Поезд Стриж – прошлое и настоящее.
7 лет назад, в 2014 году, Российская железная дорога (РЖД) впервые закупила семь скоростных электропоездов (каждый в комплектации 20 вагонов) производства испанской компании «Patentes Talgo S.L.», выполненные из высококачественного алюминия. Предварительно вагоны были адаптированы к российским дорогам. Это связано с тем, что ширина железнодорожного полотна в нашей стране немного шире, чем в Европе, а потому в вагонах предусмотрена конструктивная возможность перехода от одной колесной пары на другую. Согласно существующей традиции, каждому скоростному поезду присваивается имя птицы – так в линейке РЖД появились «Стрижи» (https://poezd-strizh.ru/). Эксплуатируются они с электровозами ЭП20, в составе может быть 10 или 20 вагонов, состав способен развивать скорость до 200 км/ч (реально эта цифра практически недостижима из-за недостатков дорожного полотна).
Отличительные особенности «Стрижей»:
- наличие свободного доступа к Wi-fi;
- все вагоны оснащены системами кондиционирования и вентиляции, электрического воздушного отопления для создания комфортных условий передвижения;
- в обычных вагонах 1-ого и 2-ого классов с местами для сидения имеются биотуалеты, а вагонах класса «люкс» (СВ со спальными местами) – еще и душевые;
- имеются места для инвалидов-колясочников;
- в каждом составе имеется вагон-ресторан и вагон-буфет.
Особое внимание уделяется безопасности пассажиров. Вагоны периодически патрулируются сотрудниками охранных структур или транспортной полиции. Корректность работы технического оборудования отслеживается с помощью спутниковой системы. Для предупреждения возникновения пожароопасной ситуации все вагоны предварительно оснащаются пожарной сигнализацией.
Главной целью закупки вагонов была организация сообщения между Москвой и Киевом. Для этого даже была проведена реконструкция 500-километрового участка полотна, относящегося к Московской железной дороге, вплоть до границы с Украиной. Однако в связи с сокращением пассажиропотоков между государствами было принято решение отказаться от эксплуатации «Стрижей» на этом направлении.
Начиная с 1 января 2015 года было открыто сообщение между столицей России и Нижним Новгородом (там «Стрижи» курсируют до 7 раз в сутки). Уже в апреле 2016 года был перевезен первый миллион пассажиров, каждый месяц перевозится порядка 120 тыс. пассажиров, а наполняемость вагонов составляет 76%. На этом участке железной дороги «Стрижи» могут развивать максимально возможную конструкционную скорость до 160 км/ч – железнодорожное полотно позволяет это сделать.
А с 2017 года было организовано ускоренное движение из Москвы в Берлин через Минск и Варшаву дважды в неделю. Время в дороге – 20,5 часов (плюс дополнительная стоянка на российско-польской границе – 45 минут, остальные пограничные проверки проводятся в пути), за это время поезд проезжает почти 1900 км. На сегодняшний день в связи с ограничениями из-за пандемии COVID-19 это направление временно закрыто. С середины 2020 года «Стрижи» начинают ездить из Санкт-Петербурга через Москву и Нижний Новгород в Самару, проезжая через Владимир, Саранск, Сызрань, Дзержинск, Арзамас. Сегодня это направление считается наиболее перспективным.