Как воруют русский лес
До 80% древесины вырубается в России незаконно, выяснили американские экологи. Лес с Дальнего Востока нелегально переправляется в Китай, а оттуда попадает в престижные магазины США, Европы и Японии.
Международная неправительственная организация со звучным названием “Агентство экологических расследований” (EIA) опубликовала сенсационный доклад “Ликвидируя леса: паркет, организованная преступность и последние в мире сибирские тигры”.
В течение двух лет агентство проводило расследование вырубок леса на Дальнем Востоке. Специалисты организации под видом покупателей древесины ездили в Россию и Китай, посещали лесопилки и склады в Хабаровске и в приграничных городах Поднебесной и брали интервью у российских чиновников.
В результате им удалось вскрыть схему “легализации” незаконно добытой древесины и оценить потери России от контрабанды леса. Цифры ужаснули исследователей. Оказалось, что ежегодно от 50% до 80% экспортируемых твердолиственных деревьев вырубается нелегально.
Русский лес на службе китайского прогресса
В последние 20 лет бизнесмены из Поднебесной заняли лидирующие позиции в российском лесоперерабатывающем секторе. После 2007 года этот процесс ускорился. Тогда российское правительство подняло экспортные пошлины на круглый лес. Чиновники надеялись, что эта мера увеличит объемы переработки леса внутри страны.
Так и произошло. Правда, абсолютное большинство вновь созданных лесопилок принадлежали предпринимателям из Китая. При этом очень часто на предприятиях по переработке леса трудились китайские мигранты.
Когда правительство осознало ситуацию и установило суровые правила для иностранных владельцев, компании были переписаны на подставных лиц из России, имеющих связи с местными чиновниками. Сейчас бизнесмены владеют правом на вырубку сотен тысяч гектаров леса на Дальнем Востоке. Но главный доход они получают от вырубки леса вне официальных квот.
Незаконная вырубка леса на Дальнем Востоке – это хорошо организованный бизнес, в котором замешано огромное количество людей – от местных жителей до топ-менеджеров крупнейших западных компаний.
Бригада китайских лесорубов
Бригады лесорубов на тракторах везут свою добычу на лесопилку в ближайшей деревне. Владелец лесопилки печатает документы на лес (иногда они просто скачиваются из интернета) и идет заверять их у местных чиновников. Стоимость этой нелегальной “услуги” – от $3 до $6 за кубометр леса.
Затем лес продается китайским поставщикам. Компании из Китая знают, что покупать лес у черных лесорубов из России незаконно, поэтому переправляют его в Китай под видом леса, вырубленного в соответствии с квотами.
Большая часть российских дубов попадает в Поднебесную через небольшой город Суйфыньхэ, находящийся на границе с Приморским краем. Оттуда по железной дороге лесоматериалы везут на рынки по всей стране. По дороге их смешивают с легально вырубленной древесиной.
Дорогие породы дерева – дуб, ясень, вяз и липа – используются для производства мебели и паркета как для местного рынка, так и для экспорта.
Главным игроком на этом рынке является компания из северо-восточной части Китая Xingjia. Она владеет тремя фабриками по переработке леса у себя на родине и еще как минимум 14 фабриками в дальневосточном регионе России. Президент Xingjia не под запись рассказал следователям EIA, что ключевым фактором успеха компании на рынке стали связи с родственниками российских чиновников.
По его словам, в бизнесе по нелегальному экспорту древесины участвует сын заместителя губернатора Хабаровского края и брат генерального прокурора Дальневосточного региона. Некоторые чиновники из Китая также вовлечены в дело.
Такая “крыша” позволяет Xingjia вырубать намного больше леса, чем позволяют официальные квоты, и безнаказанно скупать древесину у “черных лесорубов”.
Анализ экспортных документов показал, что самым крупным покупателем Xingjia является американская компания Lumber Liquidators. Это крупнейший продавец паркетных полов в Северной Америке, который владеет более чем 300 розничными магазинами. Ежемесячно компания получает 10 – 20 контейнеров с паркетом из Китая. Затем полы, сделанные из российского дерева, оказываются в домах ничего не подозревающих американцев.
Цена вопроса
- В 2012 году из России в Китай было экспортировано чуть больше 30 млн кубометров леса. Еще около 24 млн кубометров, по оценкам экспертов, были вывезены из страны незаконно.
