Праздник Перуна. Почему пугается лето?
Как многое мы забыли! Как многое еще придется вспомнить! Наши традиции стерлись, как маленькие следы детских ног на зыбучем песке, лопнула с тонким резким звуком, как перетершаяся струна скрипки, наша связь с Матерью Природой! Мы бредем на ощупь, держась друг за друга, благо все-таки есть друзья, и сегодня даже не уверены в том, в какой день славить Великого Перуна! Собирались в этом году славяне 20 липеня – июля, обливали водой специально выбранную женщину, обращали свои искренние слова Великому Защитнику Народа Русскому. Но путаница ужасная с новым и старым стилем опять подводит нас! Ведь опять собираются мужчины с оружием в начале августа!
В чем причина такого прискорбного несогласия? Только ли в календаре, который как раз дает разницу в 14 дней между этими датами?
А не дело ли в самом празднике?
Перун, Бог молний и грома, сын Сварога, Покровитель воинов, карающий за неисполнение законов, Защитник Яви и, что немаловажно, податель мужской Силы — что он делал в этот день? Не причина в тех стародавних событиях? Столько сказок рассказывают именно про этот день!
День, когда Перун победил страшное зло
Спорят славные потомки о дате Перунова дня, но не о том, что произошло тогда в далекие времена.
Говорят, что в день праздника Купала, в самый светлый день середины лета, истончаются границы миров и Навь просачивается к нам самыми злобными испарениями.
В тот раз проник в Явь один из самых из ужасных — Скипер-Змей, «велик и страшен, как бежал Кара-Скипер, лютый зверь — Мать-Земля колыхалась, в море синем вода взбалмучивалась, а крутые берега шатались».
Навья сила нарастает в течении сорока дней после светлого праздника и приближается к зениту. Считали предки наши, что выезжает в этот день Перун на свою ежегодную битву с порождениями Нави. И было вот что, по словам северной сказки "Легенда о горе Карасово" (книга "Боги и люди")
Пришел Перун к злобному Скипер-змею:
- Это я, смерть твоя! Перун, сын Сварога и Лады-матушки!
Но не поверил ему Скипер, храбрится:
- Только я плюну, как станешь ты утопленником, только дуну – тебя за сто верст отнесет, на ладонь положу и прихлопну, останется от тебя мокрый след.
А Перун между тем ударил копьем и пригвоздил Скипер-змея к земле. Тот корчится, вырывается, а Перун обрубил ему ядовитые когти мечом – кладенцом.
Подоспели тут братья Сварожичи и заковали Черного Скипер- зверя заговоренным железом. Разом он силу свою колдовскую утратил, но злость и черную ненависть ко всему светлому при себе держит. И погнали братья ненавистного врага впереди себя, а еще быстрее, впереди них бежала молва, о том, что пленен мучитель и враг людской. Слуги Скипер- зверя разбежались, спасаясь от гнева людского. А земля, освобожденная от черного колдовства, начала цвести и плодоносить…
Великая битва каждый год
Одна из битв – между славянами, желающими возродить обычаи предков. Разные есть аргументы и у той стороны, что почитает день Перуновой победы 20 июля, и у тех, кто празднует его в начале августа. Приводятся разные доказательства, например, что путались еще в восемнадцатом веке исследователи обычаев народных, и мешали оба летоисчисления безбожно.
Или, например, что в начале августа более правильно, потому – что от праздника Купалы (что в день солнцестояния 22 июня по новому стилю) отсчитать сорок дней выйдет как раз к началу августа по новому стилю. А сорок дней, как верили предки наши, занимает путь из нашего мира в загробный мир Нави – поэтому и отмечаем сорок дней по умершему, закончившему свой путь. Поэтому и приход Скипер-змея правильнее ожидать в начале августа.
Но другая битва, объединяющая всех спорящих, происходит в этот день каждый год между светлой и темной стороной мира.
Живой Перун каждый год, вооруженный своими молниями, выезжает на небо, чтобы поразить своим светлым гневом навий темного мира, и, спасаясь от грома и молний, которые в этот день бороздят небо, пытаются скрыться под видом животных в домах людей!
Наши предки, зная об этом, запрещали детям купаться, не выгоняли скот на пастбище и не пускали в дом животных, в которых могла вселиться нечистая навь – даже кошек!
И столь громогласен гнев Перуна, что лето, испугавшись его молний, скрывается в этот день за крыльями подступившей осени.
Заключение
Не потому ли разгораются жаркие споры между мужественными славянами,
что приходится на этот период воинственное время, боевой настрой, наследственная память о жаркой битве?
И все же — как хочется знать побольше историй о великих битвах, о славных победах, о красивой любви, о древнем славянском народе!
Мы можем только читать, думать – и договариваться друг с другом о важных вещах, складывая мозаику из разноцветных кусочков легенд, сказок, историй. Так читайте наши северные сказки издательства «Северная сказка», познавайте мудрые истины наших предков!
Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»