Астана расплатиться землей по долгам перед Поднебесной

450 0

История Китая очень интересная, были и взлеты и падения разных династий, но он вставал с колен и опять шел к объединению своих территорий. Китаю пришлось пережить вторжение Чингисхана, монголы захватили всю его территорию, основав свою империю, простирающуюся до Европы и Персии на западе и охватывающей равнины Сибири на севере. Потом власть захватили маньжуры и расширили свои границы. Вначале XIX в. англичане захватили Гонконг. В 1894-1895 годах во время войны с Японией, Китай потерял Корею, Тайвань, и Пескадорские острова.

Движимый желанием отвоевать потерянные провинции, в 1917 г. Китай вступил в Первую мировую войну, но на Версальской мирной конференции претензии Китая были отклонены.

Китай никогда не оставлял идею восстановления своих территорий, вплоть до вооруженного конфликта. Многие государства Азии выказывают недовольство тем, что на картах Китая территория их государств входит в его состав.

Вооруженное противоборство Китая уступило место экономической экспансии.

Китай финансирует проекты в 68 странах. Несмотря на то, что платежеспособность многих заемщиков оставляет желать лучшего, китайцы продолжают им давать деньги.

Сегодня экономика Китая позволяет диктовать свои условия государствам азиатского континента с позиции финансового давления, хотя он дает кредиты на инфраструктурные проекты, необходимые для развития экономик этих республик. Но с другой стороны проблема состоит в том, что Китаю необходимы природные ресурсы. Китайцы вкладываются в инфраструктурные проекты не из альтруистических соображений: дороги и порты нужны для вывоза и последующей транспортировки сырья в КНР.

А если чуть-чуть отвлечься, то железные и автомобильные дороги, порты могут быть нужны и для передислокации своих войск. Например: киргизская автомобильная дорога север-юг, «казахский коридор Центр – Юг» автомобильные дороги Астана – Караганда – Балхаш – Курты – Капшагай – Алматы (Караганда – Бурылбайтал)» и т.д.

Характерным примером является история порта Хамбантота в Шри-Ланке, долг которой перед Китаем составил около 8 миллиардов долларов. Порт был отдан Китаю в аренду на 99 лет.

Китай уже имеет иностранную базу, полученную в счет долга от Джибути на Африканском Роге. Доля Китая в госдолге Джибути вырастет в ближайшие время с 82 до 91%. База расположена рядом с важной транспортной артерией на границе между Азией и Европой.

А если присмотреться, то в итоге мы увидим, что в обмен на финансовую помощь, государства обязаны импортировать товары, предоставлять контроль над месторождениями, выполнять другие, часто невыгодные, условия соглашений, в том числе и привлечение китайской рабочей силы.

Казахстан является несомненным лидером по объему китайских кредитов и прямых инвестиций среди стран Центральной Азии. Долг Астаны Китаю по данным Нацбанка на 1 января 2018 года — $12,6 млрд. Внешний долг Казахстана составляет $167,5 млрд. При этом крупнейшими кредиторами Астаны являются Нидерланды (почти $50 млрд), затем Великобритания ($27,7 млрд) и США ($13,2 млрд), а Китай лишь на четвертом месте.

Китай никогда не требует быстрой отдачи долга - наоборот, Пекин обычно заинтересован в углублении финансовой зависимости другой страны. Выросший со временем долг может быть реструктурирован и отдан в виде предоставления доступа к сырьевым ресурсам страны, передачи контрольных пакетов акций различных предприятий - и землей.

В случае с Казахстаном эта тема очень болезненна. Напомним, что в 2016 году стало известно, что Казахстан планирует выставить на торги 1,7 млн га земли. В стране начались стихийные массовые выступления, никто не верил, что земля не будет продана иностранцам, и формулировка в законе, что иностранцы смогут только взять землю в аренду, никого из протестующих не устраивала: люди считали, что «китайцам только дай возможность - потом они уже никогда с нашей земли не уйдут».

Земельные протесты 2016 года привели к тому, что на внесение поправок в земельный кодекс был наложен мораторий до 31 декабря 2021 года. Но вопрос возможности продажи земли иностранцам остается открытым.

Поэтому безопасность Казахстана зависит от внешнего долга перед Китаем. «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

У Казахстана продолжает расти долг перед Китаем, можно ли и дальше продолжать брать кредиты или должникам грозит банкротство?

Поднебесная еще ни разу не списывала кредиты своим должникам просто так, поэтому рассчитывать на лояльность КНР не стоит.

Огромное количество стран, которые были должны китайской стороне, расплачивались собственными землями, месторождениями и крупными предприятиями. Это, скорее всего, ждет и тех, кто им сейчас должен.

Китайские банки не прощают долги, так как в их договорах прописано, что все спорные вопросы по кредитам должны решаться по законам КНР и только в Гонконге. А там выиграть суд не сможет ни один кредитный должник. Эксперты называют такую ситуацию «долговой ловушкой».

Между тем центральноазиатские государства не учитывают вопросы национальной безопасности. Они все ориентированы, лишь на сею минутные экономические выгоды.

Как бы поздно не было…

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)