Украина на грани дефолта. Самопровозглашенное Правительство Яценюка рискует не дожить до президентских выборов
Украина уже сегодня стоит на грани финансовой катастрофы и коллапса бюджетной системы – её низкопередельная сырьевая экономика находится в состоянии глубокой рецессии и все стремительней скатывается в кризисное состояние. У Правительства уже сегодня нет денег на обслуживание внешних долговых обязательств, исполнение бюджета, выплату зарплат, пенсий
Финансовая система рассыпается буквально на глазах, банковская система парализована, а государственная казна находится в полупустом состоянии. Хуже того, ситуация ухудшается буквально на глазах – экономика всё глубже погружается в кризисное состояние, а на счетах Минфина осталось менее 75 млн. гривен, тогда как размер обязательных платежей в ближайшем месяце превышает 12 млрд. гривен. Платить по счетам просто нечем.
Согласно официальным данным статистического комитета Украины, экономика братской республики благодаря действиям недавно смещенной администрации Януковича и его предшественника Ющенко откровенно коллапсирует. Так, ВВП Украины сокращается аж на 1,5%, промышленное производство падает на 4,5-5%, грузооборот на транспорте сокращается на 4%, пассажирооборот - на 3%, внешнеторговый оборот сжимается на 7,5-8%, тогда как платежный баланс разваливается на глазах - счет текущих операций многие годы сводится с дефицитом в 5-6% ВВП. И при всем при этом Украина живет с перманентными бюджетными дефицитами – дыра в федеральном бюджете превысила планку в 4,5-5% ВВП.
Если в отчетах Правительства уровень жизни украинцев растет, то на самом деле с учетом реальной инфляции неуклонно падает – зарплата в $350-400 является недоступной роскошью для критически значимой части населения страны. При этом украинская гривна, обвалившаяся за последние месяцы на 25-30%, обновила абсолютный исторический минимум по отношению к доллару и евро – 10,2 и 13 гривен соответственно. И это только самое начало обвального падения – для стабилизации бюджета и платежного баланса, а также поддержки сырьевых олигархов и обрабатывающей промышленности необходимо ослаблять курс гривны, который в реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) укрепился на 30-40% за последние годы.
Неудивительно, что размер внешнего государственного долга вырос с $21 до $36 млрд. только за последние 2 года. С учетом внутреннего долга задолженность Правительства составляет более $75 млрд. Притом что совокупный внешний долг всех субъектов украинской экономики (государства, Нацбанка, компаний и банков) вырос на треть за 2,5 года и достиг $136 млрд., а размер международных валютных резервов упал в два раза - с $36 млрд. в 2012г. до $18 млрд. в январе 2014г. и $15 млрд. в середине февраля. Валютный запас страны стремительно тает и приближается к критическому значению.
При этом крайне важно понимать, что даже этих $18 млрд. сегодня нет у Правительства Украины – практически целиком и полностью это средства самого Нацбанка Украины, сформированные им от увязки эмиссии градины с притоком иностранной валюты в рамках неоколониальной политики «валютного правления» (currency board, вариант – «валютного обменника»). Это не средства Минфина, полученные от формирования бюджетных излишков и сверхдоходов, которые были изъяты через фискальный механизм во внебюджетные резервные фонды. Это не аналог российского Резервного Фонда и ФНБ. Это средства Нацбанка Украины, которые он не имеет права тратить на финансирование бюджетного дефицита и погашение внешних долгов государства. Эти средства предназначены для проведения валютных интервенций, которые призваны стабилизировать валютный курс и платежный баланс страны.
Попытка потратить средства Центробанка чревата двумя осложнениями. Во-первых, в силу того, что эмиссия национальной валюты привязана к притоку иностранной валюты, а денежная база формируется в рамках внешнего канала, не учтивая потребности экономики в деньгах и минуя механизм рефинансирования банков под залог корпоративных и государственных ценных бумаг, то любая продажа валюты будет означать сжатие денежного предложения и демонетизацию экономику, сопровождаемую ростом процентных ставок и инвестиционным кризисом. Во-вторых, баланс Минфина и Центробанка не пересекаются и являются автономными – даже с технической точки зрения сложно осуществить эту операцию иначе как через покупку госбумаг на баланс Нацбанка Украины.
