Сербская Краина или что будет с Донбассом по замыслу Киева
В сентябре 2014 г. советник президента Украины и лидер партии «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко рассказал о своем видении развития ситуации вокруг Донбасса. По его мнению, взять Донецк и Луганск «ура-патриотическим штурмом наверняка можно. Но уличные бои заберут десятки тысяч жизней лучших из нас. А еще это приведет к полному коллапсу и так едва живой экономики», — написал Луценко на своей странице в Facebook.
По его мнению, будет разумнее это сделать тогда, когда Украина будет иметь сильную армию и экономику. «Примером может служить Хорватия. После взятия югославской армией Вуковара <…> хорваты вынуждены были согласиться на существование Сербской Краины. Три года они не просто терпели, а развивали экономику и армию. А затем за часы танковой атакой смели сепаратистов со своей земли», — написал Луценко.
События осени-зимы 2014 г. показывают, что именно «план Луценко» был с небольшими поправками принят за основу стратегии Киева в отношении Новороссии. Наступление ополченцев на Мариуполь было остановлено «Минскими соглашениями», после которых активных и динамичных боевых действий (по сравнению с летом 2014 г.) более не проводилось. Общеизвестно, что украинская армия в настоящее время готовится к новому наступлению, спешно приводя в порядок потрепанные в летних боях соединения и закупая заграницей боевую технику и проводя мобилизацию. Судя по всему, киевский режим действительно разрабатывает план молниеносной войны против мятежных республик, оглядываясь на «хорватский опыт».
В то время, как в военных и политических кругах Киева внимательно изучают историю распада Югославии, это не мешало бы сделать и нам. Следует понимать, какую судьбу готовят украинские националисты для жителей Донбасса, насколько надеются на помощь международного сообщества и каким образом планируют блокировать искреннее желание русского народа и руководства России помочь Новороссии.
Югославский Майдан и его последствия
Непризнанное государство Сербская Краина появляется на карте Европы в результате распада Югославии — крупнейшей балканской трагедии после окончания Второй мировой войны. Эти события имеют столько исторических параллелей с распадом СССР и последующей дезорганизацией постсоветского пространства, что известный философ А.Зиновьев назвал их «репетицией к распаду СССР и России». Однако, именно становление независимой Хорватии и война 1991—1995 гг. как-то особенно напоминает ситуацию в постмайданной Украине.
Хорватия как государство впервые появилась на карте в 1941 г. после оккупации Югославии гитлеровцами и при их активной поддержке (как, впрочем, и Украина, если не считать периода 1917—1920 гг., в ходе которого на территории нынешней Украины было провозглашено в разное время 16 государств). Поскольку Хорватия являлась главным союзником стран Оси на Балканах, к ней позволили присоединить земли, на которых хорваты составляли явное меньшинство населения или отсутствовали вовсе: Босния и Герцоговина, а также Сербска Краина — населенная сербами территория, ранее входившая в состав Австро-Венгерской империи. Усташи (хорватские фашисты) устроили настоящий геноцид нехорватского населения, однако, полностью уничтожить сербов не удалось главным образом благодаря активной деятельности партизан Й. Б. Тито. После окончания Второй мировой войны была создана Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), в состав которой входила Социалистическая Республика Хорватия с населением, состоящим как из хорватов, так и из сербов, также получивших права государствообразующего народа.
В 1990 г. в Хорватии проходят многопартийные выборы, на которых победу одерживает выступавшая за отделение от СФРЮ националистическая партия Хорватское демократическое содружество (ХДС). Ее лидер известный диссидент Ф.Туджман становится президентом Хорватии. По значимости эти события вполне могут быть сравнены с победой майдана в Киеве в феврале 2014 и последовавшими за ней выборами.
