Главная » Родителям и детям

Снова о школе Щетинина. Часть 1

14:13. 23 марта 2009 Просмотров - 2,808 Нет комментариев Опубликовал:
05.09.2008 13:42

После того, как в прошлом году мы написали о школе Щетинина, многие читатели спрашивали, где можно получить дополнительную информацию, когда в Петербурге появится такая школа, как устроить туда детей и устроиться самим на работу в школу Щетинина. К сожалению, у меня не было ответов на эти вопросы – в прошлом году школа поблизости от Петербурга так и не появилась, а что будет дальше – я пока не знаю.

Если кто-то из наших читателей может рассказать про такие школы в других городах – мы будем рады опубликовать ваши письма.

А сегодня я хочу познакомить Вас с человеком, который предложил нам несколько статей про школы Щетинина и про экопоселения (нетрудно догадаться, что одно связано с другим). Статьи можно найти в Интернете, поэтому сегодняшний выпуск нашей рассылки предназначен в основном для тех, кто не может или не хочет ;-) искать эту информацию самостоятельно.

Тема: Снова о школе Щетинина. Часть 1

Сергей Тренкле

Что же такое школа Щетинина? В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала ее лучшей в мире.

Еще бы: попробуйте найти такую школу, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. Причем учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети.

Оказывается, весь секрет заключается в отношении к ребенку как к равному себе человеку. Именно в равной атмосфере сотрудничества детей и взрослых раскрываются наши (детей и взрослых) ранее спавшие внутренние потенциалы.

Наверное, не случайно нам было рассказано о такой школе, и именно такой школе быть в новых экопоселениях вокруг наших городов.

Только на равных отношениях происходит настоящее сотрудничество и становится возможным невозможное.

Я хочу предложить Вам прочитать несколько статей об этой школе:
В.А. Прилукин, “Надежда России”
Юрий Круглов, “Осмысливая Синегорье”


Источник: http://roerich.rost.ru/rvd/99_02/rvd2_5.htm

НАДЕЖДА РОССИИ

В.А. Прилукин


Главной темой ноябрьского и январского циклов творческих встреч заслуженной артистки России, кинорежиссера Н.С. Бондарчук с ростовчанами была тема новой гуманной педагогики и, конкретно, опыт школы академика М.П. Щетинина как прообраза школы будущего. Этой теме были посвящены 3 из 10 вечеров знаменитой актрисы и кинорежиссера.

Сразу же хочется отметить, что на того, кто впервые сталкивается с опытом работы этой школы, достигнутые ею результаты оказывают просто ошеломляющее действие. Судите сами. В какой еще школе ученики могут, к примеру, проходить весь курс математики средней школы за 10 дней? Или, где вы видели 12-13 летних студентов ВУЗов? Но для школы Щетинина все это – обычные вещи. Эти, и еще многие, многие другие примеры ставят школу в разряд исключительных явлений нашей жизни.

Организация учебного процесса в школе коренным образом отличается от общепринятых правил. Во-первых, здесь нет четкого разделения между учителем и учеником, и ученик получает знания не “про запас”, как это принято в обычной школе, а для того, чтобы тут же передать их другому. Поэтому каждый из учеников школы сразу же становится одновременно и учителем. Во-вторых, здесь нет урока в обычном понимании этого слова, когда один учитель “вещает” на весь класс, а все ученики “внемлют” ему. В школе Щетинина процесс передачи знаний строго индивидуален, в силу чего и достигаются подобные сверхфантастические результаты. Здесь нет окриков, наказаний. Здесь никого не надо подстегивать.

В школе подвергаются коренному пересмотру общепринятые стереотипы обычной педагогики. Так, существующее общеизвестное положение о том, что определенные знания могут быть доступны ученику лишь по достижении известного возраста, на поверку оказываются совершенно неправильными. И те знания, которые в обычной школе ученик получает в 16-17-летнем возрасте, в школе Щетинина доступны для 11-12-летних. Более того, в таком, более раннем возрасте, те же самые знания усваиваются полнее и глубже. Свидетелями этому стали многие преподаватели ВУЗов Юга России, которые преподают в 4-х, организованных при школе Щетинина, высших учебных заведениях.

