Василий Ощепков — основатель самбо

908 2
Источник: Историк.рф @ Александр Куланов

В Японии ежегодно проходят первенства страны по борьбе, которую во всём мире раньше знали как борьбу советскую, а теперь считают российской, — по самбо. При этом японские самбисты сражаются за особую, необычную награду — Кубок президента России. Японцы знают не только об увлечении русского президента единоборствами, но и о создателе самбо Василии Ощепкове. История этого человека, история его борьбы — удивительный пример того, как, невзирая на непонимание, политические распри, войны и смерть, настоящее, благородное дело пробивает себе дорогу и находит последователей вне зависимости от национальной и государственной принадлежностей.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2019/12/sajt2-47.jpg

Василий Сергеевич Ощепков родился 25 декабря 1892 года (по ст. стилю) в «каторжной столице» Сахалина — посёлке Александровский пост на северо-западном берегу острова — в той его части, которая после Русско-японской войны (1904–1905) не отошла к Японии и оставалась территорией России, пока японцы не оккупировали её в 1920 году. Став круглым сиротой, Василий сам по собственной воле и на свои деньги (от отца осталось два дома, которые опекунам подростка удавалось сдавать внаём) в 1907 году отправился в Токио. Там в православной духовной семинарии, основанной выдающимся миссионером и японоведом — архиепископом Николаем Японским (Иваном Касаткиным), уже учился близкий друг будущего создателя самбо Трофим Юркевич, а с ним и ещё несколько русских подростков. Основной задачей их пребывания в Японии было глубокое изучение языка вчерашнего и будущего противника, а оплачивало учёбу со стратегическим прицелом русское военное ведомство. Ощепков учился за свой счёт и для себя, но именно его владыка Николай неоднократно особо отмечал как воспитанного и толкового воспитанника. Надо сказать, учиться в семинарии было чрезвычайно трудно, тяжело, в том числе по сугубо бытовым причинам. Русские подростки жили со своими местными сверстниками в абсолютно японских условиях: носили местную одежду, ели японскую пищу, часами сидели на коленях на полу, спали на расстеленных на полу же матрасах-футонах. Начиная со второго года обучения даже друг с другом им разрешалось разговаривать только по-японски.

С 1908 года в семинарии, как и в большинстве японских школ, началось преподавание дзюдо. Занятия вёл местный полицейский — обладатель 2-й мастерской степени чёрного пояса. В тренировочном зале Василий показал выдающиеся способности и вместе с другим русским подростком был принят на обучение в alma mater дзюдо — школу Кодокан, где ещё преподавал сам основатель дзюдо — доктор Кано Дзигоро. Там, как и в семинарии, царила суровая дисциплина, и учиться одновременно в двух местах было, конечно, невероятно тяжело. К тому же само обучение дзюдо было тогда несравненно более жёстким, чем сейчас, и нельзя забывать, что русский подросток учился среди тех, с кем его страна воевала несколько лет назад. Националистические настроения в японском обществе всё ещё оставались чрезвычайно сильны, и то, что в 1913 году Василий Ощепков стал первым в истории русским выпускником школы Кодокан, получив чёрный пояс, без всякого преувеличения можно назвать настоящим подвигом. Много позже, уже в послевоенные времена, ученики Василия Сергеевича рассказывали, что он всю жизнь с гордостью хранил вырезку из японского журнала под названием«Русский медведь добился своей цели» с упоминанием о присвоении ему первой мастерской степени.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2019/12/sajt-67-750×472.jpg

Владивосток, 1914 или 1915 год, в центре — Ощепков

Одновременно Ощепков окончил семинарию и отправился в Харбин для службы в качестве военного переводчика в русской армии — под конец учёбы, с 1912 года, военное ведомство взяло его на казённый кошт. Став военным переводчиком, а позже — разведчиком, Василий Сергеевич никогда не оставлял занятий дзюдо, как бы ни тяжела была его служба и какие бы страшные события ни происходили в России. Более того, выходец с Сахалина всегда стремился вперёд и умел добиваться того, что другим казалось невыполнимым. В 1917 году Василий Ощепков снова вошёл в историю, впервые в мировой практике организовав во Владивостоке международные командные состязания по дзюдо с командой коммерческого училища города Отару, и, будучи в командировке в Японии, сдал экзамен на 2-й дан дзюдо.

Но борьба борьбой, а после революции Василий Сергеевич вынужден был искать новую службу. Он стал переводчиком в штабе японского экспедиционного корпуса и одновременно агентом большевистской разведки под оперативным псевдонимом Японец. Однако дзюдо из его жизни никуда не делось. 23 февраля 1918 года японская газета «Урадзио ниппо» сообщала: «Под эгидой владивостокского общества спорта пройдут соревнования по дзюдо и боксу. Соревнования начнутся сегодня в 3 часа пополудни. Спортсмены — храбрецы с японских и английских военных кораблей». В тот же день командующий 5-й японской эскадрой, контр-адмирал и мастер дзюдо Като Хирохару записал в своём дневнике: «Смотрел дзюдо в [обществе] «Спорт». Василий великолепен! Заставил меня продемонстрировать вместе с ним парное ката».

