Как немецкие фирмы страдают от российского кризиса

1047 1

Лукас Бай, Лиза Хегеманн, Дана Хайде и Кристоф Керкманн

Дюссельдорф – Сначала кризис с Россией сказывался лишь незначительно, плодоводы жаловались, что теперь им придется продавать в другом месте часть своего урожая, которая была запланирована для России, из-за введенного Россией запрета на импорт. Бизнесмены отменяли конференции в России. Но теперь идет удар за ударом. Останавливаются крупные, заранее запланированные проекты, откладываются поставки. 

"Из-за текущей трудной политической обстановки BASF и "Газпром" приняли решение не проводить запланированного на конец года обмена долями в предприятиях", – сказал представитель Wintershall Штефан Лойниг в четверг. Он имел ввиду запланированное еще два года назад соглашение между германским химическим предприятием и российским энергетическим концерном. Предусматривалось, что до сего дня совместное предприятие по торговле и складированию газа дочерней компании BASF – Wintershall – полностью переходит к "Газпрому". Кроме того, российское государственное предприятие хотело получить половину в компании Wintershall Noordzee, которая добывает нефть и природный газ в Северном море. В качестве встречной услуги "Газпром" и BASF хотели совместно вести разведку газовых месторождений в Западной Сибири. 

Это была не слабая сделка: активы BASF, которые должны были быть обменены, способствовали в 2013 году выручке с оборота в 12 миллиардов евро. Биржа отреагировала на отмену обмена акциями соответствующим испугом: акции компаний снизились в пятницу примерно на 3,2 процента. 

Некоторые теперь считают, что и другие проекты находятся под угрозой. "Инвесторы опасаются, что и другие сделки с Россией могут находиться на грани отмены", – сказал один дилер новостному агентству "Рейтер". 

Например, энергетический концерн RWE хочет продать свою дочернюю компанию Dea по добыче нефти и газа за 5,1 миллиардов евро группе, близкой к российскому олигарху Михаилу Фридману. Это важная сделка для этой неблагополучной энергетической компании. "Мы работаем над тем, чтобы быстро заключить эту сделку", – попытался успокоить инвесторов концерн в пятницу на запрос новостного агентства "Рейтер". Им лишь не хватает одобрения третьих лиц. "Сможем ли мы завершить переговоры еще в 2014 году, пока сказать нельзя".  

Другие отрасли уже значительно затронуты российским кризисом. 

Перспективный рынок стал разочарованием

Для немецких автомобилестроительных компаний бывший растущий рынок теперь превратился в бремя. Дорогостоящие новые предприятия почти не используются: "Фольксвагену" пришлось под конец снизить годовое производство на заводе в Калуге, где изготавливают модели Polo, Tiguan, Skoda Fabia и Octavia. Вместо 150.000 теперь будет выпущено всего 120.000 автомобилей.  

В то время как в остальном мире компания лидирует, сбыт на растущем рынке России достигает всего лишь седьмого места – далеко позади дочернего предприятия GM – Opel. При этом концерн сообщил, что к 2018 году собирается подняться до уровня ведущей тройки производителей в России. До 2015 года "Фольксвагеном" запланированы для этого инвестиции в размере 840 миллионов евро.  

Из-за хороших данных о продажах в последнее время резкое их падение в России для группы Opel близко к средней катастрофе. Тем не менее материнский концерн General Motors (GM) немецких "дочек" в конце концов оставил этот действительно прибыльный рынок и включил родственную марку Chevrolet, которая в России продает больше машин, чем в Германии, в тамошнюю группу Opel. Эта страна является для GM после Германии и Великобритании третьим крупным рынком сбыта в Европе. Еще в начале мая глава Opel Карл-Томас Нойманн оптимистично провозгласил: "Все прогнозы указывают на то, что Россия в ближайшие годы превратится в самый крупный регион сбыта Европы".

Зато дела действительно хорошо идут у произодителей роскошных авто. Россияне хотят спасти свои активы от обвала курса рубля – и инвестируют поэтому в шикарные автомашины. Продажи Porsche выросли в связи с этим на более чем 60 процентов. Получения спортивного автомобиля из Цуффенхаузена российские покупатели ждут до семи месяцев.  

Цена акций "Метро" падает, "Адидас" сокращает прогноз прибыли  

У производителей потребительских товаров также были большие планы на Россию: концерн "Метро" хотел вывести в 2014 году на биржу российскую дочернюю компанию. Но когда случился крымский кризис, германскому торговому гиганту пришлось отказаться от своих планов. Всего несколько дней назад председатель правления Олаф Кох подтвердил, что первичное размещение акций отложено на неопределенное время. 

