Засечный бой: тропой охотника

1492 0

И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О, государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть…» …
И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами. И увидел князь великий убиение брата своего, князя Давыда Ингваревича, и воскликнул в горести души своей: «О, братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!» И пересели с коня на конь и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский и многие князья местные и воеводы крепкие и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые.


Русь, являясь азиатским пограничьем Европы, издревле исполняла роль щита, о который разбивались волны кочующих воинственных племён. Небольшим русским дружинам часто противостояли бесчисленные орды, противопоставить которым оставалось только боевую выучку и мужество. Степь, оставаясь главным противником Руси, была отнюдь не единственным. Захватчики то и дело взламывали рубежи русских княжеств, заставляя вновь и вновь наших предков браться за мечи.

Дружина – опора и сила князя, олицетворение его власти. Ей приходилось решать задачи не только по обороне внешних границ. Дружина собирала дань с подвластных территорий, выполняла особые поручения, которые сейчас назвали бы “спецоперациями”, и даже подавляла бунты. Так в повести временных лет находим описание событий 1071-го года, когда случился голод, и вспыхнуло восстание в Ростовской земле. Против 300-сот мятежников, занимающихся грабежами и убийствами, вышел Янь, сын воеводы ростовского князя, с 12-ю отроками. Этих сил оказалось достаточно, чтобы подавить бунт.

Дружинник – он же профессиональный воин, человек, посвятивший свою жизнь ратному делу. Князь не мог позволить себе иметь большое войско, ведь его было необходимо содержать. Поэтому дружины даже самых крупных русских княжеств редко превосходили 1500 воинов. И даже такая сила мобилизовалась лишь во время широкомасштабных войн, чаще же воины действовали малыми отрядами.
Настоящее сражение, будь то вооружённое боестолкновение или уличная драка, характеризуется, прежде всего, неравенством противоборствующих сторон. Это в спортивном единоборстве мы можем наблюдать ситуацию, когда бойцы меряются силами в честной схватке «один на один». В жизни такое бывает редко. Чаще агрессор старается не оставить никаких шансов защищающейся стороне. Численное превосходство противника – это та проблема, которая остаётся актуальной для воина с древнейших времён и по сей день.

Прикладные школы рукопашного боя всегда уделяли этой теме значительное внимание, предлагая разные способы действий в ситуации «один против всех». Но до сих пор нерешённой оставалась одна задача: всякий метод должен пройти проверку боем, а всякая система должна беспрестанно совершенствоваться, обогащаясь новым опытом. Стабильную наработку такого опыта можно осуществить лишь в рамках налаженного соревновательного процесса. То есть бескомпромиссность спорта могла бы стать отличной опорой и объективным союзником для прикладных систем. Весь вопрос в том, как суметь перенести неравенство противоборствующих сторон на спортивную площадку. И этот вопрос удалось решить, создав засечный бой.

Сам термин «засечный бой» является современным, ему едва исполнилось больше года. И, тем не менее, введён он не случайно: обозначая проблему «один против всех» как засечный бой, мы постарались указать на её непосредственную связь с русской боевой традицией. Этимологию слова «засечный» можно раскрыть в двух вариантах, каждый из которых имеет право на существование. Первый вариант опирается на древнее слово «сеча», так любимое нашими летописцами. Сеча – это вооружённое столкновение двух отрядов, при котором полки часто смешивались, что приводило к ситуации окружения и необходимости вести бой с множеством противников сразу. Другой, не менее интересный вариант, выводит происхождение термина «засечный бой» от слова «засека», под которым понималось оборонительное сооружение из наваленных деревьев. В задачу засеки входило лишение противника возможности маневрировать и прикрытие собственной внезапной атаки, что очень точно соответствует тактике засечного боя.


