«Безденежье» для науки напоминает саботаж

680 0

С корреспондентом газеты «Адыгея сегодня» мы побеседовали о пресловутой реформе Российской Академии наук, что вызвала такой резонанс в нашем обществе.

Образование есть важнейшая составляющая воспитания человека и гражданина. И попытки бесконечных «реформ» этой сферы, наряду с желанием «реформировать» науку заставляют крепко задуматься о конечной, то есть истинной цели наших «реформаторов».

http://nstarikov.ru/new/wp-content/uploads/2013/08/bu78.jpg

Источник: газета «Адыгея сегодня» №8 (7- 13 августа 2013 г.)

«Граждане России активно обсуждают реформы в науке и образовании — одна сменяет другую. И каждая шокирует общество. Кажется, реформам, как совершенству, нет предела.  Но если обратиться к Большой Советской Энциклопедии, реформа — это «преобразование, не уничтожающее основ существующей социальной структуры». А теперь назовите мне хотя бы одну современную образовательную реформу, которая бы не то что улучшала, не подрывала бы основ общества. Глядя на наши реформы, у любого здравомыслящего человека возникает вопрос: зачем надо было реформировать то, что и так хорошо работало?

По стопам Петра.

Реформа Российской Академии наук, задуманная Минобром, ставит точку на детище Петра I. Но, может, она оправдывает себя с экономической точки зрения?

— А как можно подходить с одной меркой к разным сферам человеческой деятельности? Эффективность науки не всегда может оцениваться звонкой монетой. Понятно, что менеджерам от образования просто необходим от науки денежный эквивалент, желательно в краткосрочной перспективе. Обратимся к истории: как можно измерить деньгами изобретение в Советском Союзе атомного оружия, первое испытание которого прошло в 1949 году?

А как  измерить в  купюрах полёт Юрия Гагарина в космос? Разве он принёс какую-то ощутимую денежную выгоду? Но зато как поднялся дух народа, как вырос авторитет страны! А ведь между полётом Гагарина в космос и работой учёных есть прямая связь. Это конкретные учёные кропотливо и долго работали над тем, что в результате принесло стране высочайший статус и уважение мирового сообщества. А государство не жалело на это денег. Поэтому подход к академии наук только с точки зрения финансов в корне неверный.

Если мы хотим оставаться государством, которое, по меньшей мере, себя уважает, реформа Академии наук не должна идти в том виде, в котором её предлагает министерство образования. Кстати, об этом недвусмысленно заявил президент страны, которому на этапе внесения проекта в Госдуму удалось фактически изменить «идеологию» этой реформы.

Так, может, науке сразу надо было ориентироваться на бизнес?

— Это бизнес должен ориентироваться на научные изыскания, а не наоборот! Потому что серьёзные разработки требуют глобальных капиталовложений, при долгосрочной работе они и окупаются  в десятки раз больше. Я полностью согласен с Жоресом Алфёровым, который дал следующую оценку реформе Российской академии наук: «Реформа РАН — это полнейшее безобразие! Чтобы выжить, российской науке нужна только одна вещь — востребованность бизнесом и обществом».

Для лучшего понимания возьмём пример из нашего прошлого: представьте, что учёные Советского Союза разработали технологию, позволяющую летать в космос. Но государство не выделило средств на строительство ракет, другого оборудования, подготовку космонавтов и другое по причине того, что в бюджете нет денег. И вот учёные десятков научно-исследовательских институтов, которые работали над данным проектом, просто не в состоянии проверить и понять, полезно ли данное открытие, нужны ли дополнительные расчёты и исследования. Если промышленность не будет выпускать образцы, наука не двинется дальше. И вот тогда она в денежном выражении действительно станет абсолютно неэффективной. Поэтому нужно российскую науку поддерживать финансово, не бояться вкладывать в неё деньги.

За талантом не постоим.

Если у нас талантливые учёные работают над полезными для страны открытиями, то где же они? 

— В России есть масса учёных с интереснейшими разработками. Но эти разработки не применяются в реальности. И дело не в отсутствии денег, а в нежелании участвовать в воплощении полезных для России научных идей. Такое надуманное «безденежье» попахивает откровенным саботажем. Потому что когда нано-технологии возглавляет Анатолий Чубайс, главная задача которого — процветание Соединённых Штатов Америки, то России можно забыть о развитии этой отрасли. Ведь не секрет, что учёные, которые через эту структуру пытаются продвинуть свои разработки, через некоторое время получают очень выгодные предложения американских компаний.

Не потому ли, что следуя приказу Минобра, успешность вуза будет определяться одним критерием: числом его выпускников, уехавших за границу?

— Даже не знаю, что здесь можно сказать. Каждый раз, когда министр Ливанов открывает рот или подписывает какую-то бумагу, получается либо гадость, либо глупость. Думаю, пора ставить вопрос неэффективности не вузов России, а самого министра Ливанова и его команды. Что, собственно, эффективного он сделал? Отработал ли он свою зарплату? Моё глубокое убеждение: не отработал, а потому давайте его «оптимизируем», проще говоря, сократим. От этого российские образование и наука только выиграют.

Без «европадения».

Против введения ЕГЭ с его коррупционными скандалами выступали лучшие педагоги страны. Не помогло. Сейчас деятели искусства выступили против оптимизации культуры, проще говоря, увольнений. Тоже мимо. России так не нужны образование и культура?

— Коррекция в образовании и культуре нужна. Но она должна быть очень осторожной и плавной. Тем же, кто проводит перечисленные вами реформы в образовании, не то что образование и культура не нужны, им родная страна глубоко безразлична. Главная их цель — своими реформами нанести максимальный ущерб России. Это и непрекращающиеся вопросы приватизации, и новые выкрутасы в сфере ЖКХ,  упразднение РАН. Слова хорошие, красивые — цели абсолютно противоположные. Сегодняшняя западная экономика при всём комплексе проблем, которые на неё свалились, вкладывает огромные деньги в социальную сферу: науку, образование, культуру, здравоохранение. Население накачивают деньгами, чтобы поддерживать, как говорят либеральные экономисты, платёжеспособный спрос. В России же всё предлагается делать наоборот: сократить расходы на науку, образование, культуру. И ни в коем случае не повышать зарплаты, потому что это, якобы, приведёт к инфляции.

Мы мечтаем о евроинтеграции. Слова «евроремонт», «евростиль», «евродизайн» прочно вошли в нашу жизнь как показатели высшего качества. А о своих ценностях забыли?

— Забываем. Сравните: советская система образования была классической и готовила всесторонне развитого человека, первоклассного специалиста. Западная система образования готовит потребителя, который имеет фрагментарное представление о мире. С 90-х и мы отставили классику, Болонская система у нас активно внедряется. Но плоды её вряд ли удовлетворят мыслящую Россию.

Какая евроинтеграция? Посмотрите на карту! Это Европа может думать об интеграции в Россию, но не наоборот. Хотя бы по той простой причине, что половина нашей огромной державы находится в Азии. Как можно евроинтегрировать, например, Калмыкию или Кавказ? Насадить в Адыгее, Башкирии и Алтае «евроценности», проведя для начала гей-парады? Это по многим причинам, слава Богу, невозможно. Европа с её греховными «ценностями» сегодня быстро теряет свою экономику. Поэтому для нас сейчас главное — не допустить, чтобы европейцы решали свои проблемы за наш счёт».

(Скачать номер газеты «Адыгея сегодня»)

http://nstarikov.ru/new/wp-content/uploads/2013/08/adygeya.jpg


Источник: nstarikov.ru
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)