Топонимика как зеркало древнерусской мифологии
к вопросу об астральном контексте в традиционной культуре Представляем вашему вниманию текст доклада А.А. Тюняева, который сделал автор сегодня на конференции «Традиционная культура в современном информационном пространстве» в Институте этнологии и антропологии РАН. Астральный контекст древнерусских мифов (сказок) В русской мифологии широко известна система божеств и героев. Она отличается от «греческой», «египетской» и библейской систем полной самобытностью. Кроме этого, если «греческая» система сложилась в железном веке и поэтому она наслаивается на реальную историю (то есть «греческие» боги и герои жили среди реальных людей железного века), то герои и божества русской мифологии обнаруживают глубочайшую древность. Археолог академик Б.А. Рыбаков в своих многочисленных работах уверенно относил времена существования древнерусских богов и героев в чрезвычайно удалённые эпохи. По его мнению, культ Волоса (Велеса) берёт своё начало ещё со времён мустьерской культуры, культы Мокоши и Яже (Ящера) – с самого начала верхнего палеолита, культ Сварога...
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.
Комментарий редакции
Редактировать
Тезисы автора:
1. Древнерусская мифология имеет глубокие корни, отличающиеся от других мифологических систем, таких как греческая или египетская, и связана с астрономическими знаниями.
2. Археологические находки показывают, что уже в верхнем палеолите у древнерусского народа сформировались мифологические и календарно-астрономические знания.
3. Политеистические системы не являются основой древнерусской мифологии, которая подчеркивает астральный контекст, отражая реальные объекты на звёздном небе.
4. Многие топонимы (названия рек и городов) несут в себе астральные значения и могут быть связаны с мифологическими персонажами.
5. Языческое мировоззрение остается актуальным и ассимилируется современными религиозными представлениями, подчеркивая синкретизм и возрождение языческих культов.
6. ДНК-генеалогия подтверждает связь современного русского этноса с древним населением Русской равнины, ставя под сомнение теории о финно-угорской автохтонности.
7. Данная работа показывает, как древнерусская мифология и топонимика могут быть поняты через призму астрономии и мифологических сюжетов.
Вывод:
Согласно мнению автора, астральный контекст играет ключевую роль в понимании древнерусской мифологии и её связи с топонимикой. Русские боги и герои являются мифологическими воплощениями астральных воззрений, и топонимы, употребляемые сегодня, сохранили свои древние значения, отражающие знание о Вселенной.Вывод редакции:
Тезисы А.А. Тюняева отражают интересные идеи о взаимосвязи древнерусской мифологии и астрономии, но требуют дополнительной научной проверки. Некоторые из представленных концепций могут быть оценены как находящиеся на грани между мифологией и конспирологией. В то же время, внимание к истокам древнерусской культуры и мифологии является актуальным и важным, особенно в свете современных исследований и возрождения интереса к народным традициям.