Война до последней гривны
В день мирных переговоров Киев выделил «дьявольскую» сумму на продолжение АТО
26 августа до глубокой ночи продолжались переговоры между лидерами стран Таможенного Союза, Украины и представителями ЕС, которые должны были помочь найти выход из украинского кризиса. Президент Украины Петр Порошенко пафосно заявил, что в Минске решается судьба мира и Европы, а мир в Донбассе – главная задача, которую он приехал решать на переговорах.
На фоне громких заявлений в тот же день почти незаметно прошло срочное заседание украинского правительства, на котором было объявлено о выделении дополнительных 9,1 млрд. грн. на проведение «антитеррористической операции» в Донбассе. Кстати, в пересчете на доллары получится ровно 666 миллионов — сумма, говорящая сама за себя.
На том же совещании Кабмин упростил процедуры закупки нового вооружения и передачи его в зону АТО, а также предписал выкупить всю технику, которая находится на складах «Укроборонпрома», и доставить ее в зону АТО. Это решение касается и закупки новых вертолетов, которые будут немедленно отправлены в зону ведения боевых действий. Ничего не скажешь, мирный план в действии. Пока президент вроде бы договаривается о деэскалации конфликта, правительство выделяет деньги и технику для дальнейшего ведения войны.
Деньги, кстати, были выделены из резервного фонда государственного бюджета, и это в то время, когда остальные бюджетные расходы стремительно сокращаются, а гривна упала до исторического минимума. Министр экономики Александр Шлапак еще в июле сообщил, что один месяц АТО обходится бюджету минимум в 1,5 млрд. грн., и до конца года силовикам нужно около 9 млрд. грн. Замминистра финансов Владимир Матвийчук привел еще более пугающие цифры – до конца года силовая операция обойдется в 63,4 млрд. грн. (5,4 млрд. долл.)
Судя по выделению резервных девяти миллиардов, ни о каком мире в Киеве не слышали, и воевать планируют как минимум до зимы, ну или пока не закончатся деньги. На последнее, впрочем, тоже не стоит слишком надеяться. Экономист, инвестиционный консультант Владислав Жуковский убежден, что на подавление Донбасса Киев бросит все оставшиеся ресурсы, да и западные партнеры не оставят подопечных без поддержки.
- Украинские власти действуют из соображений политической целесообразности. У них идет война до победного конца, огнем и кровью подавляется население на Юго-Востоке Украины. Для Киева это имиджевый проект. Можно не платить социалку, урезать зарплаты и пенсии, не выплачивать пособия по безработице, зарплаты учителям и врачам, но подавлять Юго-Восток им надо любой ценой. В противном случае майдан вспыхнет новым огнем, и силы, которые привели их к власти, их же и скинут. У них нет выбора, им нужна окончательная победа. На это они выделят и пять, и десять, и сто миллиардов гривен. Проблема в том, что и пяти миллиардов у них нет.
- И где они планируют взять эти деньги?
- Деньги берутся очень простым образом – режутся все расходы, не связанные с обеспечением стабильности нынешнего режима. Все, что раньше расходовалось на социальную сферу, экономику, инфраструктуру, промышленность и ЖКХ, в котором износ достигает 85%, бросается на финансирование силового блока, в том числе нацгвардии и вооруженных бандформирований. Формально девять миллиардов для Украины – это не так много. При бюджете в 350 миллиардов это всего 3% от общей суммы. Но на деле и этих денег у них нет. Сейчас Киев отчитывается в том, что бюджетный дефицит сократился в три раза. Он действительно сократился, но за счет того, что расходы падают быстрее, чем доходы. Они режут социалку по живому, занимаются «оскотиниванием» своего народа, в этом и заключается их политика.
- Но на что-то же они воюют?
- Надо понимать, что воюют они не на свои деньги, а на деньги так называемой «серой кассы», то есть олигархов. Правда, олигархи, кроме Коломойского, все более неохотно в этом участвуют. Зато Международный валютный фонд, по указке перста из Госдепа, нарушает собственный устав и фактически финансирует военную операцию на Украине. Да, формально деньги выделяются на социальную сферу и поддержание платежного баланса. Но первый транш по бюджетным счетам был распределен именно на финансирование армии, то же будет и с остальными.
Так что воюют они за деньги олигархов и МВФ, но экономике от этого лучше не становится. Этот год уже стал худшим за четверть века после 1991 и 1998 годов. МВФ радостно потирает руки, так как скоро западные корпорации по бросовым ценам смогут скупить самые лакомые куски украинской госсобственности и стратегических предприятий. Это мародерская схема, скоро транснациональный капитал скупит на Украине все, что можно.
Главный редактор издания «Киевский телеграф» Владимир Скачко также считает, что мирные инициативы Порошенко – не более чем попытки пустить пыль в глаза, и его конечная цель – полная «зачистка» Донбасса.
- Перед ними поставлена задача: любой ценой зачистить Донецк и преподнести эту территорию своим заказчикам – США. Вот они и решают эту задачу, пытаясь полностью уничтожить инфраструктуру, промышленность и ненужных им людей. Они хотят оставить только население, необходимое для обслуживания натовских баз или месторождений сланцевого газа. Все остальные должны либо погибнуть, либо уйти. Если у Киева не получится зачистить Донбасс, война будет длиться очень долго, ослабляя и Россию, и Европу, и полностью переводя Украину на ручной контроль Запада.
- Но разве переговоры в Минске не свидетельствуют о курсе на деэскалацию конфликта?
