Алгоритмы открытий. Часть 3
https://pandoraopen.ru/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/60f58_2011_06_29_6a6fd9.jpg Мы познакомим вас с некоторыми из инструментов решения научных задач, чтобы вы сами в творческом акте смогли почувствовать свою причастность к открытию истины или пути к ней. Тогда понятая вами информация станет вашим знанием…
Три возраста системы
Методология научного познания
Нам всегда преподносят те официальные версии тех или иных событий, явлений, теорий и т.п., которые выгодны лишь тем, кто создаёт эти официальные версии, рассчитывая на то, что люди всё это «проглотят», не задумываясь. Однако, с появлением представлений о закономерном развитии окружающего нас мира во всех его проявлениях, у нас появляется возможность самим правильно осмыслить и понять преподносимую информацию. А мiр можно представить в виде огромной системы, состоящей из множества подсистем, а те, в свою очередь, также – из подсистем, и так – до основ мироздания…
Мiр – это театр, а люди – актёры
Было время, когда не было театра, как такового, поэтому его должны были изобрести в то время, когда в нём появилась потребность. Появление любой искусственной системы начинается с её рождения. В Древней Руси это было праздничное представление, действо, спектакль под открытым небом. Историки пишут, что театр в России появился не ранее 17-18 в.в. Однако это не соответствует действительности. В чём можете убедиться чуть позже сами.
А как было в Древней Греции, коль её считают оплотом европейской цивилизации и о ней так много информации?
Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир – это театральная сцена, а люди – актёры, которые приходят с неба и появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят туда же, и там растворяются. Земля – лишь сцена, где они исполняют свою, предназначенную им роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нём проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм. В Древней Греции праздники начинались с базара, которые вечером завершались театральным представлением. Именно так происходило зарождение театра.
Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Дионисия, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий (трагос – «козёл» и одэ – «песнь», т.е. «песнь козлов») и комедий («песнь космоса») стали брать не только из жизни Дионисия. Сатиры – спутники Дионисия, козлоногие существа, прославляли подвиги и страдания бога Дионисия.
Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий (первая постановка трагедии Феспида состоялась весной 534 г. до н.э.). На круглой площадке – «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актёры. Так постепенно рождалась формула состава пратеатра: орхестр + актёры + хор.
Чтобы выделиться из хора, актёр надевал обувь на высоких подставках – котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актёр. Эсхил ввёл второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввёл декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввёл третье действующее лицо. Но и трём актёрам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц.
Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение – «скена» («палатка»), где актёры готовились к выступлению в новой роли. Они должны были быть самими собой – иметь своё лицо и, по замыслу пьесы, не самим собой (другими) – другое лицо. Это противоречие они разрешили, взяв средство из надсистемы. Перевоплощение осуществлялось просто: актёры меняли маски, в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определённому характеру и настроению соответствовала «своя» маска (система становится неоднородной). Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность – жёлтый, хитрость – красный, а гнев – багровый. Гладкий лоб выражал весёлое настроение, а крутой – мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актёра. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.
В праздничные дни в самое людное место – базар – приходили люди и обсуждали публично политические вопросы, а специально нанятые люди рассказывали всем встречным о том, что будут представлять перед зрителями на вечернем спектакле актёры. При этом они рассказывали людям, что речь будет вестись о том-то, а само действие будет происходить там-то, например, на опушке леса. Там будут стоять деревья справа, а кустарники – слева. Герой будет объясняться в любви своей девушке, сидящей на пеньке и т.д.
Шло время, и вот в Средние века театр вошёл в жизнь людей и уже стал обычным явлением. Люди занимались днём своими делами, а вечером шли на представление. Однако уже не было тех, кто должен был рассказать людям, о чём будет спектакль. Это противоречие устранили объединением двух действий: само действо и рассказ о нём теперь сосредоточили на сцене. Вечером на импровизированную сцену выходил актёр (Пролог), который опять объяснял, согласно пьесе, где и что будет стоять, расти, кем вестись диалог и т.д. Традиционно место действия не менялось в течение пьесы. Это было начало зарождения театра.