Проблемы на российском рынке дают себя знать для включенного в индекс MDax концерна и в Германии. Курс его акций еще несколько дней назад был на самой нижней отметке года в 22,37 евро. Причина: слабый рубль. За один только прошедший финансовый год российская валюта нанесла ущерб выручке концерна на около 1,5 миллиарда евро. Операционная прибыль пострадала на 82 миллиона евро. Кох опасается, что потери для выручки составят 200 миллионов евро, если рубль еще больше ослабеет. На данный момент "Метро" пока еще показывает прибыль – и даже выплачивает своим инвесторам дивиденд.   

Производитель спортивных товаров Adidas также испытывает проблемы из-за своей работы в России. Летом руководитель компании Герберт Хайнер аннулировал прогноз прибыли для текущего года. Компании из Херцогенаураха пришлось еще больше затормозить свое запланированное расширение в России, и в этом и грядущем году она, вероятно, откроет значительно меньше магазинов, чем планировалось. Падение стоимости рубля также сильно затрагивает франков еще и потому, что Россия является для них третьим важнейшим рынком.  

Для компании Henkel Восточная Европа также является важной – и крымский кризис затрагивает ее поэтому вдвойне сильно: в России и на Украине на компанию работают 2500 и, соответственно, 1000 человек. Руководитель компании Каспер Рорстед, однако, подчеркнул вскоре после начала трений между этими странами, что уход оттуда не обсуждается. 

Но последствия оказались ощутимыми: во втором квартале оборот компании уменьшился на 3,5 процента до 4,14 милллиардов евро, в Восточной Европе падение составило около 7,5 процентов. Но у Henkel все еще есть небольшая надежда: в третьем квартале концерн, производящий товары широкого потребления, смог увеличить свою выручку, так как торговля в России способствовала "сверхпропорциональному" росту в регионах, как утверждается. 

Германские банки могут справиться с дальнейшим обострением кризиса

Обрушившийся рубль привел также к волнениям в российском финансовом секторе. Такие учреждения как "Сбербанк" пытаются предпринимать ответные меры в виде более высокого ссудного процента, чтобы остановить утечку капитала. Российское государство помогает им увеличить собственный капитал. С помощью защиты вкладов до миллиарда евро (около 13 миллиардов евро) делаются попытки завоевать доверие вкладчиков.

Но прежде всего обслуживание заграничного долга становится крайне дорогим для банковских учреждений из-за более низкой стоимости рубля. Из-за санкций банки не могут получать новые денежные средства в ЕС и США. Опасения в связи с банкротством банков усиливаются.

Для германских учреждений все это не является драматичным, подчеркивают отраслевые наблюдатели. По данным Федерального банка, вовлеченность германских банков в России составляет 15,4 миллиардов евро – это один процент от всех требований к иностранным должникам.   

Удар по банкам в соседней Австрии может оказаться более значительным, так как они традиционно сильнее представлены в Восточной Европе. Курс акций банка Raiffeisen ощутимо упал в последнее время. Также среди инвесторов французского банка Société Générale и итальянского Unicredit растут в последнее время опасения в связи с развитием ситуации в России. Курсы их акций сильно упали. 

Apple удвоила цены в App Store 

Падение рубля также сказывается на всех экспортерах – даже если они продают в России виртуальные продукты. Например, Apple: производитель "айфонов" значительно поднял цены на свои приложения, чтобы компенсировать колебания обменного курса и избежать потерь. Теперь приложения стоят почти в два раза дороже, чем раньше.

Также устройства компании стали за прошедшие месяцы значительно дороже. В конце ноября Apple повысила цены на iPhone, iPad и MacBook в среднем на 25 процентов. Ранее продукты с логотипом яблока стоили в России дешевле, чем где-либо еще. 

На этой неделе производитель электроники полностью прекратил продажу своих продуктов через Интернет. "Наш онлайн-магазин в России в данный момент не работает, мы пересматриваем наши цены", – сообщила компания. Другие продавцы и сотовые операторы, однако, все еще продолжают продавать устройства.  

Конкурент Apple компания Samsung точно так же повысила рекомендованные цены на свои устройства. Оба гиганта отражают, таким образом, проблемы технологических компаний, независимо от того, продают ли они устройства или приложения к ним.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)