Оказавшись у власти, ХДС сразу приступает к дискриминации сербского населения республики: запрещается единый сербско-хорватский язык и кириллическое письмо, вместо него вводится новый, хорватский, с изменениями в грамматике и лексике; проводится ревизия школьных и университетских программ, из которых полностью убираются сербские поэты и писатели, пересматривается история; всех работавших на государство сербов заставляли подписывать «листы лояльности» — своеобразную присягу на верность националистической Хорватии. В политических кругах и СМИ постоянно муссируется тема о неавтохтонности сербского населения, необходимости его депортации или ассимиляции. По мнению Ф.Туджмана, сербов следовало переименовать в «православных хорватов»и воссоздать для них открытую пособниками нацистов в 1942 г. автономную от Белграда Хорватскую церковь. Сторонниками ХДС воспевались «подвиги» хорватских добровольцев на службе у Гитлера, а их преступления, напротив, всячески замалчивались: например, в 1990 г. был закрыт музей жертв геноцида националистического режима, уничтожено мемориальное кладбище и памятники на месте лагеря смерти Ясиновац. Читатели, которые внимательно следят за событиями на Украине, не могут не увидеть прямых исторических параллелей. Сейчас точно также воспеваются подвиги «героев независимой Украины» бандеровцев, проводится дискриминация традиционной истории, церкви Московского патриархата, русского языка и нелояльных новой власти граждан. На преступления же УПА против русских, поляков и евреев просто стараются не обращать внимания.
Разумеется, сербское население Хорватии, численность которого достигала 580 тыс. человек или 12% населении республики, не было готово мириться с такой политикой властей. В ответ на дискриминацию сербы, как и сторонники России в Крыму и на Донбассе в 2014 г., начали подготовку к референдуму, на котором был поставлен вопрос о культурной автономии сербских районов. Изначально сербы выступали не за отделение от Хорватии, а против деконструкции СФРЮ и за сохранение прежних равноправных отношений между народами. Точно также на Донбассе до поджога «дома Профсоюзов» в Одессе ставился вопрос лишь о культурной автономии русскоязычного населения и федерализации Украины.
Эти события получили название «Революция бревен». Узнав, что хорватская полиция получила задание от властей сорвать проведение референдума, сербы сформировали отряды ополченцев, которые создавали блокпосты из бревен и автомобильных покрышек на дорогах. В состав ополчения, как и на Донбассе, почти в полном составе вошли подразделения милиции, некоторые из которых подверглись нападению со стороны хорватских сил МВД (сравним со штурмом нацгвардии Украины здания Мариупольского горотдела милиции Мариуполя и убийством милиционеров, отказавшихся разгонять демонстрацию 9 мая). В ходе референдума, участие в котором приняли 756 549 человек (то есть, не только сербы, но и представители других этнических групп — боснийцы-мусульмане, венгры, цыгане. Кроме того, не менее 300 000 человек в ходе переписи населения 1981 г. заявили о своей этнической принадлежности как «югославы» , что позволяет их относить скорее к сторонникам сохранения СФРЮ), единогласно было принято решение об автономии сербских общин. 30 сентября 1990 была провозглашена Сербская Автономная Область Книнская Краина (САОКК с центром в г. Книн), которая c 21 декабря 1990 стала называться Сербской Автономной Областью Краина (САОК). В декабре 1990 года хорватский Сабор (парламент) принимает новую Конституцию, по которой сербы в Хорватии стали национальным меньшинством, а не конституционным государствообразующим народом, как это было по республиканской конституции времен СФРЮ.
Сербская Краина — страна, рожденная в бою
Серьезное вооруженное противостояние хорватов и сербов начинается в 1991 г. после решения руководства САОК о выходе из состава Хорватии и переходе под прямую юрисдикцию формально еще существовавшей СФРЮ. Загреб начинает спешно создавать добровольческие отряды «национальной гвардии» для борьбы с сепаратистами (о, как это знакомо!) В мае 1991 г. проводится референдумом о независимости Хорватии, который сербы бойкотировали. Летом начинаются боевые действия между Югославской Народной армией (ЮНА), которую к тому времени покинули нелояльные Белграду албанцы, македонцы, словенцы и хорваты, а также ополчением Краины с одной стороны и хорватской армией и добровольцами с другой. Они сопровождались массовыми этническими чистками. В декабре сербские общины Хорватии образовали независимую Республику Сербская Краина с населением около полумиллиона человек и столицей в г. Книн, руководство которой заявило о намерении войти в состав обновленной республики Югославия.