В-третьих, направление валютных резервов Центробанка, сформированных в рамках монетарного канала, в корне противоречит лженаучным догмам «Вашингтонского консенсуса» и предписаниям МВФ, Всемирного Банка и БМР. Попытка руководства Аргентины направить валютные резервы своего Центробанка на погашение внешней государственной задолженности и финансирование бюджетных дефицитов спровоцировало войну с МВФ и даже введение санкций против руководства Аргентины. Международная финансовая олигархия не терпит демаршей против сложившегося статус-кво и финансового миропорядка.
Очевидно, что новые власти Украины, осуществившие вооруженный госпереворот при прямой и нескрываемой поддержке США и ЕС, ни при каких обстоятельствах не пойдут против воли Вашингтона и ФРС США. Яценюк и Тимошенко с гораздо большим удовольствием и энтузиазмом согласятся окунуть страну в нищету и хаос, следуя рекомендациям МВФ, нежели рискнут пойти против воли Вашингтона, Брюсселя и транснационального капитала.
С этой точки зрения уместно говорить о том, что у Украины вообще нет денег для обслуживания внешних долгов и оплаты задолженности за поставленный газ. Даже те $15 млрд., которые формально находятся на балансе Нацбанка Украины, по сути дела не принадлежат Правительству – Минфин не имеет юридического права ими распоряжаться. Это многократно усугубляет ситуацию и повышает риски дефолта. Без финансовой поддержки России Киев рискует не дожить до президентских выборов. Даже людоедские и разрушительные реформы по лекалам МВФ не смогут стабилизировать ситуацию – политика «затягивания поясов» в полунищей стране рискует обернуться вспышкой социального протеста уже через пару месяцев и роспуском Правительства Яценюка.
По сути дела, Киев уже сегодня не способен обслуживать свои долги – причем не только Правительство, но и крупнейшие украинские корпорации и банки. В условиях экономического спада, инвестиционного кризиса, бегства капитала и паралич банковской системы у Украины не остается источников доходов. Тогда как обязательства и размеры платежей перманентно растут. Весьма показательно, что уровень риска дефолта Украины оценивается спекулянтами и инвесторами как никогда высоко – так называемые страховки от дефолта (CDS) находятся вблизи многолетних максимумов (уступает лишь Аргентине и Венесуэле), отрадная 60% вероятность дефолта.
А в доходности государственных облигаций сформировалась дефолтная инверсия – доходность краткосрочных облигаций кратно превышает доходность долгосрочных бумаг (20-22% против 12-13% соответственно). Это свидетельствует о падении цены облигаций с ближайшим сроком погашения и неуверенности инвесторов в том, что Киев будет способен погасить или рефинансировать долги.
Масла в огонь подливает евромайдан – вооруженный мятеж и анархия в западных провинциях обернутся еще большим обвалом производственной и инвестиционной активности, а также падением бюджетных доходов.
В настоящий момент сложно точно сказать, сколько средств требуется найти властям Украины в самое ближайшее время для оплаты задолженности за поставленный российский газ и обслуживания внешних долгов. По разным оценкам, речь идет приблизительно о $8-12 млрд. Из этой суммы средств, по оценкам Минэнерго Украины, задолженность Украины перед Россией за газ составляет без малого $1,62 млрд. Тогда как в 27 февраля Газпром оценивал кредиторскую задолженность Нафтогаза в $1,45 млрд. за поставки в 2013г. и $0,19 млрд. за поставки в 2014г. Показательно, что в начале февраля 2014г. Киев перечислил Москве $1,3 млрд. за поставки голубого топлива в 2013г. и $0,47 млрд. за январские поставки 2014г.
При этом аппетиты самопровозглашенного Правительства растут по экспоненте – если ещё неделю назад речь шла о $15 млрд. экстренной помощи, то на днях Яценюк заявил о том, что зарплаты и пенсии не выплачиваются больше месяца. Недавно назначенный министр финансов Юрий Колобов оценил потребности бюджета в деньгах в объёме $35 млрд. Притом что только в течение ближайшего года всем субъектам украинской экономики подлежит погасить или рефинансировать краткосрочных долгов в объёме $35 млрд. Из этой суммы порядка $8 млрд. приходится на краткосрочный госдолг федерального Правительства (в 2015г. предстоит выплатить более $9 млрд.). По большому счёту, денег в казне нет уже сегодня и Украина находится в положении Греции.