Вскоре Василий Великолепный покинул Владивосток. Сначала он отправился на Северный Сахалин, а затем в Кобе и Токио — в качестве нелегального резидента советской военной разведки, работающего под прикрытием кинопрокатчика. Увы, малограмотное, но по-революционному порывистое начальство Ощепкова не сумело оценить масштаб его работы и достигнутые успехи по внедрению в японское общество, внезапно отозвав резидента в СССР. Весной 1926 года Василий Сергеевич вынужден был вернуться домой и с этого времени начинал активно пропагандировать дзюдо в Советском Союзе, параллельно работая над созданием нового вида борьбы и рукопашного боя для своей родины.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2019/12/sajt3-33.jpg

С 1929 года Ощепков стал преподавателем дзюдо в главном спортклубе Красной армии, а чуть позже и в Институте физкультуры в Москве. Лишённый в СССР возможности контактировать с зарубежными коллегами, он постоянно  совершенствовал и приспосабливал дзюдо к советским реалиям, создавая на его основе новый вид борьбы, получивший сначала название «советская борьба вольного стиля», а позже, в сер. 1940-х годов, уже после смерти мастера, — самбо. Историк борьбы  Алексей Горбылёв насчитал несколько десятков мировых систем самозащиты, с которыми, судя по сохранившимся данным, Василий Ощепков был знаком и которые он изучал, пытаясь взять из них всё лучшее, чтобы внедрить у себя на родине, в Советском Союзе. В результате система дзюдо Ощепкова к концу 1930-х годов стала весьма сильно отличаться от системы Кодокан-дзюдо, и далеко не в худшую сторону. Она вобрала в себя массу спортивных и прикладных техник, существовавших в других видах единоборств, и теперь представляла собой доселе не известный универсальный вид самозащиты. «По богатству технического арсенала и проработанности методики система дзюдо Ощепкова не имела в то время аналогов и, безусловно, принадлежала к числу наиболее совершенных систем рукопашного боя всего мира»,  — считает Горбылёв.

В 1937 году Василия Ощепкова арестовали по ложному обвинению, и вскоре он умер в тюрьме. Его ученики продолжили дело становления борьбы, позже получившей название самбо, и не просто добились в этом успеха, но и достроили на фундаменте, заложенном мастером, вид спорта, способный конкурировать на равных с олимпийскими. В 1964 году, когда дзюдо впервые было представлено в программе Олимпиады в Токио, на татами вышли наши самбисты и, несмотря на внешне скромные успехи (четыре бронзовые медали), вернулись домой победителями. Оказалось, что с дзюдо мы были прекрасно знакомы, хотя после гибели Ощепкова его изучение в СССР формально прекратилось. Тогдашний главный тренер советской сборной по дзюдо Владлен Андреев незадолго до своей кончины подарил своему другу и ученику Ощепкова, первому чемпиону СССР (1939 и 1940 годов) Андрею Будзинскому книгу японского автора Митиаки Хироси «Техника и тренировка самбо» с дарственной надписью: «…Дзюдо и самбо — одно и то же. Знай! 1987 г.».

Японцы живо заинтересовались новым видом борьбы, с которым им так внезапно пришлось столкнуться на татами. Это стало стартом к началу изучения самбо в Японии, к его популярности, которая в силу различных причин то набирала обороты, то снова падала вниз… Прошли годы. Японское дзюдо по-прежнему не сдаёт своих позиций, но и самбо год от года становится всё более уважаемым в Стране восходящего солнца. Несколько лет назад оно получило мощный импульс развития благодаря невероятной популярности там «Последнего императора» Фёдора Емельяненко, о самбистском прошлом которого японцы хорошо осведомлены. Затем президент России поддержал инициативу проведения соревнований на кубок его имени, в 2014 году Токио принимал чемпионат мира по самбо, а год назад эта борьба получила так называемое временное признание МОК как олимпийский вид спорта. Следующая Олимпиада 2020 года состоится как раз в Токио. Японцы снова вспомнят, что основу этого замечательного единоборства заложил русский человек, получивший образование в японской столице, долго живший в их стране, но отдавший все силы и свою жизнь служению России, и это, пожалуй, один из самых грандиозных примеров взаимного культурного проникновения наших стран.


Метки: чит.клуб
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий
  • 1778 1016

    Мощная система была, сейчас есть более мощные системы боя…

  • 44634 23602

    И тоже сгноили в тюрьме,зато пиддубнива хитрож.пого хохла что работал в оккупации у немцев вышибалой в клубе,почему то не тронули,а назначили еще и пензию,которой пиддубнив был недоволен,потому как жрал за двоих.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)