Кормление грудью и интеллект

1602 2

В последнее время много говорится о преимуществах грудного вскармливания не только для здоровья, но и для интеллекта малышей. Мамы, которые по различным обстоятельствам вынуждены были перевести своих детей на искусственное вскармливание, невольно переживают, не зная, как к этому относиться. Попробуем разобраться?

 

В общем и целом, грудное вскармливание действительно способствует улучшению нервно-психического развития и интеллекта. Так, в исследовании Роджерса в 1978 г., охватившем более 5 тысяч детей, оказалось, что к 15 годам по подавляющему большинству тестов нервно-психического развития дети, получившие естественное вскармливание, имели существенные преимущества перед детьми, вскормленными искусственно. А среди школьников, попадавших под наблюдение психоневрологов в связи с трудностями школьного обучения, по данным Менкес, значительно преобладали дети, получившие искусственное вскармливание.

Современные российские исследования поддерживают эти данные: так, в г. Волгограде в 2005 г. был проведен ретроспективный анализ 414 историй развития годовалых детей. Целью исследования являлось изучение заболеваемости, нервно-психического и физического развития в зависимости от типа вскармливания детей: грудного, смешанного или искусственного. Детей (доношенных и практически здоровых при рождении) поделили на три группы: первая – на исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев; вторая – кормление грудью плюс допаивание водой и прикорм в возрасте 3-4 месяца; третья группа – искусственное вскармливание. Опережение развития к году продемонстрировали 11,9% грудничков, 9,7% деток на смешанном вскармливании и 1% искусственников. А задержку в развитии к 1 году показали, соответственно, 1% грудничков, 2,9% малышей на смешанном вскармливании и 14% искусственников.

Еще одно интересное исследование было сделано в Астрахани – это наблюдение за группой детей из 124 человек на протяжении 16 лет. Сравнивались детки, которых кормили грудью от года до полутора лет, и те, что в первый месяц жизни были переведены на искусственное вскармливание. Вот лишь некоторые из результатов: в два года задержку в речевом развитии показали 27,7% искусственников и
17,9% грудничков. Истериоформное поведение (недоброжелательное поведение к окружающим, слабая познавательная активность, драчливость, истеричность – словом, худшие проявления т.н. «кризиса двух лет») показали 6,9% грудничков и 17,9% искусственников. В три года тест активной речи хорошо выполняли 79% грудничков и 54% искусственников, хорошее сенсорное развитие показали 77,6% грудничков и 51,4% искусственников. И так далее… Но самые, наверное, ошарашивающие данные – о числе подростков, состоящих на учете в милиции: это 2 ребенка из тех 64, что находились когда-то на естественном вскармливании (причем матери этих двоих были отнесены в группу “ненадежных”, то есть с нарушениями материнского поведения), и 11 из 60 “искусственников”…

Почему так происходит? Главная причина – неполноценность состава любой смеси по сравнению с составом грудного молока. В то время как грудное молоко содержит порядка 400 компонентов, соотношение которых меняется в зависимости от потребностей каждого конкретного малыша, в смесях самых передовых разработок таких компонентов всего от 40 до 50. Так, таурин, непосредственно влияющий на развитие головного мозга, совсем недавно добавили в некоторые смеси. При этом остается еще очень много нужных ребенку компонентов, которые в смеси так и не добавили. Во многих смесях таурина нет до сих пор. Так же как в некоторых смесях есть селен, в некоторых нет, в некоторых есть бифидобактерии, в некоторых нет, и так далее. Так же рекламируется добавление в смеси олигосахаридов – «как в грудном молоке». Но фактически добавлены только 2 олигосахарида из 130, имеющихся в грудном молоке…

Во вторую очередь влияние оказывает, несомненно, тесное общение мамы с малышом, которое естественно легче и проще происходит при грудном вскармливании. Тут и звуковая сигнализация взаимного приспособления: несколько типов звуков со стороны ребенка – сигналы голода, сытости, удобства или неудобства положения и так далее. Со стороны матери слова и интонации успокоения, поддержки, обещания помощи. Мама и малыш активно общаются, чтобы скооперировать свои действия в процессе кормления. Каждая кормящая мама замечала, как малыш, пососав немного и удовлетворив первый голод, как бы застывает, сосредоточившись на ее лице и мимике, активно воспринимая особенности маминого тела, голоса, запаха, упругость соска, вкус молока и другие возможные впечатления. Так и происходит стимуляция развития. В то время как при искусственном вскармливании и сами кормления более редки, и в каких-то случаях мать может даже просто оставить бутылку ребенку и отправиться заниматься какими-то своими делами.

Но при этом именно в общении с матерью есть возможность несколько скомпенсировать разницу между грудничками и «искусственниками». Можно заметить, что во всех исследованиях все же есть достаточно значительный процент «искусственников», которые тоже показывали хорошие результаты развития, и некоторый процент грудничков с отрицательными результатами. Так вот, в жизни бывает всякое, и по каким-то причинам иногда не могут кормить грудью и очень любящие, заботливые мамы. И если такая мама относится внимательно к нуждам своего крохи (пусть даже он и кормится из бутылки), много общается с ним, носит на руках, ласкает, всячески способствуя его развитию – то ее малыш будет развиваться ничуть не хуже многих грудников, мамы которых не столь внимательны к своим деткам.

Это означает, что при совершенно одинаковых условиях воспитания грудничок несомненно будет иметь преимущества перед «искусственником», именно за счет питания грудным молоком, а не смесью. Но при этом детка-«искусственник» у внимательной, заботливой, любящей, высокообразованной мамы будет, очевидно, развиваться лучше, чем грудничок у невнимательной, менее заботливой мамы, которая кормит по режиму и склонна игнорировать нужды малыша в пользу своих потребностей.

Ирина Рюхова

< ![CDATA[]]>Источник< ![CDATA[]]>

см.также

История грудного вскармливания в России

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru