Казнь вечевого колокола
Интересный рассказ о традициях копного, или вечевого права в Псковской республике. По легенде вечевой колокол был ритуально уничтожен во время замены “языческих устаревших норм” на якобы прогрессивные московские нововведения…
Давным давно, когда ещё не существовало в лексиконе россиянцев слова “имхо”, а банка майонеза стоила семнадцать рублей, я валялся на песке “под южным солнцем как под грудью у мадам, немного жарко но до одури приятно…” Прибой щекотал мои натруженные стопы, а над головами отдыхающих геленджикского пляжа, эхом разносилось: – “Чууурчхляаа, хаатчапуууриии, паакхлавааа…”
По соседству с нами, каждый день расстилали своё покрывало, приезжие из Нового Уренгоя, наши с женой ровесники. Игорь, естественно, сотрудник “Газпрама”, а его жена Лена – учитель истории в средней школе. Мы с ними познакомились во время первой же встречи, и сразу подружились. Наверное Игорь ревновал свою Лену ко мне, потому, что, главным образом я общался с ней. История – моя любовь, а Елена профессионал – историк. В ней я нашёл идеального собеседника! К тому же не скрою, она была не только умна, но и крайне обаятельна.
Во время одной из бесед, я обмолвился о средневековой Псковской республике. Не забуду, округлившиеся глаза преподавателя истории.
- Какой какой республики?
- Псковской.
- Ты перегрелся? Республика была в Новгороде!
- Лена! Душа моя! Вы же историк, неужели для вас новость, что Новгород был не единственным городом, в котором было верховенство копного права?
- Какого какого права?
Тут я понял, что столкнулся с феноменом. Нашим детям до сих пор преподают историю собственной страны по учебникам, написанным на основе трудов немцев Байера. Шлётцера и Миллера. Кстати, с тех пор прошло более десяти лет, но ситуация по сей день не изменилась. Ныне спорят лишь о том,как правильно называлось “иго”, “татаро-монгольское”, “монголо-татарское”, или толерантное “ордынское”. Вопрос о том, что никакого ига вообще не было, и быть в принципе не могло, даже не стоит на повестке дня!
Тогда я начал просвещать работника просвещения по поводу того, что же такое вече, и на каких принципах оно основывалось. Пришлось рассказывать с самых азов про то, кто имел право голоса, как выбирали голосующих, как проходило голосование,и как приводилось в исполнение, принятое решение:
1) Голосовать имели право только мужчины. И это не дискриминация по половому признаку. Женщина замужем, а следовательно за мужней спиной она и изъявляет свою волю. Мужик он на то и мужик, чтоб отвечать за жену и детей, быть выразителем их воли.
2) Не имели права голоса юродивые, склонные к преступлениям, и не имеющие дома и семьи. Это тоже очень разумно. Как ты можешь принимать важное решение в интересах всего города, если не можешь создать и содержать даже собственную семью? Правда, тут имелись исключения. Бессемейные имели право голоса, если семью потеряли по объективным причинам. Мор, война, и всё, что ныне понимается под словом “форсмажор”. Кроме того, правом участия в вече наделялись уважаемые граждане, доказавшие что они разумны, отважны, и могут отвечать за свои поступки.
3) Голосующие выбирались по принципу представительства. По сути – самый справедливый и разумный парламент. Каждый двор представлял, наделённый голосом, и дворы избирали десяцких ( выразитель чаяний десяти дворов), и сотенных – избранных, голосованием выборщиков от ста дворов. На общее вече, созываемое вечевым колоколом, собирались все десяцкие. Это в случае особо важных решений, затрагивающих интересы каждого горожанина. Например, когда решался вопрос о том, стоит или не стоит начинать военный поход.
Сотенные решали вопросы коллегиально, без всенародного обсуждения. К компетенции таких вопросов относились, к примеру, решения экономического характера, разрешать ли немцам торговать юфтью, и сколько пошлины взимать с тверских купцов, везущих в Ганзу поташ.
Тысяцкие практически не избирались. Это была боярская дума, профессиональные политики. Они знали свою родословную начиная с Богов. Само слово “боярин” означало – Бога Яра (потомок). Бояре это носители могущества Ярилы, и их власть на земле поддерживалась прямо из нави, от туда, куда ушли души предков. Это была законодательная, и одновременно судебная власть.
