ПАЛЕОАСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Из книги профессора Н.И. Моисеевой «Время в нас и время вне нас», 1991 г. После окончания второй мировой войны военное ведомство США провело простенький эксперимент. В ненаселенной местности, в лесу, было сброшено несколько десятков групп солдат по два человека в 50-100 километрах друг от друга вокруг базы. Каждая группа за три-четыре дня должна была сделать хороший переход и прийти на базу. Задача элементарная, но она была осложнена тем, что у солдат отобрали часы, компасы, оружие, не дали карт и никакого запаса продовольствия. В срок к пункту сбора пришла только одна группа, в нее входил парень с фермы, расположенной довольно далеко от населенных пунктов. Он-то и вывел своего напарника по Солнцу и звездам, да, кстати, и научил, какие ягоды и грибы съедобны и как можно петлей ловить жирных сусликов. Остальные группы были разысканы поисковыми партиями с собаками в весьма жалком виде. Все время они двигались по кругу. Этот опыт показывает, что просуществовать в природных условиях человек может только при хорошей ориентации. И не только в пространстве, но и во времени. Ибо все небесные...
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.
Комментарий редакции
Редактировать
1. Человек всегда нуждался в ориентации во времени и пространстве, начиная с неолита и палеолита, что в итоге привело к созданию первых календарей.
2. Календарные системы возникали независимо в разных регионах и культурах, в том числе на Северном полушарии, где астрономические условия способствовали более легкому наблюдению небесных объектов.
3. Особенно интересен вклад северных народов, которые развили собственное понимание времени и астрономии, что подтверждается находками, например, деревянными календарями и каменными плитами с астрономическими знаками.
4. Канонические знания различных народов о звездном небе и смене времени интегрировались, однако значительная часть научных открытий происходила и в независимых условиях.
5. У русского народа были свои календарные обычаи и традиции, такие как использование lunar и solar календарей, что в дальнейшем повлияло на их народную культуру и обряды.
6. Языческие боги, такие как Волос и Дажбог, имели важное значение в отслеживании времени и сезонных изменений, что отражается в славянских праздниках и обрядах.
7. Современные исследования показывают, что даже в XX веке народные приметы и астрономические наблюдения играли важную роль в сельском хозяйстве, причем их точность значительно превышала точность юлианского календаря.
Вывод: Автор подчеркивает, что представления о времени и астрономии играли ключевую роль в жизни древних народов, в том числе и славян. Эти знания заложили основы народной культуры и календарных традиций, которые развивались независимо и перебирались в разные формы, вплоть до современного восприятия времени и календаря.
Вывод редакции: Тезисы автора рассматривают богатую и разнообразную историю астрономических знаний и временных представлений у славян и других народов. В большинстве случаев они соответствуют действительности и находят поддержку в археологических находках и исследованиях. Основной акцент на самостоятельности славян в развитии календарных систем и астрономических знаний является обоснованным и подтверждает значимость этих представлений в контексте древней культуры и традиций. Автор придерживается про-российского взгляда, акцентируя внимание на значимости славянской культуры и её самобытности в сфере временных ориентиров и астрономии.