Югославская армия оказалась более обученной, чем новообразованная хорватская. Сербам удалось сохранить территорию Краины и даже выбить хорватов из нескольких спорных населенных пунктов (например, Вуковар). Хорватия, как и Украина в сентябре 2014 г. находилась на грани военной, политической и экономической катастрофы, от которой ее спасло сопровождавшееся финансовыми вложениями признание со стороны Германии (декабрь 1991 г.), и затем и всего Европейского сообщества (январь 1992 г.) а также введение в республику миротворцев ООН (UNPROFOR). Соглашение о прекращении огня января 1992 г. вполне сравнимо с Минскими договоренностями сентября 2014 г., которые были заключены на фоне наступления ополченцев и были выгодны в первую очередь украинской стороне. Именно после заключения перемирия Ю.Луценко и высказался о необходимости решения проблемы Донбасса по образцу Сербской Краины.
Санкции против России — санкции против Югославии
Следует особо осветить вопрос санкций международного сообщества, наложенных на Белград вследствие его участия в конфликтах в Боснии и Герцоговине и в Хорватии. 30 мая 1992 г. Совет Безопасности ООН (включая Россию) единогласно одобрил введение санкций против Югославии. Резолюция Совбеза ООН № 757 запрещала странам-членам ООН любые торговые операции с Югославией, использование югославских транспортных средств, все финансовые операции с физическими и юридическими лицами из СРЮ. Замораживались югославские счета за границей, сокращалась численность состава югославского дипкорпуса, запрещалось участие югославских представителей в спортивных мероприятиях за границей, останавливалось научно-техническое и культурное сотрудничество. Исключение было сделано для ввоза в Югославию продовольствия, медикаментов, однако, эти товары не поставлялись в страну всвязи с замораживанием валютных счетов. Никакие заверения правительства Югославии об отсутствии войск на территории Боснии и Герцоговины и Сербской Краины, что с 19 мая все югославские войска покинули Боснию, югославско-боснийская граница в течение уже 30 дней закрыта для военных формирований и что Югославия готова к полному сотрудничеству с ООН не помогли, а 16 ноября Совбезом ООН была принята новая резолюция 787, согласно которой санкции еще более ужесточались.
Следует отметить, что сейчас украинские власти и их союзники из Вашингтона и Брюсселя продолжают настаивать на том, что войну против Украины ведут кадровые подразделения российской армии, которые свободно проходят сквозь границу из Ростовской области. На этих никем не доказанных фактах основываются обвинения в адрес России со стороны мирового сообщества.
К 1994 г. в результате наложенных санкций было закрыто более 40% предприятий, введена карточная система на продукты питания, инфляция с 1991 г. составила 313 000 000%. Отсутствие медикаментов серьезно отразилось на здоровье граждан: каждый второй ребенок в Белграде был истощен, 15% родов заканчивались смертью младенца. Фактически, экономику Югославии удалось уничтожить за три года. Вместе с тем, страна выстояла. По мнению ряда экспертов, это произошло вследствие наличия в Сербии крепких связей между городом и деревней, что позволило многим семьям перейти на натуральное хозяйство, а также тот факт, что более 1 млн югославов вынуждены были отправиться на заработки в Евросоюз и регулярно присылали оттуда деньги своим родственникам.
Однако, разница исторических ситуаций 1991 и 2014 гг. все же очень существенная: если в 1992 г. все международное сообщество единогласно поддерживало санкционное давление на Белград, и все государства были обязаны по требованиям ООН присоединиться к нему, то сейчас, всвязи с позицией России и КНР в Совбезе повторение югославского сценария не представляется возможным. Санкции оказались делом добровольным и к ним присоединились лишь государства, прямо связанные с США военно-политическим союзом. Современная Россия также отнюдь не Югославия — ее экономика не в пример сильнее. Однако, цель введения санкций та же самая: нанесение непоправимого ущерба экономике и смена власти. Впрочем, если первая цель была достигнута, то вторая — нет: за все время санкций в столице Югославии не было серьезных антиправительственных выступлений.