Обучение в школе бесплатное, и она существует на принципах самодостаточности и самоокупаемости. Все учебные и жилые здания школы построены руками самих учеников. Причем не только строительные, но и все расчетные и архитектурные работы также выполнены самими учениками. Поразительна скорость, с которой возводятся здания в этой чудо-школе. К примеру, строительство одного из последних зданий школы от проекта до пуска в эксплуатацию заняло всего три месяца. А если бы вы видели еще и архитектуру этих зданий, а также внешнюю и внутреннюю отделку, росписи внутри здания, вы бы тем более усомнились в реальности происходящего.

Но, тем не менее, все вышенаписанное не выдумка и досужие домыслы, а самая настоящая реальность. Школой Радости назвала знаменитая актриса и кинорежиссер Н.С. Бондарчук школу Щетинина. Ей же принадлежат слова, что эта школа, привлекая все лучшее, что есть в современной России, становится символом Грядущего, символом Новой России. Учитывая, что наше будущее и будущее нашей Родины полностью зависит от того, какими вырастут наши дети, можно сказать, что Школа Радости – это Надежда России.

В нашем городе есть преподаватели, знакомые с опытом работы школы Щетинина, сами принимавшие непосредственное участие в учебном процессе и других делах этой чудо-школы. С их помощью Донской Фонд Рерихов планирует организовать семинар, посвященный опыту работы школы Щетинина.

Всем, кто хотел бы ближе познакомиться с методикой работы этой школы, в первую очередь это могли бы быть преподавательские коллективы, просьба обращаться к Кудинову Олегу Александровичу по тел. в Ростове: 39-09-81 (Архитектурный институт) и Земцову Юрию Федоровичу (по вопросу просмотра и приобретения видеокассет с фильмами о школе) по тел.: 67-82-22, звонить с 20 до 21 часа.


Источник: http://roerich.rost.ru/rvd/99_07/rvd7_67.htm

ОСМЫСЛИВАЯ СИНЕГОРЬЕ

Юрий Круглов,
Ростов-на-Дону


В Синегорье (экспериментальный учебный центр академика Щетинина) мир строится с самого начала. Рассматриваются духовные ценности в сознании Человека. Он – листочек на веточке. Веточка – его семья: отец, мать, бабушки, дедушки. Семья – тонкая ветка более толстой ветви – Рода. Эта толстая ветвь вырастает из целого ствола – своего Народа.

Оторвется листок от веточки, закружат его ветры с разных сторон и сразу непонятно будет все в этом мире. Зачем ему дерево? Ветер может унести его в любую сторону.

По традиции человек должен знать семь поколений своих предков. А еще лучше, когда он осознает себя их продолжением. Главными духовными ветвями, которые прикрепляют человека к “дереву”, являются знание им истории своего народа, его культуры, а главное – с малых лет прочувствование, врастание, переживание заново, органично своей национальной культуры.

Взгляд на мир Русским сердцем, Русским оком. Отсюда необходимость в воспитании русского мироосмысления как родового, изначально присущего.

КОНЦЕПЦИЯ СИНЕГОРЬЯ

В человеке хранится вся информация об окружающем его мире, и не только о Земле, но и обо всей Вселенной. С малых лет он может ею пользоваться. Ее надо только позвать из глубин его подсознания, из родовой памяти. Поэтому в Синегорье один из критериев отбора – здоровые родовые гены, здоровая славянская основа. Человек еще не проявлен, не осознал себя ни духовно, ни этнически, но в нем содержится все ему для этого необходимое.

ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ

Человек имеет в себе мощный аппарат саморазвития при условии здоровой генетики, не изломанной психически или тяжелой наследственностью.

Поэтому надо поверить человеку во время процесса постижения мира. Задать рамки, организующие общее направление, и оставить в этих рамках максимум простора для саморазвивающегося начала.