Но время шло, и уже недостаточно было описания одной местности, т.к. герой мог изменить своё местоположение согласно развивающейся драматургии. Пролог уже не мог всё рассказывать один, т.к. действие могло происходить с несколькими героями. Это противоречие было разрешено Шекспиром, который описание места действия ввёл в речь героев спектакля. И теперь герой, объясняясь в любви своей девушке, поясняет, что он её полюбил вот на этой опушке и вот у этой берёзки и.п. Речь героев была неторопливой, как сама жизнь.
Но темп жизни менялся, и театр подстраивался под неё. Возникла необходимость по ходу спектакля менять место действия, сокращать речи героев с описанием места и т.д. Эти противоречия были устранены изобретением занавеса и первых декораций. Появление профессиональных актёров и развитие театра, как формы распространения информации, развитие драматургии, для воплощения замыслов которой требовались новые средства, привело к созданию стационарных театров со своими зданиями, труппами актёров, жонглёров, скоморох. В результате родился театр с классической формулой (составом): театр – это художественное произведение со своей драматургией + актёры + сцена + декорации + буферные системы (суфлёр, средства для имитации звуков и.т.д.).
Как видно из примера, развивалось то, что приводило к возникновению противоречий, к чему возникали «претензии» со стороны человека или системы. И это развитие шло неравномерно: нужно было передать настроение – использовались разные маски; увеличивалось количество героев – вводились актёры; нужно было быстро перевоплощаться – за сценой появились палатки, где актёры перевоплощались и т.д.
Далее, стало формироваться обустройство, структура театра: структура здания, расположение сцены, комнаты для актёров, декорации и т.д. Для усиления эмоционального воздействия на зрителей стали использовать музыку, приспособления, имитирующие разные звуки. Этот поиск закончился созданием классической структуры театра: сцена с декорациями перед зрительным залом (одноярусным или многоярусным), занавес, оркестровая яма для музыкантов, комнаты для актёров за занавесом, софиты и т.п.
Время ставило новые задачи перед театром. И вот уже нужно было по ходу представления несколько раз менять декорации, актёров, время суток и т.п. Эти противоречия разрешили созданием сменных декораций, труппы из разных актёров, средств подсветки и т.д., т.е. пришлось динамизировать театр. Развитие разных направлений в искусстве заставило со временем дифференцировать театр по литературным тематикам.
А далее театр становится большой «машиной», в которой все «части» должны работать согласованно и в ритме (драматургия – это закон гармонического единства), поэтому появились подвижные сцены, подвижные декорации и т.п. Структура театра стала адаптироваться к требованиям драматургии и вкусам зрителей.
Наконец, представление стало выходить за рамки сцены и «актёрами» стали сами зрители… Театр превратился в систему, которая стала и дальше эволюционировать в соответствии с законами развития систем. И чем дальше уходит это развитие, тем больше театр становится похожим на отражение в зеркале окружающей жизни. И действительно, мiр – это театр, а люди – актёры. Театр становится идеальным средством для продвижения идей.
Теперь каждый может сам составить «сценарий», по которому развивался Русский театр.
Этапы взросления Системы
Анализ огромного массива информации показывает, что в своём развитии системы (научные, технические, социальные и т.д.) проходят три стадии (синтез системы, адаптация к окружающей и внутренней среде, саморазвитие) в четыре этапа:
1. Поиск состава (из каких элементов должна состоять система, чтобы выполнить заданную ГПФ?);
2. Поиск структуры (как должны быть расположены эти элементы, чтобы выполнять свою ГПФ?);
3. Динамику (каким свойством должна обладать система (процесс) или её (его) часть, чтобы легко адаптироваться к меняющейся окружающей её среде – природной или технической?);
4. Эволюция или саморазвитие. Чем выше уровень развития системы, тем она становится более управляемой, и, в итоге, переходит на уровень самоуправления, самоорганизации. Самым продолжительным этапом, особенно для техники, является этап динамизации, когда систему адаптируют к условиям, в которых она должна функционировать.
При этом система стремится к достижению максимального эффекта на пути реализации идеального конечного результата (ИКР).
Рассмотрим ещё два примера: из техники и науки.
