АРКТИКА будет Российской!
На фото ледокол типа ЛК-60Я (проект 22220)
Возможность экспансии в современной обстановке без применения силы невозможно, сказало бы ещё год назад большинство населения не только России, но и мира. И оказались бы совершенно не правы. Прирост территорий к России в этом году — это не только Крым. Но обо всём по порядку.
Борьба за территории, богатые углеводородным сырьем, наряду со стремлением к захвату территорий, не раз оказывалась движущей силой военных конфликтов мирового масштаба. После Второй мировой войны, наиболее серьезного из таких столкновений – в мире наступило временное затишье, продлившееся до начала военной агрессии США по отношению к странам с большими запасами углеводородных ресурсов. Новым «яблоком раздора» в борьбе за органическое топливо в XXI веке может стать Арктика.
На территории Северного полюса находится около четверти всех углеводородных запасов планеты. Разработка этих месторождений долгое время была экономически невыгодна: в первую очередь – из-за местного климата, во вторую — неэффективность технологий прошлого. В связи с глобальным потеплением сырьевые запасы Арктики становятся все доступнее, с каждым годом площадь территорий, покрытых льдом, уменьшается.
Это также открывает окно возможностей по использованию «Северного морского пути» значительно дольше по времени, чем раньше. Северный морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Экономия на грузоперевозках составляет до 30% по СМП. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14 280 км, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Если мы посчитаем к примеру из Гамбурга, то это на 1400км меньше, чем из СПб, что никак не меняет общую картину.
Целый ряд стран в настоящее время претендует на то, чтобы стать полноправным владельцем арктических природных богатств. Сдерживающим фактором является то, что первая страна, которая решится открыто объявить о своих намерениях, рискует навлечь на себя гнев конкурентов и экономическая борьба между ними может перерасти в военный конфликт, поэтому военное присутствие должно быть обоснованным, и развернуто в сжатые сроки после принятия решений на закрепление определенных территорий за государством.
Россия в этом, 2014 году продемонстрировала как должны проводиться подобные операции.
Психологическую составляющую в «Арктическом вальсе» Российского ВМФ обеспечивало наличие в конвое тяжёлого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».
А в качестве завершающего штриха — учения ВДВ на полярных просторах.
К числу стран, участвующих в борьбе за богатые запасы ресурсов Арктики, можно отнести Россию, Норвегию, Данию, Исландию, Канаду и, наконец, наиболее серьезного соперника России – США.
Канада строит новые воздушно-морские базы на северном берегу, Америка – расширяет полномочия службы Береговой охраны, Россия пытается с научной точки зрения доказать, что столь экономически выгодные территории Арктики принадлежат ей как часть Сибирской платформы.
При этом, как указано выше, проводится восстановление Арктических военных баз, которые были покинуты после развала СССР, и долгое время находились в запустении. Все эти действия явно свидетельствуют о том, что ситуация вокруг нефтяных запасов Арктики накаляется. И это не удивительно, ведь победивший в этой борьбе получит в качестве награды около 30 % общемировых углеводородных ресурсов!
Но вооруженные силы это только одна из составляющих, способная обеспечить закрепление региона за государством. Но одними военными базами в Арктике территорию удерживать не имеет смысла, так как нужно обеспечивать базы различными материалами и оборудованием, и одной авиацией это делать очень накладно, а часто и невозможно. Для полноценного функционирования необходимы суда ледового класса.
В марте Охотское море стало нашим внутренним, были приняты документы комиссией ООН, и мы увеличили свою территорию на 52 тысячи квадратных километров. Открытый в 2013г. остров «ЯЯ», в этом нанесли на карты, и Россия приросла дополнительными 452 км² морских вод. Сейчас делаем в том же направлении огромный шаг — уже на миллион квадратных километров в Арктике. Исследованиями с целью подкрепления заявки на континентальный шельф грунтом со дна.
Но чем удерживать такую территорию? Ответ на этот вопрос дают наши верфи.
Ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220) — новый тип российских атомных ледоколов. Название расшифровывается как ЛедоКол, мощностью 60 МВт, с ядерной силовой установкой — один из инструментов, способных обеспечить, как технологическое превосходство России в данном регионе одним своим присутствием, так и осуществлять проводку судов тех классов, которые ранее считалось опасно конвоировать из за их габаритов. Главными задачами этих ледоколов являются обслуживание Северного морского пути и проведение различных неограниченных по срокам экспедиций в Арктику.
Благодаря использованию переменной осадки ледоколы данного проекта способны равно эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье, в руслах сибирских рек. Данная особенность позволяет заменить этими ледоколами как ледоколы типа «Арктика», так и типа «Таймыр».
Разработка ледокола велась в 2000-е годы, на основе данных полученных при эксплуатации ледоколов типа «Арктика» и «Таймыр» и результатов математического и натурного моделирования поведения ледокола в различной ледовой обстановке.
Ледокол ЛК-60 проекта 22220 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 м, ширина — 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 8,55 м. Запланированное водоизмещение — 33,54 тыс. тонн. Экипаж 74 человека.
Строительство головного ледокола серии начато в 2012 году на Балтийском заводе, заложен 5.11.2013, ходовые испытания планируются на 2017год, начало эксплуатации запланировано на 2018 год(по другим данным — на 2019 год). В мае 2014 года было объявлено о заказе Росатомом у Балтийского завода ещё двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 за 84,4 млрд. рублей.
Напомню несколько фактов;
— 5 декабря 1957 года в Ленинграде был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой — ледокол»Ленин».
— на данный момент Россия единственная страна эксплуатирующая не боевые атомные корабли.
— в России 4 атомных ледокола, включая восстанавливающиеся, и около 20 не атомных.
— количество ледоколов и судов ледокольного класса в России в 2015 году станет таким же, как и во всём мире вместе взятом. — В 2015 году строй должны пополнить 4 ледокола.
P.S.
Атомные ледоколы в настоящее время даже не проектируют ни в одной стране мира, кроме России. Кораблей ледового класса в мире строится 5 ед, в России 12 ед.
А это значит, что гонку за Арктику мы выигрываем заочно, и при любых возможных изменениях в стратегиях западных стран по отношению к Арктике — мы всё равно имеем задел на срок не менее 10 лет, и нужно не упустить это преимущество.
Так же ведутся проектные разработки подводных арктических станций, но это уже другая история.
Специально для группы в ВК «Геополитика БРИКС» и «и сайта КОНТиненталист»
В статье были использованы материалы из публикации;
http://modernlib.ru/books/artur_aleksandrovich_indzhi..
К великому сожалению, глобадьные проблемы в интервью Чилингарова заслонили весьма существенные риски и в сфере человеческого капитала, и в сфере научных исследований, и в сфере деградации вечной мерзлоты. Так что дело не только в финансах. Никак не избавимся от шапкозакидательства и общих лозунгов.