- Ввозимая из России древесина составляет 20% от импорта лесоматериалов в Китай.
- На экспорте лесоматериалов Поднебесная зарабатывает огромные деньги. В 2012 году страна продала за границу лесоматериалов, готовой мебели и паркета на $20 млрд.
- Самым большим рынком сбыта стали США (33% экспорта), на ЕС пришлось 17% экспорта, еще 7% – на Японию. А вот в Россию дальневосточный лес практически не возвращается.
- Точно оценить масштаб потерь крайне сложно. Можно говорить лишь о примерных размерах ущерба.
Согласно данным российских властей, из-за нелегальной вырубки лесов на Дальнем Востоке только в 2010 г. бюджет потерял 4 млрд рублей. Но эксперты EIA утверждают, что официальная статистика учитывает не больше 5% реальных потерь.
Еще сложнее оценить экологические потери. Дальневосточные леса – это место обитания редких и даже исчезающих животных. Именно на этой территории живут амурские тигры, внесенные в Красную книгу. Российскому правительству не удастся победить “лесную мафию” в одиночку, констатируют эксперты EIA.
Поэтому они предлагают крупнейшему покупателю российского леса – Китаю – создать прозрачную систему, в которой можно было бы отследить происхождение древесины. Кроме этого в США и Евросоюзе должны быть введены крупные штрафы для компаний, которые используют незаконно добытый лес из России.
Слабое место в этой цепочке граница. А ещё слабее это наши же ублюдки, у которых жадность и рвачество затмевают всё остальное. Нужно сделать всего 2 вещи: 1). Упорядочить вывоз, создав автоматическую электронную систему контроля без вмешательства какого -нибудь чинушки. 2). Жесточайше разобраться с системой выдачи порубочных билетов и настоящим безпристрастным отслеживанием их выполнения на местах. К этому привлечь местное казачество. При этом платить достойно, потому что больше теряем на браконьерстве и коррупции. И на последок: В 10 раз увеличить меру наказания за однозначно доказанные преступления в этой сфере. Да только как и кому это сделать в сгнившей эрефии?
Не только на Д.Востоке,но и по всей России!В Лен.обл.идет тотальная вырубка леса.Мордастый Степашин как-то сказал поТВ:сынок губернатора Сердюкова вырубил 35 % леса.И что? Вакханалия продолжается.Так,что зря Степашин надувал щеки и грозил пальчиком!
Кстати,и на другого вора/Сердюкова-табуреткина\, показывал Степашин пальчиком,типа я все знал!
Вот тебе и Счетная палата? Знают мерзавцы,гле сало лежит,но только п….т против ветра.
Когда-то в стране был “железный занавес” и государственная монополия на внешнюю торговлю. Всё заработанное страной поступало в общий карман государства. “Занавес” разрушили, внешней торговлей стали заниматься все желающие, полученные от этого средства, стали поступать в частные карманы, и кое-что, в виде пошлин и налогов, государству.
Так, “Как воруют русский лес”?
Можно менять фамилии фигурантов, сегодня одни “родственники”, завтра другие, но лес и все природные ресурсы страны, так и будут находиться в ведении таких людей, а не всего общества.
Варианта два:
1.Границы закрыть, ввести монополию внешней торговли, все средства в бюджет страны, чтобы можно было восстановить лесную службу, деятельность которой оценивать не по срубленным деревьям, а по их посадке. Срубил одно дерево – посади два, и так, чтобы они могли не сгорать в пожарах, а расти.
2.Полностью открыть границу, чтобы убрать “контролёров”, которые наживаются на этом контроле. Предприятия по переработке строить открыто, регистрировать по месту их создания, трудоустраивать всех желающих трудиться с достойной оплатой. При выделении лесосек лесозаготовителям, главным требованием должно быть полное восстановление территории, где рубили лес, с посадкой деревьев соответствующих пород и обеспечения их роста.
Здесь возникает вопрос, а кто всё это будет контролировать? Опять коррупция и уничтожение природных ресурсов.
Так, какой вариант лучше? Или есть другие, реально исполнимые?
Вы же их знаете(варианты), не хотите предложить?
Законодательно запретить вывоз кругляка(чтобы хотя бы лесопилки строили, и досками с брусом торговали). И жесткий контроль за соблюдением закона. Все очень просто. Но в нынешнем времени и при таком “маркетинге и менеджменте” нашего “руководства” звучит, как нечто фантастическое.