Отсюда основной ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ УРОКА – принцип погружения в тот информационный слой, который тебе сейчас наиболее близок, независимо от возраста. Работаешь, насколько внутренне есть способность и желание сейчас воспринять именно этот материал. Хочется изучать другой предмет, подойди к другому кругу. Совсем не хочется – отдохни, переключись на другую работу.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОЛЛЕКТИВА
Познать радость в себе и на пользу ближним как можно больше и как можно лучше. Трудно дается – твой сосед охотно поможет.

СТИМУЛ ДЛЯ РОСТА И ВДОХНОВЕНИЯ
Ты сам, познав что-то, можешь и даже должен объяснить это другому. Этот другой – твой друг, часть твоего мира. Помочь ему – радость, помог ему – проявил себя, самоутвердился в хорошем деле.

ОГРОМНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ
удается освоить так быстро, потому что:
– изначально предполагается и затем аргументированно доказывается, что это полезно для тебя и необходимо для твоего роста;
– обучение приятно, потому что дается без жестких рамок, в игровом ключе;
– никто не задумывается, что это “много”, потому что нет понятия “мало” – хочется усвоить быстрее (это полезно) и передать другим (дополнительный стимул в процессе постижения истины).

АТМОСФЕРА
Духовное братство – в высшем смысле этого слова. Братство равных, живущих в едином духовном потоке. Синегорцы живут в равных условиях с тобой. Ты делишь с ними пищу. Готовишь ее, раздаешь ее, что является помимо психологического еще и священным фактором. В средневековой Руси и на Кавказе разделившие вместе хлеб и воду уже совершали ритуал духовного побратимства. Человек, считавший другого неприятелем (если он честный человек) не мог сесть с ним за один стол, а если садился, значит признавал, что обида забыта. Подношение хлеба-соли на Руси – пример этого обряда.

Ты служишь ближнему, он служит тебе. Это органично и не воспринимается в плане противопоставления: сильные заставили – я подчинился; они “верхние” – чуждые, я “нижний” – чуждый им.

МЫ
“Я” – часть этого “мы” воспитывается ежедневно. Если я хочу радовать ближних своим присутствием, я должен сделать хорошо то, что признается ими за ценное и с чем я согласен. Учиться, быть отзывчивым, веселым. Разделять с ближними заботы, а не только радости. То, что за пределами Синегорья иногда считают омертвевшими прописными истинами, вдруг оживает и становится реальными поводами для действий и ложится в основу критериев мировоззрения. “Я” не центр этого мира. Есть более красивые, лучше усваивающие, более веселые или от природы сильные. Их ум и сила не унижают, а, наоборот, обогащают меня, потому что они – часть моего мира и я рад, что нахожусь среди них. Они помогут мне стать таким же мудрым, сильным, красивым.

ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ
в 8-10 лет, делиться знаниями с более старшими – огромного значения факт для растущей личности. Самообучение, самовоспитание, созидание друг другом самих себя – это процесс, на котором была построена славянская община, казачья станица, поселения Севера, где не было крепостного права, а значит в сознании отсутствовал комплекс неотвратимости подчинения.

В казачьей станице не было “чужих” детей. Их могли воспитывать все, потому что дети, вырастая, становились друзьями, соседями, сослуживцами, мужьями и женами друг другу, а значит частью духовного и материального мира станичника. Как же не формировать его, пока есть возможность!

Не было одиноких. Вдове найдут мужа. Бобылей не любили, подозрительно к ним относились, потому что всякая дисгармония неизбежно отразится на общине. Поэтому и в Синегорье, при правильно сформулированной системе ценностей всплывает еще и генетическая память. Синегорцы помнят идеалы своих прадедов подсознательно.