- Еще до отъезда в Минск и деклараций, что он едет туда за миром, Порошенко поставил перед собой совершенно определенную задачу. Он распустил парламент и заявил, что мы сможем говорить о мире только после выборов в Верховную Раду с новыми депутатами, которые будут представлять волю Донбасса. Одно это как минимум оттягивает перспективу мирных переговоров на два месяца, до 26 октября.
А во-вторых, всем понятно, что никакие депутаты в Донбассе избраны не будут, только городской сумасшедший может проводить выборы там, где идет война. Скорее всего, они сами назначат депутатов, которые будут говорить то, что им хочется, выступать за единую Украину. Вот с ними они и проведут переговоры.
- Владимир Путин в Минске сказал, что решить украинский кризис можно только путем прямых переговоров с лидерами республик…
- Переговоров с Донбассом либо вообще не будет, либо будут с людьми Киева. Миссия Ангелы Меркель в Минске не была выполнена. Представители ЕС всячески пытались вернуть европейское влияние на украинские события, на отношения между Украиной и Россией, но ничего не вышло. Украинские власти, видимо, так прочно сидят на американском крючке, что и подумать о том, чтобы с него соскочить, не смеют.
При этом контратака ополчения показала, что силы АТО слабы. Если бы Россия ввела на территорию Украины полторы тысячи кадровых специалистов, они за десять дней дошли бы до Киева, и вопрос стоял бы не о федерализации, а о том, кого назначить комендантом Киева – Петрова или все-таки Петренко, из уважения к украинским традициям.
- Но о чем-то же Владимир Путин говорил с Порошенко два часа?
- В этой встрече хорошо только то, что все приехали, поговорили, и все стало ясно. Стало очевидно, что это разговор слепого с глухонемым, и даже ЕС не знает, как общаться с этими людьми. Что касается переговоров Путина с Порошенко, трудно комментировать поиски черной кошки в черной комнате, особенно когда ее там нет. Хотя, может кошка и была, но они ее не поймали. Самое больше, о чем могли договориться президенты – это о гарантиях смягчения позиций. Порошенко должен получить твердые гарантии безопасности от Путина, потому что понимает, что если он начнет менять курс, то его тут же снесут те, кто привел к власти. А Юлия Тимошенко будет стоять рядом и потирать ручонки в ожидании.
Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что переговоры не только не означают близкого завершения боевых действий, а напротив, каждая из сторон стремится использовать их, чтобы вынудить противника идти на уступки.
- Обе стороны хотят продолжения войны. Для этого достаточно посмотреть на карту. Сторонники ДНР перешли в контрнаступление, в Киеве в ответ говорят об участии России, так что боевые действия и не прекращались. Чтобы остановить войну, нужна третья сила, к которой бы прислушались все, но она отсутствует. Введение войск ООН – это фантастика, они не собираются быть под обстрелом с двух сторон.
- Зачем же тогда проходили такие длительные переговоры в Минске?
- В нашем представлении есть вариант войны, и есть вариант мира, и они альтернативны друг другу. Но это не обязательно так. Боевые действия рассматриваются, как очень серьезный элемент давления в ходе переговоров. Сторона, которая терпит военное поражение, будет принуждаться к уступкам. ДНР и ЛНР хотят максимально расширить свою территорию, силы АТО – ее отстоять. Поэтому будут одновременно идти и переговоры, и военные действия.
- Нурсултан Назарбаев предложил объявить перемирие без объявления условий, возможно ли это?
- Уже была предпринята попытка перемирия, но оно нарушалось с обеих сторон. Фактически, боевые действия продолжались: республики не признали решения Киева, а украинская армия и, особенно, карательные батальоны, не прислушивались к этому приказу, мягко говоря. Единственное, что оно принесло, — это определенные имиджевые выгоды для Порошенко. Вариант Назарбаева – это просто красивая декларация. Вопрос в том, кто первый пойдет на уступки.
- Ситуация в украинской экономике продолжает ухудшаться, тем не менее, правительство выделяет дополнительные деньги на АТО. Возможен ли вариант, когда у Киева просто закончатся деньги на войну?
- Возможно, Россия на это и рассчитывает. Ситуация в украинской экономике очень плохая и будет только ухудшаться. Вряд ли эти девять миллиардов сделают большую погоду, потому что там кризис во всех сферах. Особенно остро стоит энергетический вопрос, зима приближается. Поэтому в Киеве так просят ускорить процесс выдачи траншей МВФ и надеются, что удастся добиться какого-то компромисса в газовом вопросе, например, наладить реверсные поставки.
- Резкое падение уровня жизни не вынудит народ выйти на улицы и потребовать остановить АТО?
- Не забывайте, что сейчас начинается предвыборная кампания в Верховную Раду. Они рассчитывают, что избирательный процесс, борьба партий, займет все внимание людей, и их недовольство приведет к тому, что они пойдут голосовать вместо того, чтобы выйти на улицы. Правда, вопрос в том, какую Раду они выберут в такой ситуации. Многое будет зависеть от того, удастся ли Порошенко выступить в роли миротворца.
С другой стороны, есть радикалы, которые хотят уничтожить Донецкую и Луганскую области. Порошенко, вероятно, пытается нащупать какой-то промежуточный вариант. Но не факт, что получится это сделать, война зашла слишком далеко, очень много жертв, и с обеих сторон есть люди, которые хотят вести войну до победного конца.
Оскорбительно читать комментарии недалёких граждан ,в которых они пренебрежительно высказываются о президенте России.Чем более ничтожен человек,тем больше вольности он себе позволяет.