Первые русалии. Весенний славянский праздник
Метеочувствительность некоторых людей поражает. Они чувствуют приближение ветра, перемены погоды и изменения активности Солнца. Они хотят спать, когда к этому позовет Природа, и, как правило, обладают «естественным аппетитом», когда хочется есть не по расписанию, а по жизненной потребности. Может, их стоит пожалеть, как больных? А, может быть, напротив, восхититься их единению с Природой? Ведь также вели себя люди в давние времена, не связанные условностями цивилизации? Возможно, мы просто забыли, как это – жить по природным ритмам?Исследователи говорят, что примерно половину человечества можно признать «метеозависимыми». То, что во время магнитных бурь обостряются имеющиеся болезни, может оказаться просто неумением таких людей прислушаться к дыханию Мира, и то, что, невзирая на природный Зов, они продолжают образ жизни, жестко лимитированный общественным устройством.
Где найти примеры того, как должно поступать?
Да все просто – приглядеться к природным праздникам своего народа. Например, славяне весной, с 16 апреля по 22 апреля праздновали Первые Русалии. Бросали по весне свои нехитрые занятия, покормив домашних коровок, лошадей да овец, доставали из разукрашенных деревянных сундуков белые праздничные рубахи, да шли на берег реки на встречу с Русалками.
Сколько бы про русалок плохое не говорили – мол, девушек зовут с собой, чтобы утонули они, да превратились в русалок тоже, да и парней заманивают песнями звонкими да улыбками приветливыми – а, всё равно праздник то весенний, с русалками встречали! Да с березками, что стали только чуть-чуть согреваться под весенним солнечным теплом.Кто такие русалки?
Духи воды, воплощенные в образе привлекательных девушек с длинными волосами. Как любые видения могут показаться лишь тенью, а то и «совсем как люди», и не различишь с первого взгляда. Рыбий хвост, в отличие от распространенного мнения, не обязательная принадлежность русалок, у нас на Севере русалки, или «водяные девы», вполне обходились без них.
Вот этнографические записи, сделанные в Олонецкой губернии.
— Русалки-то, да, слыхивала. Сейчас уж никого не стало, а раньше много было всего, много рассказывали историй всяких.
—Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные.
—На мельнице тятя был. Мельница ходила, работала, вдруг остановилась. Открыли дверь в колесницу — сидит красавица, коса распущена, в воде ноги моет. Они испугались, выбежали. А она им говорит: «Чего испугались? Вот вымоюсь , уйду». Вытащила ноги, ушла, и мельница заработала.
— Русалки в реки и сейчас есть. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит в русалью неделю. И попка, как у человека. Красивая, груди стоят, как у женщины. Белье полоскала, ручной палкой колотила, чтоб пыль выходила. Вижу, волосы длинные, распущены. А заметили, и она исчезла.
Какие сказки про них рассказывают?
В сказках издательства «Северная Сказка» русалки часто попадаются, как же без них, веселых и коварных красавиц! Не слишком то они добры к одиноким парням!
Вот, например, в северной сказке «О том, как поспорили Белобог с Дыем».
Скоро праздник. Русалки из вод выйдут, будут на березах качаться, да желающим будущее открывать. Уже смеркалось, когда вышел Добрян к озеру.
Оно слабо светилось в лучах заходящего солнца, и в этом неверном свете Добрян увидел, что на березах, растущих вдоль тропинки, сидят на ветвях обнаженные девушки, все простоволосые. как одна. Они раскачивались на сплетенных ветвях, длинные волосы развевались в такт движениям, а тела серебристо мерцали.
Добрян так загляделся на красавиц, что споткнулся о корень и упал.
Русалки вмиг окружили его, устроили хоровод и начали танцевать, напевая какую-то мелодию. Слов Добрян разобрать не мог, но мелодия очаровывала, кружила голову, вызывала желание обнять всех сразу и танцевать вместе с ними.
Но едва Добрян приподнимался, желая поймать красавицу, как она с хохотом увертывалась, и руки ловили пустоту. Он тянулся к другой, но и та убегала, а их подруги звали и манили: - Сюда, путник! Иди ко мне! Женись на мне!