Молодому славянину в 13 лет на Руси уже доверяли оружие, брали в походы. В 14-15 лет русич мог стать хозяином дома, полноправно вести хозяйство. Полученный опыт и здоровье позволяли быть и пахарем и организатором хозяйства. Сейчас Русь нуждается в “хозяевах” и ратниках. На Поле Куликово выходили 13-летние. Сейчас та же ситуация. Наши души – Поле Битвы. Чтобы оно не стало Диким полем, – Синегорье вспоминает лучшие славянские традиции и взращивает своих витязей.

СЛОВО
Его силу предки знали хорошо. Не случайно именно юношество, молодые засорили свой язык англицизмами, блатным жаргоном, уродливым “арго”. Словом, обращением к знакомому, подруге они уже унижают, оскорбляют. Невозможно выразить высокие человеческие чувства теми словами, которыми они пользуются. А это и чувства убивает. Используемые слова отражают и формируют обратную связь миропонимания, мирочувствования. Силу слова в Синегорье почитают, потому и желают друг другу здоровья по много раз в день. Какой мощный источник силы, резец для формирования души хранят слова, звучащие в Синегорье. Искони славянские, глубокие, всеобъемлющие, мелодичные.

Врачи подтверждают, что организм человека может лечиться при звуках естественного для него ритма родной речи. Сейчас сам ритм искажают англицизмами, но не в Синегорье.

РОДИНА И СИНЕГОРЦЫ
Для синегорцев Родина – это органическая часть их мира. Среда обитания. Они – часть своей Родины. Они сильны тем, что у них есть цель. Сейчас Русь бьется за то, чтобы не стать колонией, доминионом, сырьевым придатком. Они сознают свое место в этой борьбе. Дерево Рода, дерево нации корнями в родной земле. Синегорцы с XXI века начнут свое возделывание душ и судеб по всей Руси. Как хорошо, что их уже ждут истосковавшимися, изболевшимися по русскому духу сердцами. Это ни на грамм не уменьшит сопротивление, которое им предстоит преодолеть, но усилит их, вдохновит.

На Руси возрождать Русь – вот их задача. Возродить в реальных детях, в ближайшее время силой собственной веры и целеустремленностью.

Не словом полемики, а делом, собой синегорцы начнут свою рать, свою пахоту. Поистине образы Святогора и Микулы Селяниновича не покажутся гиперболичными. В самый раз. Именно Святогорами и надо быть, чтобы поднять “тугу земную” безверия, опустошенности духовной. Мечом работать гораздо проще, чем так – духом.

Удивительная закономерность в том, что синегорцев особенно горячо ждут на землях, которые считают сакральными, на землях, где развилось казачество. Белуха, Алтай, Оренбургский край. Все это места “заветные”. А синегорцы понесут именно “славянский завет” – завещание предков в эту современность.

ЧИСТОТА
Она удивительная и многогранная часть Синегорья. Начинается с порога. Войди в дом в чистой обуви. Очисти грязь с ботинок и подумай о чистоте своих мыслей. Войти в этот дом нужно с чистой душой потому, что там очень чистая материя – дети. Еще не исчерканные, не исписанные каракулями неудач и чьих-то злых помыслов. У них чистые глаза. Светлые оттого, что чистые лица.

В теремах Синегорья очень духовная атмосфера. Задорные, шумные дети спешат по коридору, но опрятность одежды – их особенность. Трудно в детстве сгармонизировать положение складок на рубашке и не помять в бегах брюки, но идеал тут – это чистая линия.

Грязные слова исключены абсолютно. Даже грязные эмоции – зависть, недоброжелательность, раздражение, страх, корысть. В Синегорье не имеет значения главная причина нечистоты людской – деньги. Там ничего не продают и никого невозможно купить.

АДАПТИВНОСТЬ
Особенностью синегорцев является повышенная адаптивность в экстремальных условиях. Отличная физическая подготовка (ежедневные занятия борьбой и хореографией) помогают выдержать физические нагрузки. Привычка заниматься по 12 часов вырабатывает отличную память, приучает мозг спокойно принимать новый материал. Помимо высшего образования синегорцы нередко получают параллельно с ним и рабочие специальности. Это расширяет диапазон возможностей не только при устройстве на работу, но и очень помогает в частной жизни (умение самим провести электричество, участвовать в построении дома в качестве специалиста каменщика или плиточника и др.).