Засеки строились в так называемом «заповедном лесу», именно поэтому площадку для схватки представители засечного стиля именуют «лес». Чтобы добраться до центрального бойца, атакующему звену предстоит преодолеть те «засеки», что он построит на их пути. Его называют «охотник». И это ещё одна нить, прочно увязывающая философию засечного боя с русской боевой традицией. Ведь охотниками на Руси издревле называли бойцов, «охочих» до кулачной схватки. Охотник – значит «желающий», поэтому в более поздние времена охотниками стали называть добровольцев в Российской армии. Из них даже формировали специальные охотничьи команды, прообраз современного спецназа, – подразделения, предназначенные для выполнения самых опасных заданий. Да, риск – неотъемлемая часть жизни охотника. Для того, чтобы с честью выйти из самой опасной ситуации, прежде всего, нужно взять себя в руки, нужно обладать несгибаемой силой духа и воинским характером. Засечный бой – серьёзное испытание для самого опытного бойца, ведь это всегда неравная схватка.

Засечный бой учит, с одной стороны, вести бой с несколькими противниками, с другой стороны, – работать в составе группы. Правила схваток таковы, что каждый из участников соревнований в соответствии с жеребьёвкой проходит через центр площадки, исполняя роль охотника. Упавший считается выбывшим из боя, поэтому противники стремятся сбить друг друга на землю сильными ударами. Единственным преимуществом центрального бойца является защитный шлем с пластиковой решёткой и кираса на корпус. Подобный доспех позволяет ему принимать вскользь удары атакующих, но не способен защитить от чистого попадания. Главной защитой охотника остаётся его манёвр.

Схватки проходят в двух категориях сложности. Категория «кулачный бой» позволяет соперникам наносить удары только руками, в категории «свободный бой» разрешаются удары ногами и ограничено борцовские действия.

По результатам двух кругов соревнований судейская коллегия определяет сильнейшего, им оказывается тот, кто набирает максимальное количество баллов. Простая и объективная система оценки практически полностью исключает спорные моменты и возможность предвзятого отношения к участникам.

В засечном бою грубая сила бесполезна, ведь противников всегда больше, они со всех сторон и удары сыплются градом. В таком положении мало иметь крепкие мышцы, нужно суметь правильно организовать свои действия и победить, прежде всего, саму ситуацию. Правила засечного боя более чем либеральны: здесь разрешены многие технические действия, запрещённые в самых жёстких полноконтактных стилях. Это касается, например, ударов по спине и затылку. В круговерти засечного боя их просто невозможно ни отследить, ни запретить. Да и запрети атаковать сзади, рухнет сама идея боя в окружении. Так как же обойтись без травматизма? Ответ дала сама практика.

Один из девизов засечного боя – «Неуязвим тот, кто движется». Если охотник останавливается хотя бы на долю секунды, он рискует пропустить акцентированный удар, и расплата за слабость, как правило, не заставляет себя долго ждать. Поэтому двое полевых судей внимательно следят за ходом схватки и в случае остановки охотника, когда он теряет возможность защитить себя движением, они останавливают бой. Боец, выходящий на площадку, должен в достаточной степени владеть той моделью движения, которая позволит ему оставаться неуязвимым.

И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился…

И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю… И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего».


Сеча — дословно «рассечение», «расчленение на части», в самом слове кроется указание на применение русскими воинами рубящего оружия. Действительно, мечи, сабли и секиры — традиционное вооружение дружины. Оно было необходимо тогда, когда драться приходилось вне строя, и применение копий было невозможно. Кстати, подобная тактика боя характерна не только для Руси раннего средневековья. Вспомним спартанскую фалангу. Её ударной силой являлись тяжёлые копья, но когда спартанец бился вне строя, он предпочитал меч.

Необходимо понимать, что изобретение рубящего оружия не случайно: оно создавалось под ситуацию «один против всех» и наиболее рациональную форму движения в этой ситуации. Специалисты засечного боя утверждают, что эта форма универсальна и одинаково эффективна как в схватке голыми руками, так и с применением оружия.

Как показывают исследования учёных-физиологов, в стрессовой ситуации мелкая и сложная моторика имеют тенденции деградировать, тогда как крупная сохраняет работоспособность. Именно поэтому в уличной драке такими естественными являются размашистые удары. Это в тепличных условиях спортзала, на ринге можно точно корректировать свои движения, когда организм понимает всю условность происходящего. В настоящей схватке «не на жизнь, а на смерть», всякий контакт с противником воспринимается, как смертельная угроза и, безусловно, является гораздо более мощным стрессом, нежели спортивный спарринг. Выполнение махового движения является естественной реакцией организма, который под воздействием адреналина и других гормонов, получает мощный прирост физической силы в обмен на ослабление моторных функций. Вот эти врождённые механизмы и стали основой в формировании техники засечного боя.

