Спекулянты стремятся переписать ценники при рекордных урожаях
За всеми страстями вокруг доллара и евро, как-то на второй план отступают простые вопросы. Сколько будет стоить хлеб, молоко, крупы, соль, сахар, овощи? Во что обойдется минимальная корзина продуктов в новом году? Почему растут цены на российские товары, которые от иностранной валюты не зависят? Нет ли и тут места спекуляциям?
Цены на импортные товары, учитывая новые курсы доллара и евро, вырастут неизбежно. Впрочем, большинство тех, кто очень хотел купить новый телевизор, стиральную машину или даже автомобиль, уже сделали это. Совпало два фактора: традиционный предновогодний ажиотаж и ослабление рубля. Люди стремились купить товары по старым ценам. Все последние недели в крупнейших магазинах бытовой техники — очереди, в автоцентрах не осталось никаких машин — все раскуплено. Новые партии придут уже по новой стоимости.
Некоторые магазины, торгующие, в основном, предметами роскоши, попытались было установить цены в условных единицах, но после жесткого напоминания, что это незаконно, вернули рублевые ценники. В отличие от импортных высокотехнологичных товаров, продовольственные продукты не так сильно связаны с курсом доллара, а многие не связаны вовсе. Резким повышение стоимости молочной продукции вряд ли можно назвать. Фермеры говорят, что в последние годы их зависимость от импорта резко снизилась. «Среднепродуктивной коровы вполне достаточно, чтобы мы наелись, и доллара здесь никакого нет, все в полях находится», — говорит Сергей Караваев, фермер из Воронежской области.
Более того, продовольственный рынок защищен от резкого скачка цен во многом и тем, что Россия несколько месяцев назад ввела эмбарго на поставки сельхозпродукции из-за рубежа. Сейчас эти сыры, молоко и овощи взлетели бы в цене. Однако, благодаря эмбарго, на прилавках стало намного больше именно российских товаров — производство сливочного масла за 10 месяцев выросло почти на 20 процентов, хотя в прошлом году объемы падали. Сыров сделали уже на 14 процентов больше, российского творога стало больше на 2 процента. Резкий рост производства мяса — 800 000 тонн, то есть весь тот объем, что раньше закупался за рубежом и попал под эмбарго, теперь сделан в России.
Сельхозпроизводители все же дают понять, что небольшой рост цен возможен — так как упаковку, удобрения привыкли покупать за рубежом. «Изменение цен — процесс не очень быстрый. Потому что нужно много согласований — партнеры, сети, поставщики. Не знаю, в этом году — навряд ли, но в 2015 году будем смотреть», — говорит исполнительный директор маслозавода в самарской области Николай Астафуров.
Но смотреть будут и в контролирующих органах. В Федеральной антимонопольной службе сегодня заявили, что не допустят ценовых сговоров. Одно дело — экономические факторы, другое — спекуляции и желание подзаработать на общей нервозности. Недавно нефтяные компании удалосьзаставить снизить цены на бензин, жесткие меры будут, если понадобится,применяться и на потребительском рынке. «Эти штрафы могут исчисляться миллионами, в некоторых случаях миллиардами рублей. Очень много жалоб поступает на гречку, практически в ежедневном режиме проводится мониторинг», — говорит начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский.
«Гречихи в стране «выше крыши», с избытком, — особо подчеркивает министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. — Оснований для ажиотажа абсолютно объективно никаких нет. Если есть такие странные вещи взлета цены на гречиху, то все должны обращаться в Федеральную антимонопольную службу». Как рассказал коммерческий директор предприятия по производству и переработке гречневой крупы в Новосибирске Андрей Шатохин, цена стабилизировалась. Где-то благодаря усилиям властей, где-то — усилиями коммерческих структур. «Недостатка в гречке сегодня нет. Мы не предполагаем, что дальше цены будут повышаться», — заметил он.
В России в этом году выращен небывалый урожай не только гречихи. Зерна — более 100 миллионов тонн, и это абсолютный рекорд. Картофеля — почти 32 миллиона тонн, на 1,5 миллиона больше прошлого года. Рекорд установлен по сбору риса — более миллиона тонн. Более того, фермеры заявляют, что готовы серьезно нарастить производство зерна. «Объем производимой продукции у нас вырос до 8000 тонн в месяц, но производственные мощности позволяют нам увеличить производство еще на 2000 в месяц», — уверен коммерческий директор компании по производству зерновых в Алтайском крае Родион Салтушенков.
Сложнее ситуация с лекарствами. Но правительство готовит комплекс мер по недопущению роста цен на них, о чем сегодня объявила вице-премьер Ольга Голодец. Она также призвала регионы особенно внимательно отнестись к семьям с детьми и поддержать их в случае необходимости. «Почему сейчас нужно взять программы материнства и детства под контроль? Потому что именно эти категории у нас больше всего подвержены тем изменениям, о которых сегодня говорит вся страна. Поэтому в отношении семей с детьми, особенно в возрасте от полутора до трех лет, должно быть проявлено абсолютно особое внимание, нужно вести постоянный мониторинг ситуации», — сказала Голодец.
Она также призвала регионы, цитата — «последить за реальными зарплатами» и выплатить людям премиальные в конце года.