Неубиваемая сигарета или в чем секрет неуспеха в борьбе с курильщиками

1419 2

Неубиваемая сигарета или в чем секрет неуспеха в борьбе с курильщиками

Собственно запрет курения в определенных местах для России не новость

В середине 19 века император Николай I своим указом не разрешал гражданам Российской Империи курить на улицах. Правда, в те годы о вреде вдыхания табачного дыма в легкие человека еще особенно не задумывались и причина запрета была совсем другая. В российских городах, построенных по большей части из дерева, пожары были не в диковинку, в том числе и по причине неаккуратного курения. Поэтому логика в царском решении прослеживалась железная — вряд ли курильщик будет вытряхивать табачный пепел из трубок и раскидывать где попало окурки в своем собственном доме, отчего и пожаров по причине нерадивых курильщиков должно было стать гораздо меньше.

Стоит заметить, что этот запрет вызвал неоднозначную реакцию в русском обществе середины 19 века. Граждане его постоянно нарушали, а критики Николая I относили его к числу "сатрапских" прихотей императора, которого российские либералы того периода, мягко говоря, и без того недолюбливали. Наверное, именно поэтому взошедший на престол "царь-реформатор" Александр II одним из первых своих указов снял запрет на курение в общественных местах, что было с радостью воспринято и самими курильщиками и "истосковавшимися по свободе" прочими обывателями.

Последующие правители России и СССР тему борьбы с курением предпочитали обходить стороной, поскольку ограничивать курильщиков в "свободе выбора" где дымить сигаретой было чревато народным недовольством. Ведь зависимые от потребления табака граждане — представляли собой достаточно организованную социальную группу. Пожалуй, борьба с курением в 60-80-е годы ХХ века ограничивалась только регулярными предупреждениями от специалистов Минздрава на пачках сигарет, пропагандистскими статьями в профильных журналах "Здоровье" и упоминаниями о вреде курения в школьном курсе "Анатомии человека". Причем, отечественные курильщики представляли собой весьма мощную силу. В случае, если их лишали возможности регулярного получения табачной пайки, они были способны на весьма активные и даже агрессивные действия.

Неубиваемая сигарета или в чем секрет неуспеха в борьбе с курильщиками

Очередь за дозой никотина в центре Москвы. Табачный кризис конца 80-х годов

Неубиваемая сигарета или в чем секрет неуспеха в борьбе с курильщиками

"Табачный бунт" — частое явление последнего года существования СССР. Курильщики, которым не досталось сигарет, перекрывают Волгоградский проспект в Москве около метро "Кузьминки"

Стоит заметить, что табачные бунты в СССР не были связаны с заботой государства о здоровье курящих граждан. Дефицит сигарет и табака в разгар перестройки был создан искусственно, путем "плановой постановки на ремонт" большей части табачных фабрик в СССР. В итоге были получены с одной стороны, рост недовольства курящей части населения и огромные прибыли спекулянтов, торговавших сигаретами на "черном рынке".

Зато в начале 90-х табачная проблема, как казалось, была решена окончательно. Импортные сигареты, наравне с таким же импортным алкоголем весьма сомнительного качества, стали наиболее "ходовым товаром" для создаваемого в условиях "лихих 90-х" российского бизнеса.

В итоге, табачной продукцией оказались буквально завалены полки коммерческих магазинов и палаток. Сигаретами торговали на рынках, в метро, на улицах, причем в том числе и поштучно. Разумеется, никто не спрашивал у покупателей есть ли им хотя бы 18 лет, в итоге чего в школах курить начинали целыми классами, а отдельные педагоги даже задумывались над тем, чтобы легализовать курение школьников — создав специально отведенные места для курения в пределах территории образовательных учреждений.

Результат такой табачной политики не заставил себя долго ждать. К началу 2000-х годов Россия вышла на "первые позиции" по количеству потребления сигарет на душу взрослого населения.