Вообще, засечный бой нельзя сравнивать со спортивным единоборством. Они во многом стоят на диаметрально противоположных позициях. Так, в засечном бою удар — это, прежде всего, не способ травмирования противника, а форма управления пространством. Используя инерционное проваливание, боец смещается по площадке в нужном направлении. То есть удар часто используется как инициатор движения и контроля баланса. Потеря равновесия, при этом, является нормой, а не ошибкой. Бойцов засечной школы специально учат наносить удары, балансируя на грани падения, и даже восстанавливать устойчивое положение, применяя тот же удар.

Засечный бой не правильно было бы называть боевым спортом или искусством. Скорее, это просто формат схватки. Когда говорят «единоборство», то понимают под этим противостояние двух одиночек, и не важно где это происходит: на ринге, или на улице. Так и с засечным боем. В рамках общественного движения «Стрелы Перуна», занимающегося возрождением и развитием русской боевой традиции, был создан некий турнирный вариант схватки по схеме «один против троих», где любой желающий попробовать свои силы в неравном противостоянии, может выйти на площадку. И это лишь спортивное отражение засечного боя. Ведь можно говорить и о боевой его форме, когда рассматривается ситуация самообороны или выполнение служебной боевой задачи.


Некогда боевое искусство и создавалось в качестве инструмента для решения вполне прикладных задач. И лишь с ходом времени, в угоду потребностям благополучного общества, многие школы потеряли своё былое предназначение, сменили приоритеты. Более того, современные направления зачастую создаются уже как изначально ориентированные на спорт или некое духовное развитие занимающегося, а прикладные аспекты уходят на второй план. Но если говорить о школе засечного боя, то таковая, безусловно, должна рассматривать ситуацию «один против всех» применимо к реалиям современного сражения, обкатывая, при этом, собственные наработки в полноконтактных боях на ринге.

Засечный бой подарил бесценную практику, позволившую пересмотреть сам взгляд на рукопашный бой и создать целую школу боя, получившую название «Охотник».

Система получила своё название по центральному персонажу своей идеологии. Охотник — феномен биологический. То есть проявленный в природной среде, как элемент мироздания. Он одинаково характерен как для животных, так и для растительных популяций, и, по утверждению создателей системы, не чужд и человеческому обществу. Что его отличает? В первую очередь, набор наследственных программ, определяющих его роль в коллективе. То есть, натуру. Не нужно путать это с личностью, которая формируется в ходе воспитания. Речь идёт об индивидуальности, данной от рождения. Соответствуй себе — значит, будь тем, кем ты рождён. Один из девизов школы гласит: «Стань охотником, чтобы не стать жертвой!». Другими словами, речь идёт о раскрытии некого потенциала, охотничьего инстинкта, к которому, кстати, апеллируют как военные психологи, так и профессиональные тренера в самых разных спортивных дисциплинах. Но его мало раскрыть, его нужно ещё и «социализировать», то есть привести в соответствие с общественными интересами. И здесь в дело вступает воинская идеология и мораль. Ведь всякий человек, открывший в себе охотника, обостривший в себе звериное чутьё, уверенно действующий перед лицом смертельной угрозы, превращается, поистине, в боевую машину. Вполне способную решить задачу «один против всех»… Разве мы не заинтересованы в том, чтобы такие люди стояли на страже нашего порядка?

«Стрелы Перуна» являются общественным движением, то есть, наши интересы лежат в плоскости социального строительства. Спорт — только инструмент в наших руках. Целью нашей организации является возрождение и развитие русской боевой традиции, создание устойчивого культурного пространства, некоего фундамента для формирования личности воина. Воина нужно создавать с пелёнок, но для этого необходимо знать и понимать, на чём держится воинская культура. А держится она на охотнике, его врождённых задатках, рефлексах и инстинктах. Их нужно пробудить и заставить работать в нужном направлении.

