1954 год в цвете, чем жил СССР больше 60 лет назад
Завершавшаяся работа по послевоенному восстановлению страны и мощнейший подъём в промышленности давали людям право рассчитывать на долгожданное облегчение жизни, рост личного благосостояния.
К 1954 году почти все профессиональные фотографы СССР хорошо освоили цветную плёнку, поэтому визуального материала будет много…
Обложка январского номера журнала «Огонёк»
В Москве после реконструкции открылся ГУМ — витрина социалистического изобилия.
Ориентированный на зарубежного читателя журнал «Советский Союз» запечатлел в роскошных интерьерах ГУМа образцовую картину потребительского общества в СССР.
А в советских фильмах рекламировали свободную продажу личных автомобилей населению. Советский автосалон 1954 года в Минске. Личные автомобили действительно были тогда в свободной продаже. Москвич-400 за 9000 рублей (эконом класс), Победа за 16000 рублей (бизнес класс) и ЗИМ (впоследствии Чайка) за 40000 рублей (представительский класс).
Многие не поверят, но в 1954-м СССР был запущен первый проект отечественного цветного телевидения «Радуга». Хотя для свободной продажи было выпущено несколько тысяч специальных телеприёмников, но всё же оказалось, что проект слишком опередил своё время. По-настоящему эра цветного телевещания в СССР наступит только в 1967 г., с помощью французов.
По правде сказать, в 1954-м и черно-белое телевидение в СССР не было ещё особенно массовым, большинство людей по-прежнему узнавали новости из газет или по радио.
1954 год — это лебединая песня «сталинского ампира», когда каждую вещь, от дома до радиоприёмника, старились делать изысканно красиво.
Ещё в 1954-м открылась после реконструкции главная выставка страны — ВСХВ. Это событие запечатлели в цвете сразу несколько советских фотомастеров, в т.ч. Семён Фридлянд.
Новый главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
Главный павильон выставки, «Механизация», сильно изменился за счёт пристройки к нему помпезного фасада.
А по вечерам там была настоящая феерия…
В 1954-м в Москве с опозданием в 7 лет установили памятник Юрию Долгорукому в ознаменование 800-летия города. На этом историческом снимке он ещё на территории завода. Жаль, что в кадр не попала нижняя часть, чтобы проверить известную легенду про срочную переделку))…
Как и вообще все послевоенные годы, 1954-й в СССР был годом великих строек.
На строительстве Горьковской гидроэлектростанции А Горячев, «Огонёк», 1954.
Начало строительства Братской ГЭС, Бальтерманц, 1954.
В общественно-политической жизни СССР наметились первые признаки «оттепели», само понятие которой связано с названием одноименной повести Ильи Эренбурга, вышедшей в 1954 году. Но громкие события были ещё впереди.
Внешне ещё почти ничего не изменилось и советские люди традиционно выходили на парады под знамёнами Ленина-Сталина.
Страной в 1954-м фактически правил дуумвират Хрущёв-Маленков, причём до 1955-го не было понятно, кто из них окажется главнее.
А Брежнев тогда был ещё секретарём ЦК КП Казахстана.
В советском кино заканчивался период малокартинья (1943-1953 гг.).
Один из главных фильмов 1954 года — «Верные друзья».
По своей стилистике это чистый сталинский классицизм. В картине с размахом показан масштаб строительства в стране и хорошо передана атмосфера послевоенного созидания. За этот обильный позитив фильм любят до сих пор.
Другой кинохит 1954-го — «Укротительница тигров».
Посмотрим, как выглядели улицы советских городов в 1954-м.
Невский проспект, через 4 года после снятия трамвайных маршрутов. Пройдёт всего пару лет, и найти на в транспортном потоке крупных советских городов «эмки» будет уже довольно сложно.
Впрочем, за исключением центральных улиц Москвы и Ленинграда, автомобильного потока в советских городах тогда особенно и не было, тон задавали трамваи, автобусы, троллейбусы, грузовики.
Таллин-1954.
Улица Артёма в Донецке в том же году.
Нижний Тагил на снимке С. Фридлянда.
Сухуми.
Главное место в относительно немногочисленном советском автопарке прочно заняли автомобили «Победа», которые начнут понемногу уступать его «Волгам» лишь в конце десятилетия.
На вокале в Риге в 1954-м.
А на советских железных дорогах ещё царили паровозы (выпуск которых будет прекращён в 1956 году).
В 1954-м паровозы ещё строили.
Вокзал в Евпатории.
Что-то теплое, родное, светлое во всех фото… Хочется туда…
Когда мировые банкиры поняли, что СССР в скором будущем завоюет умы всех людей во всех государствах, нашу страну начали планомерно, по-тихому уничтожать.