Мульмульки на тык
Я снова порадую, непорадую читателя рассказом Валерия Ковалёва. Подписываюсь в их достоверности, видел такое на премьре фильма Фантомас в городе Калтан Кем-ской волости. И тётка моя с Алтая потверждает, она 47 года рождения, ещё и матушку мою упрекнула за прошлое активное участие в кино массовке. Т.е. эти культ. события за Уралом типичные для всего некапиталистического периода советского кино.
Кино было основным развлечением поселка Краслаг – четыре дня в неделю фильмы гнали вечером в 7 и 9 и два дня в неделю начинали с трех и до полуночи. Киномехаником был здоровенный парень по фамилии Безденежных и ему помогали братья Забелины, имевшие железные кулаки и железные зубы.
Билетов на всех не хватало, их продавали без мест и на входе их собирали, не отрывая корешков: так клубные работники решали свои финансовые проблемы. Пройти без билета пытались многие, некоторых проводили как детей до семи лет, правда, “родители” были сами очень моложавыми, можно было пристроиться к незнакомым людям, проскользнуть в темный вестибюль и кинуться в зал. Когда начинался киножурнал, к выходной двери кто-нибудь подползал, откидывал крючок и задвижку, и тогда в зал врывалось человек пятнадцать пацанов, все рассыпались по залу, заползая между рядов по полу. Народ делал вид, что ничего не произошло, но после журнала включали свет и бегали по рядам братья Забелины. Детей они не били, но пинок можно было получить достаточно сильный и пролететь в темноту улицы с крыльца.
Потом началась эпоха индийского кино, и оно стало действовать как магнит: фильмы «Бродяга» и «Господин 420» смотрели по многу раз не уставая. Это не проходило бесследно: взрослые стали копировать Радж Капура, звезду индийского кино, речь людей наполнилась оборотами из фильмов, а дети напевали: «Мульмульки на тык – мульмультык, мульмульки на тык мульмультык….» Или «Абара я, абара я …».
На английский фильм «Банда бритоголовых» пришел не только весь поселок, но и соседи из Шанхая и даже Сибсму. Двери перекрыли, и дети бывших зеков прокопали подкоп под фундаментом клуба, полезли гуськом в зал и стали выходить из-за экрана, но здесь их принимали братья Забелины, и тогда пинки были полноценными: все после них пробегали шагов десять, если не падали сразу.
Тяжелее всего было сидеть на первых трех рядах: на задних рядах плевались виртуозно, метко, «циркали фиксами» и попадали не глядя. Били друг друга шапками и кулаками, потом начинали разбираться и материться – все это под хохот соседей.
Когда страсти накалялись, зажигался свет и приходил сам Безденежных – братьям Забелиным оставалось только учиться у него укрощению зала.
За два дня показа фильма «Банда бритоголовых» изумленный парикмахер Кооль подстриг наголо всех мальчишек школы и даже тех взрослых, которым эта стрижка напоминала молодость в лагерях и зонах. Народ читал на кумаче слова Ильича о важности кино и был с ним в этом солидарен.
“Народ читал на кумаче слова Ильича о важности кино и был с ним в этом солидарен.”
Солидарен с таким мнением.
Наверное поэтому и не смотрю лишний раз зарекламированных автором “Балобановых”..)))
Кино дело вкуса и привычки например карты деньги два ствола культовый фильм а Ломбард 13 года не хуже но не моден. Брат моден, а другие фильмы Балабанова не особо. Вот Цой Кино там ведь три четыре хита и музыка похожа, все поиски формы группы за кадром. Вне поиска не объяснить, что народ к культу притянуло. Если обобщить опыт культовых ансамблей а через них лучших режиссеров кино то станет ясно – они приработаны к толпе практикой а не только идеей и эта практика дает качество культа. Культ добыт как эмоция толпы пробными звуками и кадрами.
Незабываемое советское детство. Я не знаю как там было в посёлке Краслаг,
но у бабушки в деревне вышибалы отсутствовали, иначе местные им самим бы мозги отшибли. Деревянный клуб стоял на высоком месте, недалеко от речки, в которой мы купались и ловили рыбу. Кинопередвижка приезжала вроде бы один или два раза в неделю, взрослые сидели на лавочках во время просмотра, а молодь – перед первым рядом, на полу или с родителями. Киномеханик с аппаратурой находился тоже в зале, вместе со зрителями. Семечки лузгали, но на пол и на людей не плевали. Разборок каких-то
и драк в клубе не было, во всяком случае я не помню такого.
А вот в городе бывало иначе, могли чужаку с другого околотка и люлей надавать, отобрать деньги или в кинозале снять шапку и выкинуть в проход. Поэтому пацаны старались в кино ходить группой. Безбилетных детей не всегда, но пропускали, обычно после киножурнала. Бывало и дверь на улицу открывали как пишет автор, а вот про подкоп, чтобы попасть в кинозал первый раз слышу. Советские фильмы нам очень нравились, про них можно часами рассказывать, а лучше самим посмотреть. Тогда ведь не было телевидения, оно только при Брежневе появилось.
Например, фильм “Чапаев” снят в 1934 году, а “Александр Невский”– в 1938-м, но мы их с удовольствием смотрим до сих пор.
Руса, вы мне подкинули идею, я опишу как работал зимний каток в Норильске в 70 годы, это куда экстримальнее Канского клуба в 60 годы. Там в Канске грамотно организована было культработа, а вот на катке в Норильске можно было уехать в реанимацию или отправить оппонента туда на выбор. Почему-то не было в Норильске кинотеатра, но жизнь нескучно протекала.
Странно, в Норильске наверное где-то кинофильмы все же показывали, только может вы не знали. Потому что там после войны с 1950 года уже работал а/п “Надежда”, по трассе Норильск-Красноярск летали Ли-2, Ил-14.
Летом грузы доставляли и по Енисею.
С 1966 года в Норильске начал работать новый а/п “Алыкель”, который мог уже принимать большие самолеты: Ил-18, Ту-104 и другие. Поэтому с доставкой кинофильмов и кинооборудования
в Норильск не было никаких проблем.
Руса, Норильск очень суровый город, там в 50 годы еще ели людей, заключенные там почти смертники. В 70-80 работа на руднике и заводе опаснее и вреднее чем ал. завод или шахтах. Мы в школе в принципе мирно учились, родители детей ьыли не бедные, но в Старом городе, где старый жилой сектор сплошь была шпана, подростки опасные как шакалы.
Руса, просьба ещё потянуть за язык Игорька, – до чего он ещё до..балакается .
“Руса, Норильск очень суровый город, там в 50 годы еще ели людей, заключенные там почти смертники.” (ЕГО)
И это :
“Обычному человеку для обучения достаточно три года, остальное скрытое отстранение организма от его жизненной программы. Не нужно обществу сколько реализаций, активность жизни не нужна.” (ЕГО)