Пример 1: Многоэтажное здание – свечка: состав – набор различных помещений, которые могут располагаться друг над другом и конструктивные элементы; идеальная структура, с точки зрения прочности конструкции, удобства её монтажа, экономичности средств и материалов, – это повторяющиеся друг над другом этажи с одинаковым расположением помещений и конструкций; в сейсмических районах есть опасность разрушения конструкции от поперечных волн; увеличение жёсткости конструкции за счёт антисейсмических поясов не решает до конца проблему; с позиции этапа динамизации систем, здание на уровне фундамента, т.е. там, где оно испытывает наибольшее воздействие от землетрясения, нужно заранее «сломать», т.е. отсоединить фундамент от остальной части и соединить их подвижными связями, которые не будут передавать колебания верхней части здания, а следовательно, разрушения не произойдёт; переход к зданиям-трансформерам, меняющим свою структуру в зависимости от назначения здания, а в дальнейшем – переход к саморазвитию зданий во времени и пространстве по заданным программам. Такие проекты уже разрабатываются архитекторами и конструкторами.
Пример 2. Развитие представлений об атоме. Рассмотрим стадии развития этого процесса с позиций четырёхэтапного развития.
Сага об атоме
I стадия: синтез систем.
I этап: поиск состава системы
1. Поиск состава системы (атома). Модель атома Демокрита: жёсткая, неделимая частица. Многообразие таких частиц дает многообразие веществ (см. рис. 1).
2. Поиск состава системы (атома). Модель атома (интуитивная догадка) Проф. Алексеева: атом устроен по принципу солнечной системы (нач. 19 в.).
II этап: поиск структуры системы
3. Этап поиска состава атома и возможной его структуры. Статическая модель атома Дж. Томсона и У. Кельвина (1902 г.). «Жёсткая» система: сфера, в которую вкраплены положительные и отрицательные заряды. Система однородна и разделена на систему и антисистему: положительные и отрицательные частицы равны и компенсируют друг друга.
4. Этап поиска состава и структуры. Модель атома Ленарда (1903 г.). «Жёсткая» система раздроблена на части – динамиды – объединения из электрона и массивного положительно заряженного тела. От однородной системы перешли к неоднородной, состоящей из системы и антисистемы: массивное положительно заряженное тело и маленькая частица – электрон.
5. Этап поиска структуры при данном составе системы. Статическая модель атома Ж. Перрена (1901 г.) и Х. Нагаока (1904 г.). «Жёсткая» структура: вокруг положительно заряженного ядра, подобно планетам вокруг солнца, распределены неподвижные электроны; при колебании они излучают. Получена неоднородная система.
II стадия: адаптация систем
III этап: Динамизация системы
6. Этап адаптации элементов системы (состава) к конкретным условиям и динамизации её частей. Модель атома Резерфорда (1911 г.) – найдена наиболее эффективная при данном составе структура, введены элементы динамики; вращающиеся электроны адаптированы к кулоновскому воздействию ядра: вокруг заряженного ядра вращаются электроны, кулоновское притяжение которых компенсируется центробежными силами, но в соответствии с классическими представлениями, которые рассматривали процесс излучения и поглощения, как непрерывный волновой процесс, атом должен постоянно излучать энергию (по Максвеллу), т.е. вращающийся вокруг ядра электрон должен через некоторое время упасть на него. Но опыт показывает, что атом устойчив. Сохранена неоднородная система.
7. Этап адаптации структуры системы к конкретным условиям и динамизация её частей. Квантовая модель атома Н. Бора и его аспиранта (1913 г.) – найдена непротиворечивая структура с разрешёнными орбитами электронов при данном составе атома. В результате найдено объяснение стабильности атома: электроны вращаются по стационарным квантованным орбитам; переход с одной на другую сопровождается излучением. Сохранена неоднородная система, но в пространстве вокруг ядра появились зоны (орбиты) с особыми свойствами – неоднородностью качеств.
8. Завершение этапа адаптации структуры и состава к конкретным условиям. Современная модель атома – предложена адаптивная система: электроны вращаются по орбиталям, имея несколько квантовых чисел. Закреплена неоднородность системы.