Громкое затишье перед «Бурей»
Ситуация на Украине сейчас весьма напоминает неопределенность 1992—1995 гг. в отношениях между Хорватией, непризнанной республикой Сербская Краина и Югославией. Активных боевых действий не велось. Время от времени проходили маломасштабные наступательные операции, ограничивающиеся несколькими деревнями, артиллерийские обстрелы. Миротворцам ООН так или иначе удавалось сохранять существующую границу между Хорватией и Сербской Краиной. Наиболее спокойным был 1994 г., в котором на территории Сербской Краины удалось, наконец, установить мирную жизнь, создать постоянно действующие органы власти, наладить полноценное общение между Книном и Восточной Славонией, начать регулярную выплату зарплат. Однако, хорватские войска использовали это время для радикального перевооружения армии и обучения под руководством западных советников.
В сентябре 1994 года при помощи США начинается подготовка хорватской армии к новому, решающему броску. В ноябре Вашингтон и Загреб заключают договор о военном сотрудничестве. Официальными военными советниками хорватской армии стали специалисты из тесно связанной с Пентагоном частной военной компании MPRI. Разведки двух стран активно сотрудничают в получении информации о состоянии войск в Краине. Более 1 млрд. долларов было потрачено на приобретение вооружения (включая танки, ПТРК, ударные вертолёты МИ-24), основными поставщиками которого становятся Германия и Украина.
Разумеется, ввиду подготовки к силовому решению территориальной целостности Хорватии все мирные предложения мирового сообщества остались без ответа. В конце января 1995 г. ООН был представлении совместный российско-американско-европейский план урегулирования проблемы Сербской Краины Z-4 через предоставление региону широкой автономии в составе Хорватии (примерно соответствующий российскому плану федерализации Украины). Однако, под различными предлогами Загреб отказался от его применения. Для руководства Краины он тоже был неприемлем, так как подразумевал интеграцию в Хорватию, а после кровавых столкновений 1991 г. совместное проживание в одном государстве не представлялось возможным для сербов. Единственным сторонником плана из участников конфликта была Югославия, которая надеялась на снятие наложенных на нее санкций, однако, в дальнейшем эта позиция сыграла лишь негативную роль в развитии событий.
Балканский Блицкриг
В марте 1995 г. по требованию президента Хорватии Ф.Туджмана с линии соприкосновения войск были частично выведены войска ООН. Белград и сербы к тому времени были уже окончательно демонизированы мировой прессой. Загреб заручился поддержкой США и ЕС и начал подготовку к операции, которая прошла в два этапа — в мае и августе 1995 г. Сначала в течение двух суток 1 и 2 мая была проведена операция «Молния» — вторжение в Западную Славонию. Она закончилась полным разгромом 5-тысячного корпуса сербов и депортацией православного населения из оккупированных областей. Что характерно, власти Югославии постарались замолчать поражение, а в прессе доминировала точка зрения о том, что вскоре хорваты вынуждены будут вывести свои войска под давлением ООН, как это уже бывало ранее, правда, масштаб был не тот.
А для Загреба пассивная позиция Книна и Белграда оказались поводом для подготовки к новой более широкомасштабной операции «Буря», которая была проведена 4—8 августа 1995 г. В ней приняли участие более 100 тысяч хорватских военнослужащих (при общей численности мобилизованных в 200 тыс), что сделало ее самой масштабной операцией в Европе после Второй мировой войны. Власти Югославии и Краины знали о готовящемся вторжении от перебежчиков, сочувствующих из числа французских военных миссии ООН и по данным разведки. Как стало потом известно, американцы дали гарантии хорватам, что официальный Белград вмешиваться не будет. 3 августа правительство Сербской Краины покинуло столицу г. Книн. С 4 по 6 августа армия сербов была полностью разгромлена. Под давлением мирового сообщества Белград не пришел на помощь, хотя С.Милошевич ее обещал и просил руководство Краины продержаться хотя бы 6 дней. Большинство сербского населения Краины покинуло свои дома и переехало в Югославию.
Последняя территория РСК — Восточная Славония сохранила независимость до 1998 г., когда была полностью интегрирована в состав Хорватии. Это предусматривали соглашения о 12 ноября 1995 г., заключенные между представителями РСК, Хорватии и СРЮ.
