционеры, именно от них они шли на переговоры с Януковичем и именно им они до кладывали об этих переговорах…
Все понимали, что долго держать в напряжении нельзя ни силы правопорядка, ни силы боевиков. И боевики пошли на штурм. Они активно применили бутылки с зажигательной смесью, арматуру, камни из мостовой. Их штурм удалось отбить, но какой ценой? Несколько погибших милиционеров и более сотни тяжело пострадавших. В голове не укладывалось, как такое могло произойти в центре европейской столицы, и не было сказано ни одного слова осуждения со стороны западных дипломатов. Произошедшие события, гибель правоохранителей давали все основания президенту использовать силу против боевиков, преступивших закон. Янукович колебался, и этим в очередной раз воспользовались организаторы переворота. Необходимо было вы- рвать инициативу из его рук, а для этого нужна была сакральная жертва.
Где-то в середине января на баррикады на Европейской площади были вынесены два трупа. Оба были убиты при неизвестных обстоятельствах из охотничьего ружья выстрелами в спину. Один – гражданин Белоруссии из местной национальной политической организации, другой – приезжий из Нагорного Карабаха. Что они делали в Киеве и чем занимались, никого не интересовало. Средства массовой информации, западные дипломаты без всяких расследований объявили виновным в этом преступлении Януковича и правоохранительные органы. Все говорило о том, что это провокация боевиков, хотя бы потому, что Янукович был не заинтересован в каких- либо смертях и категорически отказывался от применения силы против боевиков.
ПРЕЗИДЕНТ СТАЛ РАЗДРАЖАТЬ ВСЕХ
В этих условиях в Верховной Раде дважды голосовался вотум недоверия правительству, и оба раза он был провален. Казалось бы, никаких конституционных оснований для отставки правительства не было, кроме одного – желания США назначить на пост премьер-министра Украины Яценюка. Об этом мне довольно откровенно сказала В. Нуланд. Об этом говорили и записи ее разговоров с послом США, опубликованные в средствах массовой информации. Если это не грубейшее вмешательство в дела суверенного государства, то либо государство просто не суверенное, либо нормы международного права для США не обязательны.
В этих условиях ради сохранения себя на посту президента Янукович пошел на уступки и решил разменять меня на Яценюка. Я наивно полагал, что он хотя бы в обмен на пост премьера добьется прекращения конфликта и вывода боевиков из Киева, разоружения всех незаконных бандформирований, но этого не произошло. Мне было понятно, что отставка премьер-министра – это первый шаг к осуществлению переворота и смещению Януковича…
|
После моей отставки дела в стране пошли откровенно хуже. Погромы и захваты административных зданий стали обыденным явлением. Нерешительность президента начала порождать и нерешительность органов правопорядка. В Киев, в основном, были стянуты подразделения из Юго-Восточных областей. Почти три месяца напряженного противостояния начали сказываться на общей ситуации. Стала накапливаться усталость, раздражение против неопределенности и нерешительности. Все свидетельствовало о том, что вот-вот должна была наступить развязка. И она наступила.
«МНЕ ПРИШЛОСЬ ПОКИНУТЬ СТРАНУ…»
Организаторы переворота использовали крайнее средство: расстрел снайперами милиции и участников майдана. Несмотря на то, что стрельба велась из зданий, контролируемых боевиками, вина за это была без расследований возложена на Януковича. Ключевой вопрос в раскрытии любого преступления: кому это выгодно? – был проигнорирован. Но ведь совершенно очевидно, что Януковичу это было совсем не нужно, для него это было абсолютно бессмысленно и губительно. Более того, хорошо зная характер Януковича, могу определенно сказать, что он никогда бы на это не решился, даже если бы кто-то из его окружения ему это и предложил.
Почти год прошел с этого страшного, не имеющего прецедентов события в современной истории Украины. Возникают вопросы: Почему до сих пор не установлены лица, виновные в этом злодеянии? Почему не осуществляется их судебное преследование? Почему молчат западные страны? Массовые убийства таких масштабов не могли пройти бесследно. В них участвовал не одиночный киллер, а группа профессионально подготовленных убийц. Это, ведь, не «больная спина» Тимошенко, по поводу которой так долго сокрушались все лидеры западных стран. Почему же в данном случае царит полное молчание?