Вполне очевидно, что Украина расплачивается с Россией за поставки российского газа российскими же деньгами, получаемыми от Москвы по облигационному каналу – Правительство России еще в декабре 2013г. подписали соглашение с Киевом о выделении $15 млрд. из состава средств ФНБ на приобретение новых размещений украинских государственных облигаций. $3 млрд. уже были потрачены РФ на приобретение евродолларовых облигаций Украины на Ирландской фондовой бирже.
Очередной транш в $2 млрд., который должен был быть осуществлен еще в середине февраля, оказался в подвешенном состоянии – в условиях гражданской войны, государственного переворота и политического хаоса, переросшего в анархию и вооруженный мятеж, выделять средства российских налогоплательщиков Украины просто бессмысленно и опасно.
Это равносильно выделению средств будущих российских пенсионеров (именно с целью гарантирования выплат пенсионерам, согласно Бюджетному кодексу, и формируется ФНБ) в черную дыру, в пустоту, на поддержание политического режима, критически значимая часть которого страдает параноидальной русофобией, маниакальной ненавистью к России и шизофренической манией преследования.
Категорически нельзя давать деньги режиму, который мало того, что является нелегетимным и самопровозглашенным (по крайней мере, до президентских и парламентских выборов), но и при этом проводит крайне агрессивную политику по отношению к России – запрещает вещание российских СМИ, вводит ограничения на использование российского языка, разрушает памятники исторического (не только Ленина и пятиконечную звезду с Рады, но и памятники бойцам-освободителям Красной Армии), ущемляет интересы русскоязычного населения (а это треть населения Украины и 80% юго-восточных областей Украины) и даже откровенно призывает к реваншу, захвату российских территорий и проведению Евромайдана в России. Нельзя за счет кармана россиян и пенсионеров кормить бандеровцев, петлюровцев, шухевичей, неонацистов и пособников гитлеризма – это преступление не только перед своими гражданами и соотечественниками, грозящее обернуться гуманитарной катастрофой и военным конфликтом, но и плевок в лицо предшествующих поколений.
Самая адекватная политика поведения в сегодняшней ситуации – не предпринимать никаких действий в поддержку кабинета министров Яценюка. Россия в принципе не обязана выделять оставшиеся $12 млрд. на покупку украинских гособлигаций. Во-первых, на Украине не было выборов и нет легитимной власти – воспринимать всерьез Правительство Яценюка не получается при всем желании. Как и все законы, принимаемые Верховной Радой, в которой голосования проходят под дулом автоматов, несогласные с оранжистами депутаты избиваются, в карточки доя голосования отнимаются силой.
Во-вторых, Россия и не обязана полностью исполнять подписанные ей самой соглашения – согласно им Россия имеет право, но не обязана предоставить заем Украине. И только в том случае, если у Москвы будет такое желание и уверенность, что деньги российских налогоплательщиков не будут разворованы новыми властями. А желание это, очевидно, тает на глазах. Это же касается и предоставления 30% скидки на поставку российского газа в Украину – Россия имеет право раз в квартал пересматривать цену на газ и ничто не мешает поднять цену с сегодняшних $268 до $410-415 за тыс. кубометров голубого топлива.
Да, в первые месяцы 2014г. Киев в 5 (!) раз сократил среднесуточный объем закупок российского газа. Однако отказаться от российского топлива он просто не в силах – ни забор газа из подземных газохранилищ (который, главным образом, предназначен для гарантирования бесперебойных поставок топлива в Европу транзитом через территорию Украины), ни реверсные поставки газа из стран Восточной Европы (сейчас Нафтогвз закупает российский газ у Польши, Чехиии, Словении и ряда других стран, который предварительно был поставлен туда по менее высоким ценам, чем газ, поставляемый из РФ в Украину) изменить ситуацию не смогут.
Как показывает практика, США и ЕСТЬ готовы громче всех кричать про демократию и готовность поддержать евромайдан, однако на деле предоставить деньги не готовы в принципе. По большому счету, для элементарного шатания дыр в бюджете и платежном балансе Украине требуется порядка $12-15 млрд. в течение 5-6 месяцев. $5-7 млрд. жизненно необходимы уже сейчас.
