Красный шаман. Жизнь и судьба «якутского Ломоносова»

1102 2

Источник: Дальний Восток

Платон Ойунский, которого ещё при жизни сравнивали с Прометеем, стал олицетворением якутской национальной идеи. DV рассказывает о жизни и судьбе классика, первого руководителя советской Якутии и выдающегося учёного.

Потомок шаманов

Мальчика, родившегося 11 ноября 1893 года в родовом аласе Дэлбэрийбит Таттинского улуса Якутской области, нарекли Платоном — в честь святого мученика и родного дяди. «Перефразируя известные слова Ломоносова, о нём можно сказать: «Может собственных Платонов якутская земля рождать», — писал историк Вадим Эрлихман. Вообще в судьбах Ломоносова и Ойунского немало общего. Можно даже сказать, что Ойунский — это якутский Ломоносов.

Уже в детстве Платон Слепцов (это его родовая фамилия) проявил себя как одарённый олонхосут. Так в Якутии называли певцов-импровизаторов, исполнителей олонхо — героического эпоса народа саха. Происходил Слепцов из шаманского рода. Даже став убеждённым большевиком, сохранил уважение к вере своего народа. Он и сам стал шаманом, духовным лидером, — но современным, прогрессивным, красным.

При помощи родственников и соседей Платон поступил в четырёхклассное училище Якутска, позже — в Якутскую учительскую семинарию, которую окончил в 1917 году. Здесь он впервые попробовал себя в литературе — публиковался в рукописном журнале «Юность». Здесь же в 1917 году познакомился с революционером Минеем Губельманом (Емельяном Ярославским).

Глава советской Якутии

В 1917—1918 годах Слепцов, вступив в партию большевиков, принимал участие в революционных событиях. Когда Временное Сибирское правительство учредило Сибирскую республику, Слепцова выслали за пределы Якутии. Вернуться он смог только после падения Колчака и восстановления советской власти. В 1921—1923 годах работал председателем Губревкома, председателем Совнаркома, председателем ЦИКа Якутской АССР — другими словами, занимал высший пост в республике. Главой красной Якутии Ойунский стал в возрасте 28 лет.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2019/02/addaa66cada0c625b5f4a702ba13420fedaad811.jpg

Члены Совнаркома Якусткой АССР, 1925 год. Платон Слепцов — четвертый слева в нижнем ряду

Якутский государственный литературный музей им. П.А.Ойунского/Музей истории ГУЛАГа

Именно Ойунский и его соратники — Максим Аммосов, Исидор Барахов — добились для Якутии автономного статуса. Из письма Слепцова от 21 сентября 1917 года: «Если не теперь добиваться самоопределения и автономности в деле национального возрождения и самотворчества, то когда будем их добиваться?» Письмо от 13 октября того же года: «Нам необходима автономия территориально-национальная и культурная, полная вплоть до федеративного устройства». В 1921 году на совещании Сибирского бюро ЦК РКП(б) в Омске Ойунский выступил за автономию Якутии, подчеркнув: «Дело возрождения якутской нации необходимо приобщить к делу братского сотрудничества разных свободных национальностей в одной семье федеративного строя». 27 апреля 1922 года президиум ВЦИК издал декрет об образовании Якутской АССР. Теперь Якутия смогла взаимодействовать с органами власти РСФСР и впоследствии СССР напрямую, минуя Иркутск.

В первые годы автономии во многом благодаря политике Ойунского и его коллег не было серьёзных гонений на религию и преследований национальной интеллигенции. «Тактикой примирения и амнистий [Ойунский]избавил свой народ от многих драматических событий», — говорится в книге Владимира Пестерева «История Якутии в лицах».

С 1923 года Ойунский — член ЦИК СССР, в 1928—1931 годах — нарком просвещения и здравоохранения Якутии.

Писатель и филолог

Для якутской литературы писатель, филолог, этнограф Ойунский, соединивший её фольклорно-мифологические начала с современной культурой, прежде всего русской, стал сразу всем — от Гомера до Маяковского. Олег Сидоров, биограф Ойунского, считает, что его произведения не только не устарели, но нуждаются в новом осмыслении: «Он заложил некие коды, тайны в своих произведениях, которые предстоит ещё отгадать».