Ответ был дан в социологическом исследовании, проведенном на Украине недавно. Половина опрошенных считают, что в справедливом расследовании этого дела не заинтересованы, прежде всего, нынешние власти Украины, то есть те самые организаторы переворота, которые и заказали это убийство. Рано или поздно истина в этом ужасном деле будет установлена. Выяснить ее – это моральный долг тех политиков, которые придут на смену нынешней кровавой власти…
В связи с реальной угрозой для моей жизни и жизни моей семьи я был вынужден уехать из Украины. Собственно, выбора у меня тогда не было. Машина, в которой ехала моя жена, была обстреляна из автомата. Можно предположить, что эта автоматная очередь предназначалась мне. К счастью, пули попали в двигатель, и только одна из них отрикошетила в лобовое стекло, люди не пострадали. В дом, где жил мой сын, бросали бутылки с зажигательной смесью. Словом, угроза была абсолютно реальная, мне ничего не оставалось делать…
РАСХОДЫ НА ВОЙНУ? ВОРОВСТВО!
Украина – большая европейская страна, и она должна отстаивать свои собственные интересы, не быть игрушкой в руках других, а являться самостоятельным субъектом политики. Давайте спросим себя сами: «В интересах ли народа Украины эта разрушительная гражданская война? Что ждет Украину на пути конфронтации? Где, на каких рынках нас ждут с украинской продукцией? Если нашу продукцию не будут покупать, то будем ли мы жить лучше?» Задав самому себе вот эти простые вопросы, каждый украинец сможет хотя бы не смотреть телеканалы, призывающие к войне…
|
Кстати, интересна позиция МВФ, который, с одной стороны, выступает за резкое сокращение государственных расходов (т.е. за уменьшение зарплат, пенсий и т. д.), а с другой – не имеет ничего против резкого увеличения расходов на войну. Значит, на то, чтобы украинцы и дальше убивали друг друга, деньги есть, а вот на увеличение социальных расходов, пенсий, зарплат – нет. Это тоже хороший повод, чтобы подумать головой…
Поражает цинизм и лицемерие киевских властей. Ни на какую АТО нельзя списать такие ужасающие результаты в экономике и социальной сфере. Если прежнюю власть обвиняли в коррупции, но страна развивалась, и люди ежеквартально получали прибавки к зарплате и пенсиям, то полный провал в экономике можно объяснить только выросшим на порядок разворовыванием страны и абсолютной бездарностью управления.
Расходы на войну – лишь прекрасный способ оправдать воровство. Однако для простых граждан Украины могу сказать, что запасов вооружений, которые есть на Украине, хватит для того, чтобы воевать со всей Европой лет эдак двадцать. Для меня, как руководителя правительства, постоянной головной болью было, как утилизировать те вооружения, срок годности которых истек. Вся территория Украины была насыщена воинскими складами, забитыми ракетами, снарядами, патронами. Нынешние власти нашли простое решение этой проблемы. Они предпочитают утилизировать все это, разрушая мирные города и села Юго-Востока.
БЕЗ РОССИИ УКРАИНЕ НЕ ПОДНЯТЬСЯ
И еще одна тема, на которой я не могу не остановиться.
Мне очень жаль, что в течение последнего года средства массовой информации Украины сознательно пропагандируют ненависть к России, ко всему русскому. Для Украины, для украинского народа – это просто губительно. Ненавидеть Россию – это, прежде всего, ненавидеть самих себя. Украине никогда не подняться без поддержки России. Не забудем, что в РФ живет украинцев больше, чем во всех западных областях Украины, а русских людей на Украине проживает более 10 млн. А громадное количество смешанных браков… Украина никогда не будет Украиной только для украинцев.
|
Мимикрия киевских политиков поражает. Они думают, что «рвы и стены» сооружают между Украиной и Россией. Нет, они тем самым копают могилу для Украины – вот что должен осознать украинский народ. Украина была самой богатой и развитой республикой в СССР. Сейчас она стала беднее Молдовы… Тот, кто знает историю, прекрасно понимает, что я прав. У нас с Россией и гены, и кровь общая, и любой конфликт между нами – это конфликт между братьями. Ссоры бывают, но они не должны заканчиваться дракой, а тем более кровью.
Ненависть и счастье – несовместимые понятия, поэтому обиды должны заканчиваться взаимным примирением. А все те, кто будут мешать этому, должны быть устранены из политики. На ненависти ничего доброго для людей не сделаешь, и когда я вижу перекошенные от злобы лица, могу посоветовать только одно – люди, отнимите у них власть.
загрузка...