Неубиваемая сигарета или в чем секрет неуспеха в борьбе с курильщиками

А по количеству взрослых курильщиков Россия в начале "нулевых" и вовсе обогнала таких "мировых лидеров" потребления табака как Турция, Япония, Китай и Польша, лишь немного уступая Белоруссии и Украине.

Неубиваемая сигарета или в чем секрет неуспеха в борьбе с курильщиками

В итоге, за эту проблему надо было браться всерьез, что Государственная Дума и попыталась сделать, приняв в 2013 году соответствующий федеральный закон. Теперь Россия — один из мировых лидеров по запретам, связанным с курением табака. Дымить сигаретой в настоящее время нельзя в кафе и ресторанах, местах массового пребывания граждан, вблизи школ и образовательных заведений, на объектах транспорта и в поездах дальнего и пригородного сообщения. Кроме того курильщиков выгнали "курилок" в помещениях на улицу и запретили продавать табачную продукцию в ларьках, обязав при этом продавцов не выкладывать сигаретные пачки на всеобщее обозрение и под страхом лишения лицензии — не продавать табачные изделия несовершеннолетним.

Все эти меры были несомненно правильными, если бы не одно серьезное обстоятельство. Курить народ в России так и не бросил. Запрет курения в кафе и ресторанах например, привел к тому, что в сплошной "зал для курения" превратились тротуары вдоль них. Тоже самое произошло и с любителями покурить в рабочее время — из офисов заядлые посетители курилок переместились на улицы. Места для курения на остановках общественного транспорта также несложно обнаружить — по горам окурков в 15-20 метрах от их границ. По сути идея "выгнать курильщиков" на улицу не привела к сокращению их количества, а очень даже наоборот — теперь пассивными курильщиками невольно стала масса пешеходов, проходящих мимо фасадов кафе и ресторанов или офисных и торговых центров. По сути, пользы от такой борьбы с курением на законодательном уровне получилось немного, за то хватило недовольства, причем даже не столько со стороны самих курильщиков.

Особенно сильный удар антитабачные меры, в первые же месяцы после их вступления в силу, нанесли по хозяевам кафе и ресторанов. Прибыль по неофициальным их признаниям с момента ввода запретов на курение — упала на 40-50 процентов. Многие мелкие и недорогие кафе и вовсе закрылись, перепрофилировав свой род деятельности на обычную торговлю, в том числе и табачной продукцией. Те же владельцы кафе, которым позволили средства, все равно нашли в запретах "лазейки" — оборудовав курительные веранды и дворики. Правда, теперь табачным дымом кроме самих курильщиков, вынуждены дышать и все оказавшиеся вблизи такой "курилки" некурящие сограждане.

Так почему с антитабачными инициативами Госдумы получилась знакомая ситуация "хотели как лучше, но вышло не очень"? Обратимся к западному опыту борьбы с курением. Стоит заметить, что российские запретительные меры в части потребления табака во многом списаны с европейского и американского опыта, причем там они оказались весьма эффективны. В чем же тогда скрыты секреты такого успеха этих мер "у них" и не очень хорошего результата, как казалось бы аналогичных антитабачных мер "у нас"?

Дело в том, что запретительным мерам в области курения в западном исполнении, предшествовала мощнейшая информационная компания, которую проводили долгие годы и даже десятилетия. Прежде чем запретить народу дымить в общественных местах, в США его сначала отучали курить вообще. Причем антитабачную рекламу и разъяснительные мероприятия о вреде курения там обязали финансировать производителей табачной продукции. В итоге, к началу 90-х бросать курить в США стало модным занятием. Еще бы, ведь с табаком завязывали известные личности и артисты, курящие политики стремительно теряли популярность, а на курильщиков в конце-концов стали смотреть как на больных одной из форм зависимости граждан. И только после того, как в ходе такой разъяснительной работы количество курильщиков сократилось до минимума, на их "права" развернули широкомасштабное наступление, изгнав их из общественных мест и серьезно повысив стоимость табачных изделий. При таком подходе никакого недовольства или экономических последствий борьба с курением не вызвала. Кроме того, результат такой борьбы с курильщиками оказался вполне реальным.