Русальная Неделя
—Русальная неделя? А, говорят, есть. Я не знаю. Их и видеть-то можно только в это время, на березках рядом с водой (записано в Олонецкой губернии).
Первые Русалии — чародейная седьмица, с 16 по 22 цветеня-апреля, завершающаяся Лельником, девичьим праздником, начиналась играми с русалками.
16 апреля, когда начинает петь вешними потоками Вода и расцветать Земля, девушки, едва начинает смеркаться, сняв обереги и распустив волосы, наряжались в белые «долгорукавки» и кружились на полях, не допуская в свой круг парней.
Как много тонкой мудрости в этих действиях! Снять оберег. Считается, что оберег «замыкает» энергию человека внутри кольца, бережет от внешнего проникновения и гармонизирует внутренний мир. Для праздника надо открыться внешнему миру, стать открытой для тонких миров, и снятие постоянно носимого оберега как раз дает это открытие. Нарядиться в белые одежды. Белый – цвет, помогающий настроиться на «путешествие между мирами», выхода в тонкий мир. А «долгорукавки», вид женской одежды с длинными рукавами», помогали собирать энергию и концентрировать ее в ладонях. Впрочем, любой, кому ведомы приемы общения с тонким миром, это знает. Распустив волосы. Считается, что волосы помогают улавливать энергии этого мира, поэтому не стоит их распускать «просто так». Только женщины. Парней не допускали именно для того, чтобы не отвлекали и не смешивали свою энергию с женской во время чародейного действия, скрытых от мужских глаз. Хороводы водили не в первом случайном месте, а на одних и тех же полях, близких к реке.
Подобно русалкам, волшебными тенями, с чудными песнями, водили женщины хоровод, свершали «вертимое плясанье».
А что же русалки? Кто знает? Нет ли среди этих женских фигурок с распущенными волосами и русалок тоже?
Веселой толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем,
Нас греет луна.
Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать,
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать,
И зеленый, влажный волос
В нем сушить и отряхать.
(А.С. Пушкин)
Так начинается русальная неделя, полная мистического соединения с пробуждающейся природой. В ней будут и игры с парнями в «ручейки» и озорные игры с поцелуями, и братчина – общая трапеза, устроенная вскладчину, и вечерки со страшными волшебными сказками и гаданиями. Эта апрельская неделя – первая после той зимней недели, которая называется сейчас «крещенская», в которой девушки могли гадать на любовь. Заканчивались Первые Русалии - девичьим праздником Лельником, что украшен особым образом – появлением на празднике Лёли, Богини Весны.
В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.
Что можно делать в русальную неделю?
А еще гадали на судьбу, тайком заглядывая в будущее. Считалось, что если соединиться с жизнью природы, то человеку открываются тонкие мир, с помощью которых он может увидеть Богов. Вот и приходили на берег реки, чтобы посмотреть на русальи хороводы, да песни послушать. С природными ритмами воедино слиться, и открыть себя для тонких миров. Открыться получению той энергии, которая способна сотворить чудо и рассказать о будущем.
Тут Русалки помогали, а еще в традицию неизменно входило у славян гадание с помощью специальных обрядов. Собирались тихо, вечерами, кто свечи зажигал, кто карты раскладывал, кто на луну глядел. Но все эти традиции верно сохранились до наших дней – у кого на бумаге, у кого в памяти, у кого на устах вертятся, чтоб поделиться с кем-нибудь. Вот и в издательстве «Северная сказка» есть такая книга особенная «Что знают Боги?», в которой изложен древний обряд гадания на славянских резах. С помощью этого гадания человеку дается возможность спросить не только о будущем, но и познать древнюю систему гадания, пришедшую к нам из далекого прошлого. К книге прилагается специальная гадательная колода с резами. Считалось еще издавна, что карты лучше всего заворачивать в специальную ткань, платок от постороннего глаза.
И потому, в Русалью неделю, с 16 по 22 апреля, у вас есть шанс не только получить эту волшебную книгу с колодой, но и замечательный плат с вышивкой!
Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная Сказка». Книги, оживленные мудростью предков.