Как обеспечить рост европейской экономики?
Над решением этой задачи сегодня бьются ведущие экономические светила Европы. И ничего у них пока не получается. Почему?
Автор статьи немецкого издания Internationale Politik Magazin дает ответ на этот вопрос. Попытки выйти из кризиса и обеспечить рост европейской экономики не приведут к результату, пока не будет изменен сам принцип, сам подход решения проблемы. До тех пор пока руководители Евросоюза будут делать вид, что есть некая единая «европейская экономика», которую надо «лечить», никакого толка не будет. А признать, что единой европейской экономики не существует и надо лечить каждую экономику в отдельности, при этом различными «пилюлями» - значит признать провал проекта «Единая Европа». Провал проекта «единая европейская экономика».
Данный материал просто необходим для изучения тем, кто считает, что экономика Украины (или любой другой страны) неким чудом вдруг расцветет от присоединения к … несуществующей «европейской экономике».
http://nstarikov.ru/new/wp-content/uploads/2014/01/content.jpg
Источник: Internationale Politik Magazin
«Как стимулировать рост европейской экономики? Потерянное десятилетие Европы». («Wachsen aber wie…? Europas verlorenes Jahrzehnt»).
Какие действия необходимы, но осуществление которых весьма затруднительно?
Экономика Европы в состоянии застоя. Что необходимо предпринять для роста экономики? Кто прав в споре «политика жесткой экономии или стимулирование роста»? Существует ли универсальное решение для всей Еврозоны или же рецепт преодоления экономических проблем для каждой страны – члена Евросоюза индивидуален? Ведущие эксперты рассуждают о происходящих процессах и о необходимых действиях.
Было бы глупо полагать, что экономика Евросоюза в полном порядке. Это не так, есть проблемы и довольно серьезные. По мере выхода из кризиса 2008 года многие эксперты заговорили о глобальном подъеме 2-х порядков, имея в виду страны развитые и страны развивающиеся. Развивающиеся страны выходили из кризиса достаточно быстро, демонстрируя темпы экономического роста, сопоставимые с докризисным периодом, в то время как развитые страны показывали результаты ниже среднего уровня.
Однако такое понимание больше не соответствует действительности. На самом деле мы являемся свидетелями подъема третьего порядка, который показывает китайская экономика. Экономика Китая еще не набрала полной мощи, однако ее рост уже сейчас достигает 7-8%. Экономический рост в США составляет 2%, однако американские потребители в основной массе выплатили долги, капитализация банков довольно высокая, а экономика в целом здорова. Предприятия и потребители вновь обрели доверие, которое еще слабо, и тем не менее, по мнению Бернанке, достаточно для рассмотрения отмены политики количественного смягчения.
На европейском континенте таких признаков оздоровления экономики не наблюдается, что дает основание экономистам считать необходимым продолжение ослабления денежно-кредитной политики. И все же при попытке описать европейскую экономику можно увидеть, что ее, как таковой, не существует. Так, например, представляется затруднительным провести аналогию между экономиками таких стран, как Кипр, Испания, Германия и Великобритания. Довольно сложно сравнить процессы, протекающие в экономиках этих стран, тем более на их примере попытаться описать экономику всех стран Евросоюза.
Согласно оценкам экспертов, Кипр в течение последующих 2-х лет ожидает сокращение ВВП на 20%. Испания на фоне падающих цен на недвижимость и высокой безработицы пытается взять под контроль государственный долг. В Германии на лицо слабый рост экономики, однако в отличие от соседей немецкая экономика характеризуется более сбалансированным бюджетом, стабильными ценами на недвижимость и увеличивающимся доходом. В Великобритании также наблюдаются тенденции к стабилизации экономической ситуации, которую, можно объяснить ростом спекулятивного рынка жилья, составляющего относительно небольшой сегмент национальной экономики.