Неубиваемая сигарета или в чем секрет неуспеха в борьбе с курильщиками

Очевидно, что бороться с курением в России решили методом "кавалерийской атаки на сигарету" — по принципу "запретим курить, а там авось народ и сам бросит эту пагубную привычку". И это при том, что в нашей стране уже имелся печальный и несколько похожий опыт "запретительной" борьбы с пьянством в конце 80-х годов, который дал только кратковременный результат, а затем привел к массовой вспышке злоупотребления алкоголем, как только он снова появился в свободном доступе на прилавках.

Отсутствие пропагандистской и разъяснительной работы о вреде курения привело к тому, что в принципе правильные антитабачные инициативы, внедряемые со стороны государства, у обывателей не встречают серьезной поддержки. Вот, например, идея повышения цены на табачную продукцию однозначно встретила одобрение только у 11% россиян.

Неубиваемая сигарета или в чем секрет неуспеха в борьбе с курильщиками

Эти данные показывают, что к ограничительным мерам в отношении курильщиков наше общество, увы, пока не готово и ничего кроме роста недовольства такие меры, по сути, не вызовут.

Так что делать с курильщиками? Несомненно курение табака представляет огромную социальную проблему, оказывающую пагубное влияние на всю жизнь государства — начиная от "прожигания" рабочего времени в курилках, заканчивая негативными проявлениями в демографической ситуации в стране, росте числа заболеваний, в том числе и непосредственно связанных с курением и снижением показателей продолжительности жизни в России.

Только вот если ограничить борьбу с курением одними лишь запретами, то скорее всего, в результате будет получен лишь негативный результат, при минимуме положительного эффекта. Тут нашим законодателям важно понять, что если проблема накапливалась столетиями, то решить ее только принятием одних ограничивающих курильщиков законов уже не получится. Точнее, самим ограничениям должна была по сути предшествовать мощнейшая пропагандистская компания о вреде курения, направленная на популяризацию идеи отказа от вредных привычек. И только потом надо было переходить к тому, с чего борьбу с курением в России почему-то решили начать.

В противном случае, российская антитабачная компания на практике привела к тому, что уже сейчас ведутся разговоры о необходимости отмены части ранее ввведенных для курильщиков ограничений. Что собственно и показывает то, что такая компания по борьбе с табаком в России была непродуманной и носила скорее популистский характер.

Остается только пожелать россиянам в наступившем новом году все таки задуматься о своем здоровье и особенно курильщикам — всерьез принять решение об отказе от вредной привычки. Ну а нашим депутатам — также пожелать впредь постараться принимать более продуманные и взвешенные законопроекты в области борьбы с пагубными привычками сограждан, которые будут приводить не только к росту количества недовольных, но и иметь какой-нибудь практический результат.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий
  • 8943 4528

    Кроме прочего,табак весь- американский.Вот и подумайте,курильщики,кого вы обогащаете.Выращиваться -то табак может и в других местах,но сам рынок табачной продукции чётко удерживается американскими корпорациями. Чай- английская чайная компания.

  • 6293 -1234

    на этом примере чётко прослеживается несостоятельность выборов кандидатов и партий как и президентов
    заражённое общество не может адекватно оценивать те или иные виды существования, пропаганду и идеологию
    если вынести данную проблему на референдум то указанные 95% населения активно проголосуют за полную свободу курильщикам
    остальная в этом отношении менее активная масса проиграет в любос случае – их права менее ограничиваются
    и понятно что пропаганда свободы всегда превысит любые виды других в том числе и за “здоровый образ жизни”
    такая же ситуация и с партиями

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)