4) А вот органы исполнительной власти, были выборными, и являлись не приоритетом, но тяжкой повинностью. Если вече постановило, что муж такой-то будет княжить, то так тому и бывать. Никто не станет спрашивать, хочешь, не хочешь, а придётся брать ответственность рулевого. И через год, если не справился с задачами, – “пшёл вон пёс смердячи”! И это было самой страшной карой – народный гнев. Потому то в князья никто не стремился. Князь Довмонт, трижды просил вече освободить его от тяжкой повинности, но трижды вече не отпускало на волю Довмонта. И пришлось ему тридцать три (обратите внимание на цифру) года править Псковом. За эти годы Псков стал одним из самых крупных и богатых городов Ганзейского союза.
При чём псковичи непрерывно всё это время воевали, и под командованием Македонского, простите, Диоклетиана, ой опять оговорился, тьфу,Александра Невского! Да что это со мной сегодня!…, Довмонта, не проиграли ни одного единого сражения!. А матери солдат молили Богов о здоровье Святого князя, потому, что он берёг своих воинов как детей родных. Например при взятии крепости Полоцк, не погиб ни один солдат из его дружины, зато половчан было пленено боле четырёх тысяч человек. Вот это называется “эффективный менеджер”.
Нужно отметить, что никаких репрессий к пленным не применяли. В жертву не приносили, рабами не делали. Единственное требование – не поднимать оружие против жителей Плескавии. Из четырёх тысяч только пара сотен вернулась в Полоцк, остальные, либо влились в дружину Довмонта, либо женились на псковитянках, и занялись мирным созидательным трудом на благо, вновь обретённой Родины во имя процветания мелкого и среднего предпринимательства и аграрного комплекса.
А потом Лена с удивлением открыла для себя, что в Плескавии было собственное законодательство, и собственная развитая банковская система, которая наполнялась валютой местной чеканки. В общем приложил я руку к тому, чтоб ещё один “традик” всерьёз задумался о том, а наука ли вообще история, или это, скорее, хрестоматия сказок для детей не очень разумного возраста.
И вот так плавно мы пришли к истории о закате подлинного народовластия в Плескове в 1510г. С этим событием связана очень красивая легенда.
Говорят, что колокола имеют душу, в точности как человеки. А отдельные колокола могут творить чудеса. Таким чудесным колоколом считался и вечевой колокол на Троицкой звоннице Псковского кремля, который в местной традиции зовётся “кром”.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6732/1118136.70/0_c329b_78866560_orig
Слева Троицкий собор, справа – колокольня со звонницей.
Сказывают, что в январе 1510 года из Москвы приехал “решала”, который привёз царскую грамоту, в которой говорилось, что отныне “языческие устаревшие нормы” отменяются, и вводятся прогрессивные демократические нововведения, которые сделают народ истинно свободным и счастливым.
Слушали бояре речи засланного дьяка и плакали. Далека Москва, но не подчиниться ей они не могли. В последний раз зазвонил вечевой колокол, собралась полная площадь народу, и под стоны и плачь, опустили колокол с небес на землю.
Пришёл кат с огромным топором, и лихими ударами обуха отколол “уши”, чтоб никогда больше колокол никто не повесил на звонницу.
Затем вечевик отвезли в На Снятную Гору, и там “посадили”, как татя в глубокую яму на трое суток.
После “отсидки” колокола, дьяк повелел погрузить его на сани, и повёз в Москву. чтоб отчитаться перед бухгалтерией Царя, о проделанной работе. Но… Недовёз.
Уже на середине пути, на Валдае, встретились ему гонцы из самой столицы, которые передали царский указ о том, чтоб не везли “смутьяна” в Москву, а убили колокол на месте. Тогда нашли кузнеца из ближайшей деревни, и повелели ему своим молотом разить вечевик на мелкие осколки.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6808/1118136.70/0_c329c_49081287_orig
Валдай.
Кузнец, понятно, ослушаться несмел, и задание исправно выполнил. Осколки же бронзовые раскидали по прилегающим лесам на большом расстоянии друг от друга.
А потом многие, забредшие те места, с удивлением обнаруживали, что в тихую погоду, со всех сторон слышится мелодичный грустный звон множества колокольчиков. Говорят, что и по сей день он слышен, особенно если ухом к земле припасть. Но слышит его только тот, кто о предках своих не забывает, и чья душа чиста как у младенца.
Проверьте себя. Поезжайте на Валдай. Услышите колокольчики, значит всё в порядке. А если тишина вам будет собеседником, значит нужно разбираться, что не так, кого обидели, какие мысли чёрные в голову пускали…
Ну как? Едем? А не страшно узнать правду о себе? Может сначала скорректировать что то, чтоб не зря тратить бензин до Валдая?