Последствия войны и уроки для Украины
Судьба сербских беженцев из Краины сложилась трагически. Истерзанная войной и санкциями Югославия не могла обеспечить условия проживания почти полумиллиону вынужденных переселенцев. Часть из них вынуждено было переселиться в соседние европейские страны, некоторые попытались как-то устроиться в СРЮ, а 117000 человек к 2005 г. вернулись в Хорватию, приняв условия Загреба. В Белграде с 2005 г. формально действует правительство Сербской Краины в изгнании, которое ставит перед собой задачу реализовать ООНовский план Z-4, однако, его деятельность носит маргинальный характер.
В целом, Хорватская война и история самопровозглашенной Республики Сербская Краина являются хорошим историческим примером того, как Запад использует в своей политике практику двойных стандартов, поддерживая свою клиентуру. Перенося практику распада Югославии на наши реалии, можно сделать вывод о том, что киевский режим США и ЕС будут поддерживать до конца вне зависимости от масштаба его преступлений. Потому, что это прозападный режим, готовый полностью встроиться в существующую систему мирового порядка. Потому, что как в 20 лет назад, так и сейчас они не готовы терпеть на одном с ним Земном шаре никакой альтернативы, даже такой слабой и эфемерной, как Югославия. За последние 25 лет Запад не привык терпеть поражений. Даже если откуда-то США и выводили свои войска, то оставляли за собой хаос и гражданскую войну, но никогда не уступали земли противнику. Таким образом, России предстоит серьезное противостояние с Западом за Украину , к которому необходимо быть готовым.
Распад Югославии показывает нам, что любое движение в сторону уступок Западу рано или поздно заканчивается военным поражением и Гаагским трибуналом. С.Милошевич на фоне жесточайших санкций пытался договориться, однако, оказался в соседней камере с теми, кто отстаивал свободу и независимость своей Родины с оружием в руках. Цивилизованный Запад не привык разговаривать с кем-либо на равных, поскольку все, что не Запад — это варвары и дикари. На равных, по правилам дипломатии в рамках международного права они договариваются только с теми, кто может противопоставить силе силу, как это было с СССР в ходе холодной войны. Югославия была слишком слаба, поэтому на фоне мирных переговоров по федерализации по плану Z-4 в Хорватии американские специалисты готовили армию к наступлению.
Киевская власть рассчитывает на столь же последовательную помощь Запада в обеспечении своей территориальной целостности, как и в случае с Хорватией, поэтому, ведет себя агрессивно, не желает идти ни на какие переговоры. В случае с Донбассом есть определенная разница: на линии соприкосновения нет голубых касок ООН. Тогда, в 90-е еще пытались соблюсти некий пиетет, сейчас осознали, что они создадут лишние проблемы в ходе планируемого наступления. Миссия ОБСЕ сейчас выполняет лишь наблюдательную функцию.
Киев однозначно согласен с хорватскими методами развития национального чувства среди подвластного населения: или полная лояльность нации, или эмиграция. Именно поэтому власти Украины решительно настроена против любой формы легализации русского языка. Русские по духу, языку, истории и вере люди представляют для новой националистической Украины особую угрозу, поскольку являют альтернативу, доказавшую свою жизнеспособность в ходе многовекового сосуществования русских и украинцев, а также намекают на время, когда русские и украинцы еще были единым народом.
Важнейшей причиной поражения Сербской Краины стала реакционность сербов. Книн и Белград полностью отдали инициативу в руки противника, предпочитая реагировать (часто успешно) на его выпады. У Югославии с 1991 по 1995 гг. не оказалось достойного плана, тактики, стратегии, идеологии реинтеграции, в то время, как у Хорватии и Запада в целом он был и остается: национализм + вхождение в западные наднациональные структуры. Сербское сопротивление оказалось интуитивным. Необходимо не допустить повторения подобного сценария на Донбассе. Новороссия и Россия должны понимать, какова общая цель их противостояния с Украиной и Западом, чего они добиваются, уяснить краткосрочные и долгосрочные задачи сопротивления. Только таким образом возможно выковать победу.