Из описанного выше можно сделать вывод, что нельзя дать общего ответа на вопрос о том, каким образом следует стимулировать рост всех стран Евросоюза. Попытка Европейской комиссии вести себя, как если бы существовала общая европейская экономика или, по крайней мере, экономика Еврозоны, обречена на провал и несет больше вреда, чем пользы.
Необходимые меры
Для понимания необходимых мер рассмотрим несколько примеров. Пример — рынок труда. Очевидно, что Испании необходима реформа трудового законодательства и изменения в системе оплаты труда. Похожая ситуация и на Кипре. Германия пожинает плоды реформ Шредера. Британскому рынку труда недостает социального действия. Медленно восстанавливающийся уровень потребления обусловлен высоким уровнем безработицы. Следовательно, необходимые политические решения зависят от условий каждого члена Евросоюза и будут иметь существенные различия.
Или другой пример — сектор государственных финансов. В Великобритании наблюдается серьезный структурный дефицит. Эксперты расходятся во мнении, насколько быстро необходимо произвести консолидацию, но они –единодушны в том, что структурные изменения должны быть внедрены уже в течение текущего года. В случае с Германией можно с уверенностью сказать, что в дальнейшей фискальной консолидации никакой необходимости нет, напротив, она будет только способствовать углублению и без того существующего разделения Еврозоны на кредиторов и должников, что, безусловно, вызовет лишь дальнейшую дезинтеграцию Евросоюза.
Таким образом, первый шаг по определению стратегии оздоровления Европы – это понимание того, что не существует равномерной экономики Евросоюза. Введение Евро не привело к общей экономической интеграции, оно также – не привело к соответствию конъюнктурных циклов экономик стран Евросоюза.
В действительности, Евросоюз нуждается не в одной общей стратегии роста, а в ряде мер, нацеленных на решение экономических проблем каждого члена Евросоюза. Такие меры способствовали бы укреплению Евросоюза как единого целого. Наилучшим инструментом более тесной интеграции является фискальная политика, гибкость которой позволяла бы правильно реагировать на ассиметричные шоки, а ее устойчивость давала некий запас времени для проведения необходимых реформ и адаптации к новым условиям.
Так, например, было бы более целесообразно вместо социальных выплат, финансируемых другими странами, произвести радикальную реформу рынка труда. В краткосрочной перспективе такая мера будет, безусловно, ощутима и болезненна, но в долгосрочной перспективе страна получит более гибкий рынок труда. Страны с более низким уровнем общего долга, выделившие финансовые средства для реформы, смогут получать в будущем прибыль от этих инвестиций.
Перед выборами в бундестаг такие рациональные шаги и объединяющие меры кажутся невозможными. Хотя нельзя сказать, что мы на пороге очередного экономического кризиса или обвала, но мы на пути к потерянному десятилетию, и высока вероятность повторить опыт Японии. Европейский центральный банк может смягчить ситуацию путем увеличения ликвидности за счет снижения процентных ставок. Однако этой меры для улучшения экономической ситуации в Евросоюзе явно недостаточно.
Сэр Ховард Дэвис, профессор Института политических исследований (Париж) (фр. Institut d'Études Politiques de Paris или Sciences Po)».
Источник: nstarikov.ru
Дэвис: “…Евросоюз нуждается не в одной общей стратегии роста, а в ряде мер, нацеленных на решение экономических проблем каждого члена Евросоюза”.
Традиционное шараханье от общего к частному вместо учета их диалектического единства. Общим для всех стран является именно общая стратегия – планирование руководства на основе долгосрочных и достоверных прогнозов (Ожегов). Такие прогнозы возможны на основе учета действия объективных законов социокультурных трансформаций (более 20 в математической записи). См., например, “К вопросу о взаимодействии и взаимном влиянии волн в экономике и социокультурных трансформаций массового сознания, коллективного поведения и взаимодействия”. Доклад на Первом международном политэкономическом конгрессе стран СНГ И Балтии. Москва – 2012. Размещен на cksi.org