Режим ЧС — это еще один способ давления на Порошенко
Порошенко, чувствуя, что вслед за военным положением у него могут быть проблемы со здоровьем, это военное положение вводить не торопится. Яценюк, в свою очередь, объявил ЧС с тем, чтобы вынудить Порошенко к этому шагу. Накал страстей в Киеве подошел к кризисной точке, и всем надо что-то делать.
Поскольку на Украине есть определенный общественный запрос, в частности со стороны поддерживающих Яценюка и Турчинова радикалов, на введение определенного правового режима, как военное положение (а Порошенко его вводить категорически не хочет), Яценюк вынужден демонстрировать то, что со своей стороны он делает все, что может. То есть режим ЧС — это еще один способ давления на Порошенко.
Полагаю, что на состоявшемся в понедельник Совбезе должны были объявить военное положение, но Порошенко опять уперся. Яценюк, в свою очередь, объявил ЧС с тем, чтобы вынудить Порошенко к этому шагу. Накал страстей в Киеве подошел к кризисной точке, и всем надо что-то делать. Яценюк этими заявлениям демонстрирует свою активность в ожидании каких-то конкретных действий со стороны Порошенко.
Я думаю, что, в конце концов, они его достаточно быстро и эффективно склонят к введению военного положения, потому что Петру Алексеевичу уже почти некуда отступать. Напомню, что военное положение ввести может только президент. А насколько я понимаю, Порошенко, чувствуя, что вслед за военным положением у него могут быть проблемы со здоровьем, это военное положение вводить не торопится.
Любой режим, вводимый государственными властями, должен чем-то обосновываться. Режим чрезвычайной ситуации вводится для защиты жизни и здоровья граждан. Основаниями для введения режима ЧС может послужить, например, эпидемия, наводнение и т. д. И Яценюк сформулировал свое решение именно таким образом, каким он должен был его сформулировать: «Я ввел режим чрезвычайной ситуации для защиты жизни и здоровья граждан Украины». Понятно, что стрельба из артиллерии крупного калибра — это не стихийное бедствие, и полномочия гражданской обороны Яценюка никак не могут остановить эти обстрелы. Поэтому в данном случае эти заявления Яценюка можно расценивать как обычную профанацию. На потребу пиара, с тем, чтобы быть в глазах своих сторонников решительным и ответственным, он ввел то, что он имеет право ввести — режим чрезвычайной ситуации.
Понятно дело, что народ, в общем, плохо разбирается во всех этих терминах. Они не видят особой разницы между чрезвычайной ситуацией и чрезвычайным положением, не понимают, чем вышеупомянутые режимы отличаются от режима военного положения. Этим и пользуется премьер-министр для того, чтобы снискать поддержку своего правительства у населения. Поэтому можно констатировать, что в практическом смысле введение ЧС на территории Донбасса ничего не даст киевским властям, но в качестве некой промоакции для населения эта мера вполне сойдет.
Беседовала Елена Миронова