На этом заканчивается развитие классической концепции, идущей по пути «дробления» объекта исследования, в частности, электрона, когда для описания его поведения в атоме придумывали массу квантовых чисел, а также моделей самого электрона, например, кварковую с множеством новых квантовых чисел, вводя для их характеристики и несовместимые для микромира понятия – «цвет», «запах», «очарованность» и т.д.
Концепция зашла в тупик, и физики «запутались» в количестве открытых ими же частиц, которые не укладываются ни в какие их теории. Это – кризисная ситуация, предвестник грядущей глобальной научной революции.
В книге Н.В. Левашова «Неоднородная Вселенная» с единой позиции дано совершенно новое, непротиворечивое объяснение устройству нашего мира, дающее ответы на все загадки мира, в частности, и для физиков.
Впервые в истории науки Н. Левашов даёт представление об электроне, как промежуточном, крайне неустойчивом состоянии физически плотной материи, постоянно переходящей из одного качественного состояния в другое. Это представление разрешает проблему дуализма у материальных частиц – электрон не частица, и не волна; описывает поведение электрона, как в атоме, так и вне его, связывая его состояние с гамма-излучением, создающим микроколебания мерности в пронизываемом им пространстве. Он же даёт представление о самом акте излучения или поглощения фотона; о природе электрического тока и т.п.
Наступил новый этап в развитии, как физики элементарных частиц, так и всей науки в целом.
III стадия
IV этап: саморазвитие системы
9. Этап развития (эволюции) системы из первичных материй в неоднородном пространстве. Найден новый состав элементов атома (из первичных материй), их структура и динамика, в зависимости от мерности пространства, качеств и свойств, совместимых с ним первичных материй, вырождающихся в нём в физически плотную материю. Материя находится в непрерывном движении, эволюционирует.
Эволюционно-адаптивная модель (условное название) атома Левашова Н.В.: предложена динамичная, полностью адаптированная к конкретным условиям система с непротиворечивой структурой и составом; электроны возникают и исчезают в той точке «орбиты», где мерность пространства соответствует мерности электрона и изменяется под действием внешних факторов (например, реликтового излучения), поэтому электрон не перескакивает с орбиты на орбиту, а каждый раз рождается в новой точке, создавая эффект мерцания и вращения вокруг ядра (см. рис. 1).
Обратите внимание: всё четыре этапа развития представлений свёрнуты в единое целое представление об эволюции атома с совершенно иным содержанием, отражающим развитие окружающего мiра от первичных материй до конкретного объекта. Это сильнейший методологический ход. В принципе так и должна развиваться наука, подкреплённая научной методологией, а не методом проб и ошибок.
Если говорить о синтезе атомов, то «возникает синтез только таких атомов, собственное влияние которых на своё микропространство соизмеримо с величиной деформации микропространства в области синтеза данных атомов. На деформацию макропространства накладывается деформация микропространства, только с обратным знаком, и они взаимно уравновешивают друг друга…»
Всё становится на своё место. При этом объясняется, почему атом водорода – самый стабильный атом, имеющий самую широкую зону стабильности. Причём, при одних условиях – это атом, а при других, когда расстояние между ядром (протоном) и электроном на порядок меньше, чем в атоме, – это нейтрон, который устойчив в пределах атома, и неустойчив – вне его (кажется, распадается за 12 минут на протон и электрон).
Таким образом, атом, его состав, структура и занимаемое им пространство – неоднородны. Следовательно, и само макропространство также должно быть неоднородным. Иначе говоря, принцип неоднородности отражает одно из фундаментальных свойств развития систем (материи).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
– Научное Знание есть ни что иное, как осмысленная и понятая нами информация, полученная через органы чувств о происходящем вокруг и внутри нас.
– Знание организуется нами, по мере познания окружающего мира, и функционирует как система взаимосвязанных представлений, которая подвергается развитию с каждым шагом нашего понимания окружающего мира.
Научные системы, трансформирующиеся в итоге в отдельные дисциплины, формируются и эволюционируют в соответствии с законами развития систем, которые можно познать и использовать для планомерного развития наших представлений об окружающем мире.
Источник http://ru-an.info/