Снова о школе Щетинина. Часть 1
05.09.2008 13:42 |
После того, как в прошлом году мы написали о школе Щетинина, многие читатели спрашивали, где можно получить дополнительную информацию, когда в Петербурге появится такая школа, как устроить туда детей и устроиться самим на работу в школу Щетинина. К сожалению, у меня не было ответов на эти вопросы – в прошлом году школа поблизости от Петербурга так и не появилась, а что будет дальше – я пока не знаю. Если кто-то из наших читателей может рассказать про такие школы в других городах – мы будем рады опубликовать ваши письма. А сегодня я хочу познакомить Вас с человеком, который предложил нам несколько статей про школы Щетинина и про экопоселения (нетрудно догадаться, что одно связано с другим). Статьи можно найти в Интернете, поэтому сегодняшний выпуск нашей рассылки предназначен в основном для тех, кто не может или не хочет ;-) искать эту информацию самостоятельно. Тема: Снова о школе Щетинина. Часть 1 Сергей Тренкле Что же такое школа Щетинина? В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала ее лучшей в мире. Еще бы: попробуйте найти такую школу, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. Причем учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети. Оказывается, весь секрет заключается в отношении к ребенку как к равному себе человеку. Именно в равной атмосфере сотрудничества детей и взрослых раскрываются наши (детей и взрослых) ранее спавшие внутренние потенциалы. Наверное, не случайно нам было рассказано о такой школе, и именно такой школе быть в новых экопоселениях вокруг наших городов. Только на равных отношениях происходит настоящее сотрудничество и становится возможным невозможное. Я хочу предложить Вам прочитать несколько статей об этой школе: Источник: http://roerich.rost.ru/rvd/99_02/rvd2_5.htm НАДЕЖДА РОССИИ В.А. Прилукин
Сразу же хочется отметить, что на того, кто впервые сталкивается с опытом работы этой школы, достигнутые ею результаты оказывают просто ошеломляющее действие. Судите сами. В какой еще школе ученики могут, к примеру, проходить весь курс математики средней школы за 10 дней? Или, где вы видели 12-13 летних студентов ВУЗов? Но для школы Щетинина все это – обычные вещи. Эти, и еще многие, многие другие примеры ставят школу в разряд исключительных явлений нашей жизни. Организация учебного процесса в школе коренным образом отличается от общепринятых правил. Во-первых, здесь нет четкого разделения между учителем и учеником, и ученик получает знания не “про запас”, как это принято в обычной школе, а для того, чтобы тут же передать их другому. Поэтому каждый из учеников школы сразу же становится одновременно и учителем. Во-вторых, здесь нет урока в обычном понимании этого слова, когда один учитель “вещает” на весь класс, а все ученики “внемлют” ему. В школе Щетинина процесс передачи знаний строго индивидуален, в силу чего и достигаются подобные сверхфантастические результаты. Здесь нет окриков, наказаний. Здесь никого не надо подстегивать. В школе подвергаются коренному пересмотру общепринятые стереотипы обычной педагогики. Так, существующее общеизвестное положение о том, что определенные знания могут быть доступны ученику лишь по достижении известного возраста, на поверку оказываются совершенно неправильными. И те знания, которые в обычной школе ученик получает в 16-17-летнем возрасте, в школе Щетинина доступны для 11-12-летних. Более того, в таком, более раннем возрасте, те же самые знания усваиваются полнее и глубже. Свидетелями этому стали многие преподаватели ВУЗов Юга России, которые преподают в 4-х, организованных при школе Щетинина, высших учебных заведениях. Обучение в школе бесплатное, и она существует на принципах самодостаточности и самоокупаемости. Все учебные и жилые здания школы построены руками самих учеников. Причем не только строительные, но и все расчетные и архитектурные работы также выполнены самими учениками. Поразительна скорость, с которой возводятся здания в этой чудо-школе. К примеру, строительство одного из последних зданий школы от проекта до пуска в эксплуатацию заняло всего три месяца. А если бы вы видели еще и архитектуру этих зданий, а также внешнюю и внутреннюю отделку, росписи внутри здания, вы бы тем более усомнились в реальности происходящего. Но, тем не менее, все вышенаписанное не выдумка и досужие домыслы, а самая настоящая реальность. Школой Радости назвала знаменитая актриса и кинорежиссер Н.