Однако ЕС готов предоставить не более $1-2 млрд. – это капля в море, которой не хватит не то что для стабилизации финансовой ситуации и реанимации экономики, но даже для оплаты похоронной процессии и места на кладбище. Причем даже эти деньги Еврокомиссия и ЕЦБ будут готовы предоставить в случае проведения крайне болезненных, антисоциальных и убийственных реформ в лучших традициях «гайдаровской терапии», которые спровоцируют всплеск нищеты и бедности, усугубление экономического кризиса и производственного спада.
Наряду с этим США в своих лучших традициях победившего прагматизма и вовсе на спешат раскошеливаться и вливать реальные финансовые ресурсы в категорически недееспособное, непрофессиональное и некомпетентное Правителиство авантюристов Яценюка. США внимательно выслушали жалобы и просьбы Тимошенко, Яценюка, Кличко и Тягнибока и отправили их прямой дорогой в МВФ. Который будет готов предоставить кредитную линию в размере $12-15 млрд. на заведомо кабальных и самоубийственных условиях, которые столкнут Украину в социально-экономическую катастрофу, которую благодаря Гайдару, Ясину, Чубайсу, Коху, Черномырдину и прочим лжереформаторам пережила Россия в эпоху «лихих девяностых».
Рецепты МВФ для Украины знакомы россиянам до боли – повышение тарифов естественных монополий (прежде всего, цен на газ) для населения на 40-60%, масштабная девальвация гривны, тотальный бюджетный секвестр, сокращение зарплат в бюджетном секторе, снижение пенсий, отказ государства от целого ряда социальных пособий и досрочного выхода на пенсию для работников опасных производств, отказ от протекционизма, урезание расходов на экономику и инфраструктуру, масштабная приватизация наиболее рентабельных и системообразующих предприятий в интересах западного капитала, окончательное снятие ограничений на импорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По самым скромным оценкам, эта программа удушающих приёмов МВФ оценивается в 7,5-8% ВВП – именно такую цену предстоит заплатить Киеву за подачки МВФ.
Именно благодаря этим «пилюлям» МВФ и действиям компрадорского гайдаровско-черномырдинского кабинета министров Россия пережила социально-экономическую катастрофу в 90-е годы – ВВП обвалился на 45%, промышленное производство – на 60%, обрабатывающая промышленность и капиталообразующие инвестиции в основной капитал – в 5 раз, за рубеж утекло порядка $1 трлн., уровень нищеты и бедности подскосил в 8-10 раз, преступность выросла в 4 раза, а вся наукоемкая и высокотехнологичная промышленность просто напросто перестала существовать.
Аналогичные последствия ждут и Украину – видимо, оранжистам в лице Ющенко, Тимошенко, Яценюка и их соратникам оказалось мало вытягивания Украины в ВТО на кабальных условиях и они решили окончательно добить национальную экономику и отечественную промышленность, следуя суицидальным требованиям МВФ. Это дорога в пропасть и системный кризис, который рискует обернуться расколом страны и дезинтеграцией всей экономики.
Уже сегодня украинская экономика является мифом и не более чем фразеологическим оборотом – она перестала существовать. Четверть века псевдорыночных реформ и воровства не прошли даром – металлургический сектор находится в преддефолтном состоянии в связи с продолжающимся более полутора лет падением цен на металлургическую продукцию и перепроизводством промышленных металлов (запасы на складах достигли исторических максимумов).
Сельское хозяйство было обескровлено втягиванием в ВТО на несовместимых с жизнь условиях (Ющенко и Тимошенко хотели доказать Западу, что они в доску свои) - сокращением тарифной и нетарифной поддержки, урезанием государственного финансирования отрасли. Наукоемкая обрабатывающая промышленность практически не конкурентоспособна на европейском рынке в силу морального и физического износа основных фондов – 75-90% экспорта высокотехнологичной продукции приходится на Россию. А сфера услуг, завязанная главным образом на работу с импортными товарами, услугами и иностранным капиталом, схлопнется по мере разрастания кризиса в реальном секторе экономики и падения уровня жизни подавляющей части населения страны.
