Ливия: два года без Каддафи и государства

1958 0

http://img12.nnm.me/3/b/d/e/3/0cfc0065f152e28beb67d66fd7b.jpg

Вторую годовщину свержения режима Муамара Каддафи и "победы революции" Ливия встретила по-тихому, без празднеств. Никаких официальных торжеств по случаю памятной даты "освобождения страны" от диктатора не проводилось. Лишь накануне даты ливийское правительство выступило со скромным заявлением, поздравив народ с праздником, символизирующим "конец эпохи тирании и наступления новой эры свободы, справедливости и равенства, уважения прав человека и свободы выражения мнений".

Между тем, как считают местные жители, за истекший период в Ливии ничего не изменилось к лучшему. Напротив, говорят они, ситуация в сфере безопасности значительно ухудшилась, основные институты власти практически не работают, а страна находится под контролем бывших ополченцев, которые, по сути, разделили ее на сектора.
Очередным свидетельством слабости власти стал произошедший в годовщину "освобождения" инцидент в парламенте, здание которого захватила группа "ветеранов ливийской революции". На такой шаг они пошли в знак протеста против политики нынешнего правительства, которое, по их мнению, не уделяет должного внимания служению их интересам. В здании был устроен погром, разбиты мебель и оборудование.
После свержения Каддафи законодательный орган страны неоднократно подвергался нападениям со стороны жителей, недовольных политикой властей. Депутаты несколько раз начинали обсуждение вопроса об усилении своей безопасности, но долгосрочное решение до сих пор не было принято. Более того, до сих пор не пролит свет на загадочное похищение несколько недель назад премьер-министра Али Зейдана, который в течение нескольких часов удерживался вооруженными бойцами так называемого Оперативного штаба ливийских революционеров, утверждавших, что имели на это ордер генпрокуратуры. Генеральная прокуратура тогда заявила, что не давала никаких указаний по поводу задержания главы правительства. Сам премьер расценил эту акцию как очередное подтверждение "слабости государства" и напоминание ливийцам "о горькой реальности анархии", в которой оказалась страна через два года после "освобождения".

http://img12.nnm.me/4/1/5/3/4/427ae17594878a1ee0feb5c175c.jpg

20 октября, в годовщину ставшего прологом к "победе" зверского убийства полковника Каддафи, в арабских СМИ появилось обращение супруги бывшего руководителя Джамахирии Сафии Фаркаш к ООН и ЕС с просьбой оказать содействие в поиске места захоронения ее мужа. По информации местной печати, письмо было передано ее сестрой Фатимой Фаркаш в редакцию российской радиостанции "Голос России". В нем, в частности, вдова полковника потребовала от "членов Совбеза и Европейского союза и всех, кто принимал участие в убийстве ее мужа и сына Муатасима напрямую или косвенно, раскрыть место захоронения их тел с тем, чтобы родственники могли достойно похоронить их". Кроме того, она призвала Африканский союз "начать самое тщательное расследование убийства основателя этой организации и тех, кто был убит с ним" 20 октября 2011 года. После расправы над бывшим лидером, кадры которой облетели тогда весь мир, тело Каддафи и его сына было захоронено в неизвестном месте в ливийской пустыне.
"Мавр сделал свое дело – мавр может удалиться". Это не о Каддафи, а о западной коалиции во главе с США, которую поддержали Катар и ряд арабских государств. Распалив вспыхнувший огонек протестов до невиданных масштабов и доведя страну до войны, американцы и европейские государства добились своей главной цели – "снесли" ненавистный им режим, уничтожив заодно и государство, но обеспечили себе экономические интересы, поставив под свой полный контроль нефтяной сектор страны.
Как признался в преддверии очередной годовщины глава оппозиционной Переходного национального совета, трансформировавшегося ныне в либеральный Союз национальных сил, Махмуд Джибриль, Каддафи готов был пойти на сделку с оппозицией, отдав им на откуп Бенгази – город, откуда и началось ливийское восстание. И если бы не вмешались американцы, заявил он в интервью газете "Аль-Хаят", "революционеры", скорей всего, согласились на такой вариант, организовав в Бенгази и окрестностях что-то типа автономии со своими властными структурами. Но история не знает сослагательного наклонения, и в итоге мы стали свидетелями превращения некогда единой страны, перспективной развивающейся экономики, в разделенные анклавы под управлением военизированных племен без эффективного центрального управления. Некогда закрытая страна, по сути, ею и осталась, и новости оттуда чаще всего выходят на первые строчки мировых СМИ в связи с громкими трагическими происшествиями. Так было 11 сентября 2012 года, когда в Бенгази было совершено нападение на американское диппредставительство, в результате которого погиб посол США Кристофер Стивенс. Так было после других нападений на миссии иностранных государств и международных организаций, так произошло и несколько недель назад, когда в Триполи было атаковано российское посольство.
Официальная версия, которую поддержали многие СМИ, – обстрел посольства стал местью разъяренной толпы на убийство ливийского офицера российской гражданкой Екатериной Устюжаниновой, отомстившей, таким образом, за гибель своего кумира Муамара Каддафи. На самом деле, по некоторым данным, это была хорошо спланированная целенаправленная атака против российской стороны, в которой участвовала группа вооруженных людей, и тот факт, что никто из российских дипломатов не погиб, заслуга службы безопасности нашей дипмиссии. В результате посольство РФ было выведено из Триполи, весь персонал во главе с послом, члены семей в течение нескольких часов эвакуировали из страны. Поступок Устюжаниновой стал лишь поводом, считают наблюдатели, а за нападением стоят силы, заинтересованные, чтобы России не было в Ливии.

http://img12.nnm.me/b/b/5/7/0/80c91a976c48884349dcfa577ed.jpg

Проблема обеспечения безопасности выходит на первый план в стране, которая, по последним данным, в новом рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса опустилась на предпоследнюю строчку, опередив лишь Чад (189-е место) и заняв вместе с Центральноафриканской Республикой 188-ую строчку. Некогда перспективная в экономическом плане страна сейчас отчасти интересна инвесторам лишь с точки зрения освоения нефтяных полей, и то с условием беспрецедентной их охраны и защиты. По сути, Ливия превратилась в сырьевой придаток Запада, откуда качают "черное золото" – тот же Ирак, только в Африке.

В этих условиях власти страны объявили о продаже девяти крупнейших госпредприятий, в первую очередь, сталелитейного завода. Таким образом, заявили в правительстве, государство намерено модернизировать крайне неэффективный промышленный сектор экономики. Однако шансы на приток иностранных инвестиций в текущей ситуации в стране крайне не велики.
То, что выстраивалось десятилетиями под жестким руководством полковника Каддафи, оказалось в одночасье разрушено – ни экономики, ни политики, лишь враждующие между собой за власть племена и военизированные формирования, контролирующие свой сектор и тянущие одеяло на себя. Сейчас Ливия отброшена на много лет назад. Когда-то эта страна служила надежным заслоном на пути проникновения нелегальных мигрантов в Европу, сейчас все препятствия снесены, и страны Южного Средиземноморья получили большую головную боль в лице сотен рвущихся в Европу африканцев и арабов, угрожающих экономическому балансу этих государств.
Запад, развязавший войну в Ливии, добился своей цели, уничтожив государство с большим потенциалом, и теперь оно не скоро сможет встать на ноги.
Дина Пьяных, Каир

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)