С. Бондарчук школу Щетинина. Ей же принадлежат слова, что эта школа, привлекая все лучшее, что есть в современной России, становится символом Грядущего, символом Новой России. Учитывая, что наше будущее и будущее нашей Родины полностью зависит от того, какими вырастут наши дети, можно сказать, что Школа Радости – это Надежда России. В нашем городе есть преподаватели, знакомые с опытом работы школы Щетинина, сами принимавшие непосредственное участие в учебном процессе и других делах этой чудо-школы. С их помощью Донской Фонд Рерихов планирует организовать семинар, посвященный опыту работы школы Щетинина. Всем, кто хотел бы ближе познакомиться с методикой работы этой школы, в первую очередь это могли бы быть преподавательские коллективы, просьба обращаться к Кудинову Олегу Александровичу по тел. в Ростове: 39-09-81 (Архитектурный институт) и Земцову Юрию Федоровичу (по вопросу просмотра и приобретения видеокассет с фильмами о школе) по тел.: 67-82-22, звонить с 20 до 21 часа. Источник: http://roerich.rost.ru/rvd/99_07/rvd7_67.htm ОСМЫСЛИВАЯ СИНЕГОРЬЕ Юрий Круглов,
Оторвется листок от веточки, закружат его ветры с разных сторон и сразу непонятно будет все в этом мире. Зачем ему дерево? Ветер может унести его в любую сторону. По традиции человек должен знать семь поколений своих предков. А еще лучше, когда он осознает себя их продолжением. Главными духовными ветвями, которые прикрепляют человека к “дереву”, являются знание им истории своего народа, его культуры, а главное – с малых лет прочувствование, врастание, переживание заново, органично своей национальной культуры. Взгляд на мир Русским сердцем, Русским оком. Отсюда необходимость в воспитании русского мироосмысления как родового, изначально присущего. КОНЦЕПЦИЯ СИНЕГОРЬЯ ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ Человек имеет в себе мощный аппарат саморазвития при условии здоровой генетики, не изломанной психически или тяжелой наследственностью. Поэтому надо поверить человеку во время процесса постижения мира. Задать рамки, организующие общее направление, и оставить в этих рамках максимум простора для саморазвивающегося начала. Отсюда основной ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УРОКА – принцип погружения в тот информационный слой, который тебе сейчас наиболее близок, независимо от возраста. Работаешь, насколько внутренне есть способность и желание сейчас воспринять именно этот материал. Хочется изучать другой предмет, подойди к другому кругу. Совсем не хочется – отдохни, переключись на другую работу. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВА СТИМУЛ ДЛЯ РОСТА И ВДОХНОВЕНИЯ ОГРОМНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ АТМОСФЕРА Ты служишь ближнему, он служит тебе. Это органично и не воспринимается в плане противопоставления: сильные заставили – я подчинился; они “верхние” – чуждые, я “нижний” – чуждый им. МЫ ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ В казачьей станице не было “чужих” детей. Их могли воспитывать все, потому что дети, вырастая, становились друзьями, соседями, сослуживцами, мужьями и женами друг другу, а значит частью духовного и материального мира станичника. Как же не формировать его, пока есть возможность! Не было одиноких. Вдове найдут мужа. Бобылей не любили, подозрительно к ним относились, потому что всякая дисгармония неизбежно отразится на общине. Поэтому и в Синегорье, при правильно сформулированной системе ценностей всплывает еще и генетическая память. Синегорцы помнят идеалы своих прадедов подсознательно. Молодому славянину в 13 лет на Руси уже доверяли оружие, брали в походы. В 14-15 лет русич мог стать хозяином дома, полноправно вести хозяйство. Полученный опыт и здоровье позволяли быть и пахарем и организатором хозяйства. Сейчас Русь нуждается в “хозяевах” и ратниках. На Поле Куликово выходили 13-летние. Сейчас