Экономика Украины коллапсирует – ей грозит судьба Греции или Португалии. С тем лишь отличием, что КЦБ и Еврокомиссия вынуждены были спасть страны европейской периферии в силу того, что PIIGS являются членами ЕС и Еврозоны, а Украина воспринимается в Брюсселе в качестве предбанника Европы, буферной зоны и сырьевой колонии. На Украину хотят повесить колоссальные и неподъемные обязательства, обязав подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС и Создании Зоны свободной торговли, не предоставив при этом никаких преференций – ни инвестиций, ни финансовой поддержки, ни безвизового пространства, ни технологий, ничего.
Самая правильная тактика поведения для российских властей – заморозить финансовую поддержку новым властям Украины до тех пор, пока не состоятся выборы президента и в Верховную Раду. За эти 2 месяца Правительство Яценюка и администрация «президента» Турчинова успеют целиком и полностью себя дискредитировать. Это техническое Правительство киндер-сюрпризов - украинский аналог кабинета министров Кириенко, которое должно будет провести ломку украинского общества по рецептам МВФ, взять на себя ответственность за грядущую социально-экономическую катастрофу и уйти в отставку в статусе политических трупов. Без масштабной поддержки Запада или Москвы Правительство Яценюка будет вынуждено объявить дефолт уже в мае-июне – денег нет уже сегодня.
Отказ от поддержки Киева можно увязать также с тем, что новый кабинет министров принимает откровенно антироссийские решения, а в Верховной Раде и на улицах городов с оружием в руках стоят люди, призывающие «посадить москалей на ножи», изгнать русскоязычное население, лишить его украинского гражданства и даже захватить Воронежскую, Белгородскую и Курскую области. Россия вполне имеет моральное право не поддерживать Правительство экстремистов.
При этом имеет смысл оказывать финансовую поддержку юго-востоку Украины, воздерживаясь от силовой агрессии, которая развяжет руки неонацистам из Правого Сектора и Партии Свобода, а также их покровителям в США и блоку НАТО. Предоставление кредитов и скидок на газ вкупе с гуманитарной помощью избранным местными жителями главам администрации поможет усилить позиции пророссийски настроенных сил и повысит шансы на их автономность от Киева.
Наряду с этим имеет смысл делать ставку на раскачивание Евромайдана, разбалансировку крайне рыхлых оранжистов и игру на противоречиях внутри революционеров. Совершенно очевидно, что внутри Евромайдана зреет раскол – вся реальная власть взята Батькивщиной Яценюка и Тимошенко, которая не только вышла из заключения, но и является серым кардиналом Евромайдана и главным претендентом на пост президента Украины. Главой Правительства ht «неоценимыми усилиями Батькивщины» назначен Яценюк, председателем Рады и исполняющий обязанности президента назначен правая рука Яценюка – Турчинов. Ключевые посты главы СБУ, МВД и Нацбанка Украины также отданы сторонникам Яценюка. Тогда как Кличко, Тягнибок и Правый Сектор оказались лишними на этом празднике жизни и отодвинуты от кормушки. Безусловно, их не очень сильно устраивает такое положение дел.
Как недовольно руководство вооруженных формирований Правого Сектора призывами Яценюка покинуть улицы и вернуться к мирной жизни. Раскачивание и без того дырявой лодки оранжистов поможет ослабить позиции русофобски настроенных властей Украины и существенно повысит шансы юго-восточных областей (Харьков, Донецк, Крым, Севастополь и т.д.) на самоопределение и получение широкой автономии. Им не стоит ставить вопрос о присоединении к России – российские коррумпированные чиновники, сырьевой олигархат, криминал и ультра либеральное Правительство Медведева ничем не лучше, чем коррумпированный режим Януковича, Ющенко или Тимошенко. Бежать из одного ярма и кабалы в другие – занятие бессмысленное. По крайней мере, в настоящий момент.
Они вполне могут позволить себе оставаться независимыми образованиями – уровень жизни местных жителей автоматически вырастет, так как сырьевой промышленности не придется кормить непроизводительные и вечно русофобски настроенные западные области Украины. Тогда как военно-политический суверенитет и национальная безопасность вполне могут быть обеспечены Черноморским флотом России, вооруженными силами РФ и силами народного ополчения. При умеренной финансовой поддержке и вменяемой политике Кремля юго-восток Украины может выйти из депрессивного состояния в течение нескольких месяцев и стать вполне конкурентоспособным промышленным кластером, в том числе и благодаря интеграции в Таможенный Союз.