Мир не стоит на месте, и чтобы оставаться боевой, система должна развиваться вместе с ним. В то время как содержание ситуации «один против всех» остаётся неизменным, форма её постоянно прогрессирует. Ведь не зря современный подход к подготовке солдата исключает понятие «рукопашный бой», оставив его достоянием спортивных площадок. В армии используется термин «ближний бой», подразумевающий применение всех типов оружия, имеющихся в расположении бойца, при непосредственном сближении с противником. Будет заблуждением считать, что засечный бой учит тому, как голыми руками вступать в схватку с множеством противников. Это было бы непростительной глупостью. Спорт всего лишь моделирует эту ситуацию, как максимально сложную. Ведь в жизни опытный боец вряд ли допустит ситуации окружения, и даже если это случиться – будет использовать для достижения победы всё, что оказалось в его распоряжении, от настоящего до импровизированного оружия. Именно поэтому система боевого поведения «Охотник» подразумевает овладение различными типами оружия, от холодного до огнестрельного, ну а рукопашный бой остаётся достоянием спорта, а так же тех ситуаций, когда применение оружия оказывается невозможным.

Метод, лежащий в основе нашей системы, является боевым, потому что он универсален, он работает в любой ситуации, независимо от условий, в которых протекает схватка. Один противник, или множество, применяется оружие или нет, но система формирует моё поведение так, чтобы я вышел победителем.

Как показывают исследования военных психологов, возможность выбора в критической ситуации затрудняет сам выбор. Другими словами, если боец под рукой имеет множество альтернативных схем, ему придётся тратить значительное время на анализ ситуации и принятие адекватного решения. Но промедление в бою сродни поражению. Именно поэтому боевая система, с учётом психофизиологии стресса, должна предлагать единую форму поведения, что позволит действовать без сомнений.

В основе засечного боя лежит естественная двигательная модель, опирающаяся на механику человеческого тела, его возможности и условия ведения боя в окружении. И здесь нет никаких секретов, всё дело в практике реальной схватки, без игры «в поддавки». Именно поэтому многие мастера боевых искусств, рассматривающих ситуацию «один против всех» не умозрительно, но через призму настоящего боя, приходят к одним и тем же выводам, вне зависимости от принадлежности к расе или нации. Так, совершенно одинаковые рекомендации относительно действий против группы противников дают как инструктора разных спецподразделений, так и мастера фехтования прошлых веков, когда само фехтование ещё не превратилось в спорт, а считалось прикладной дисциплиной.

Ещё одна особенность системы боевого поведения «Охотник» – принцип отрицания спортивного стереотипа. Подготовка к соревнованиям строится таким образом, чтобы у бойцов не формировались искажённые представления о схватке, а техника ориентируется на применение в уличных условиях. В техническую базу системы поступают только те приёмы, которые проходят испытание боем и однозначно доказали свою эффективность. Инструктора засечного боя любят повторять: мы даём лишь то, что имели возможность применять сами в полноконтактном бою на реальной скорости.

Система боевого поведения «Охотник» имеет опору на собственную философскую школу, корни которой в славянском пантеизме. Однако, эта тема раскрывается лишь тем, кому это действительно нужно по их роду деятельности: тренерам и методистам, чтобы они могли иметь в своих руках рычаги развития системы. Рядовым бойцам, приходящим в школу сугубо с прагматическим интересом, это не нужно, им даётся лишь метод, всё остальное остаётся за кадром, чтобы рабочая теория не превращалась в никому ненужные пустые разглагольствования. Мы не превращаем свою школу в некое учение, а бойцов – в адептов. Мы говорим, что система – это не кем-то провозглашённые идеи, это, прежде всего, сами люди. Любая истина, провозглашённая однажды и на все времена, превращается в мёртвую догму. Мы оставляем за собой право поставить под сомнение любое мнение. Систему развивают не идеи, её развивают люди. На них делаем мы свою ставку. На охотников. А охотнику невозможно зашорить глаза противоестественной идеологией. Он её просто не примет.

Дружина – сообщество сильных, где каждый – величина, где каждый способен, подобно русским богатырям Евпатию Коловрату или Демьяну Куденевичу, выйти малым числом, а то и в одиночку против многих врагов Отечества, чтобы увековечить славу русской земли и своё имя в памяти народа. Засечный бой – неравный и, порой, жестокий – удел героев, потому что подвиг делают они своей целью, и готовы повторить вместе со Святославом Храбрым великие слова:

“Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботитесь”.


Рудияр
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)