та же ситуация. Наши души – Поле Битвы. Чтобы оно не стало Диким полем, – Синегорье вспоминает лучшие славянские традиции и взращивает своих витязей. СЛОВО Врачи подтверждают, что организм человека может лечиться при звуках естественного для него ритма родной речи. Сейчас сам ритм искажают англицизмами, но не в Синегорье. РОДИНА И СИНЕГОРЦЫ На Руси возрождать Русь – вот их задача. Возродить в реальных детях, в ближайшее время силой собственной веры и целеустремленностью. Не словом полемики, а делом, собой синегорцы начнут свою рать, свою пахоту. Поистине образы Святогора и Микулы Селяниновича не покажутся гиперболичными. В самый раз. Именно Святогорами и надо быть, чтобы поднять “тугу земную” безверия, опустошенности духовной. Мечом работать гораздо проще, чем так – духом. Удивительная закономерность в том, что синегорцев особенно горячо ждут на землях, которые считают сакральными, на землях, где развилось казачество. Белуха, Алтай, Оренбургский край. Все это места “заветные”. А синегорцы понесут именно “славянский завет” – завещание предков в эту современность. ЧИСТОТА В теремах Синегорья очень духовная атмосфера. Задорные, шумные дети спешат по коридору, но опрятность одежды – их особенность. Трудно в детстве сгармонизировать положение складок на рубашке и не помять в бегах брюки, но идеал тут – это чистая линия. Грязные слова исключены абсолютно. Даже грязные эмоции – зависть, недоброжелательность, раздражение, страх, корысть. В Синегорье не имеет значения главная причина нечистоты людской – деньги. Там ничего не продают и никого невозможно купить. АДАПТИВНОСТЬ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ На личностном, локальном уровне синегорец как надежный друг, человек твердых нравственных устоев, специалист, которого есть за что уважать – способен собрать вокруг себя людей. Модель, принцип – славянская община. Форма работы – создание школы-аналога Синегорья. Причем для Синегорья школа – главный, но не единственный путь реализации. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ Синегорец несет в сознании общинную форму устройства общества. Ее очень многие готовы поддержать. Ждут лидера, изначально требуя от него соответствия по очень многим параметрам (кризис веры). Такие люди в Синегорье растут. Их модель построения мира не политическая; синегорец не будет образовывать новую партию. Он готов обратиться к самому народу с целью вспомнить исконную форму существования. Это трудно в конце XX века, но возможно и главное – необходимо народу. Именно в общине, в народе вырастут те политики, в чьих программах будут не декларации, а реальные задачи с реальными механизмами исполнения. Кризис современного политического процесса – отражение кризиса мировоззрения. Не о народе думают политики, а о престиже и выживании своих партий и своем лидерстве. Это четко выражается в их действиях. Настоящего политического лидера возможно вырастить только в народной среде. Первый этап его становления – сознание того, что он часть народа и хочет реально помочь сородичам в масштабе всей Руси. Уважение к нему соседей, уважение в его доме, районе, городе – вот реальные показатели его значимости. Современных депутатов их избиратели узнают только перед выборами, а избранные мгновенно (как правило) становятся невидимы и недоступны. Люди, имеющие авторитет у народа, невольно обратятся к политике, поскольку другого средства кардинально оздоровить общество – нет. Синегорцы, возможно, столкнутся с этой проблемой, но на втором этапе. Первый этап – создание на Руси школ-общин, популяризация в народном сознании идеалов рода. ОТКРЫТОСТЬ Он открыт Богу, который есть Высшая Справедливость, Творец и Создатель мира. Это то, что необходимо для нормального высоко духовного развития. Русь всегда называли Святой. Синегорцу близко это определение, потому что мир для него свят. Его надо созидать и любить, ибо этим созидаешь и любишь себя (но это подсознательный мотив). Самый большой грех – разрушать и ненавидеть. Доброжелательность в Синегорье – открытость ко всему созидающему; это лучший показатель внутренней открытости.
Рождение без насилия N66 (17 апреля 2001г.) |