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Общество нуждается в доброжелательных, отзывчивых, надежных людях. Несостоявшаяся личность, растерявшаяся под натиском реальности – типичная картина. Синегорцы настроены изначально на оздоровление социума всем своим поведением. Они учатся объединять людей, поддерживать. Ближние для синегорцев – не просто сограждане – они часть народа. А народ – понятие для синегорца не абстрактное. Помочь народу всем, чем можно – и есть задача синегорца. Народ растерян – ободрить его, разделен – собрать, организовать в общину. Народ тоскует в бесцельном метании – созданием школ поставить перед ним реальную цель, вырастить поколение, которое и выведет Русь из кризиса. Синегорцы уже начали этот процесс фактом своего существования.

На личностном, локальном уровне синегорец как надежный друг, человек твердых нравственных устоев, специалист, которого есть за что уважать – способен собрать вокруг себя людей. Модель, принцип – славянская община. Форма работы – создание школы-аналога Синегорья. Причем для Синегорья школа – главный, но не единственный путь реализации.

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
Современный мир и массовое сознание популяризует схему – “Человек – эгоист в центре мироздания. Он должен служить своим страстям и прихотям. Родина – только место рождения. Жить надо там, где лучше. Если на Родине плохо, неуютно жить, надо поскорее покинуть это невыгодное и непрестижное место или жить, мучаясь комплексом политической неполноценности”. Формулы “Человек человеку волк” и “Наверх любой ценой”, жить ради своего “хочу” – не новы. Им тысячи лет. Многие в них уже разочаровались.

Синегорец несет в сознании общинную форму устройства общества. Ее очень многие готовы поддержать. Ждут лидера, изначально требуя от него соответствия по очень многим параметрам (кризис веры). Такие люди в Синегорье растут. Их модель построения мира не политическая; синегорец не будет образовывать новую партию. Он готов обратиться к самому народу с целью вспомнить исконную форму существования. Это трудно в конце XX века, но возможно и главное – необходимо народу. Именно в общине, в народе вырастут те политики, в чьих программах будут не декларации, а реальные задачи с реальными механизмами исполнения. Кризис современного политического процесса – отражение кризиса мировоззрения. Не о народе думают политики, а о престиже и выживании своих партий и своем лидерстве. Это четко выражается в их действиях. Настоящего политического лидера возможно вырастить только в народной среде. Первый этап его становления – сознание того, что он часть народа и хочет реально помочь сородичам в масштабе всей Руси. Уважение к нему соседей, уважение в его доме, районе, городе – вот реальные показатели его значимости.

Современных депутатов их избиратели узнают только перед выборами, а избранные мгновенно (как правило) становятся невидимы и недоступны. Люди, имеющие авторитет у народа, невольно обратятся к политике, поскольку другого средства кардинально оздоровить общество – нет. Синегорцы, возможно, столкнутся с этой проблемой, но на втором этапе. Первый этап – создание на Руси школ-общин, популяризация в народном сознании идеалов рода.

ОТКРЫТОСТЬ
Синегорец открыт людям. Он не боится ближнего, напротив – готов ему помочь, ведь ближний – часть его мира. Он открыт знаниям, постижению нового, открыт природе. Он – органическая часть природы: уважает ее, осознавая родство с ней, умеет ею любоваться.

Он открыт Богу, который есть Высшая Справедливость, Творец и Создатель мира. Это то, что необходимо для нормального высоко духовного развития. Русь всегда называли Святой. Синегорцу близко это определение, потому что мир для него свят. Его надо созидать и любить, ибо этим созидаешь и любишь себя (но это подсознательный мотив). Самый большой грех – разрушать и ненавидеть. Доброжелательность в Синегорье – открытость ко всему созидающему; это лучший показатель внутренней открытости.

Рождение без насилия N66 (17 апреля 2001г.)

 
Источник http://darislav.com

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)