Ойунский писал стихи — лирические и революционные, песни олонхо, рассказы, повести, драмы. Переводил на якутский «Интернационал» и Горького, Пушкина и Жуковского, Гёте и Петёфи. Публиковал работы по якутской сказке и стихосложению, этнографии, истории… Впервые перенёс на бумагу циклы песен олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» и «Прекрасная Туйарыма Куо». По словам этнографа Бориса Шишло, Ойунский реконструировал «мифический реализм прародины якутов».

Уже в первые революционные годы Ойунский начал философскую драматическую поэму «Красный Шаман». Прототипом заглавного героя стал Николай Протасов — знаменитый в Якутии певец и врачеватель, который первым публично отрёкся от шаманства. Отдельным изданием поэма вышла в 1925 году, вскоре была переведена на русский и замечена Максимом Горьким. Что касается Протасова, то он в 1934 году покончил с собой.

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2019/02/40ea1b137220005197bd9414486d895fced01d94.jpg

Платон Ойунский на пике писательской карьеры

Wikimedia Commons

Именно в период работы над «Красным Шаманом» Слепцов официально стал Ойунским. Новую фамилию он образовал от слов «ойуун» (шаман) и «уус» (род). Возможно, одной из причин перемены фамилии было несогласие Ойунского с начатой советской властью борьбой против шаманов и шаманизма. Признавая официальную антирелигиозную политику, Ойунский всё-таки не был воинствующим атеистом. Он стремился примирить старое с новым, идеи якутского национального возрождения — с коммунизмом.

«Потомок шамана-ойуна не только не отрёкся от своего „старорежимного« происхождения, но и гордился им, что заставило его сменить родовую фамилию „Слепцов« на псевдоним „Ойунский«. Это тоже глубоко символично: в фольклоре народов Севера обретение шаманом тайного знания сравнивается с прозрением, преодолением духовной слепоты. В том же фольклоре для общения с духами Верхнего мира шаман поднимается по радуге — „небесному мосту« — и сам становится мостом между мирами. Эту роль моста, соединяющего людей, страны, культуры, Ойунский считал общей в призвании шамана и поэта. В годы, когда шаманов, как и других „служителей культа«, всем скопом причисляли к врагам народа, противникам советской власти, он в своей знаменитой поэме-олонхо доказывал, что шаман может быть „красным«, сторонником перемен и борцом за народное счастье», — пишет Вадим Эрлихман.

Возглавив Совет по якутской письменности, Ойунский внёс огромный вклад в совершенствование якутского письма, норм орфографии и пунктуации. В 1934 году его избрали главой Союза писателей Якутии, ещё через год Ойунский создал и возглавил Институт языка и культуры — первое научное учреждение Якутии. Сотрудники института собирали песни олонхо, изучали якутский язык, составляли учебники и хрестоматии. Сам Ойунский защитил в Москве диссертацию и составил «Русско-якутский орфографический словарь».

В 1960-х канадский писатель и учёный Фарли Моуэт, посетив Якутск, с удивлением отметил: в городе каждый год выходит 30−50 оригинальных книг местных авторов. Большинство художников, писателей, учёных — якуты, эвенки и юкагиры. «Не могу себе представить даже отдалённо сопоставимую картину в Америке», — признавал Моуэт в книге The Siberians. В этом, безусловно, очевиден вклад Ойунского. Но многих результатов своего труда он, к сожалению, увидеть не успел.

Бессмертный человек

В конце 1937 года Ойунского избрали депутатом Верховного Совета СССР от Якутии. Уехав на первую сессию, домой он не вернулся: в феврале 1938 года Ойунского арестовали на обратном пути, в Иркутске. Его обвинили в руководстве националистической контрреволюционной организацией «Саха-Омук», которая готовила свержение советской власти в Якутии и передачу республики под протекторат Японии. Ойунский то признавал себя виновным, то отказывался от показаний, то объявлял голодовку… «В марте 1939 года супруге Акулине Николаевне разрешили встретиться с ним. Ойунский, измученный допросами и болезнью, произнесёт слова, запомнившиеся жене на долгие годы…: «Торуом, запомни, Ойунский — бессмертный человек», — пишет Олег Сидоров в биографии Ойунского, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» в 2016 году («торуом» — ласковое обращение: «дружочек»).

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2019/02/029c8e0c02f355d4d47cbf513b51ae175b300b6c.jpg

Фотография Платона Ойунского после ареста

Якутский государственный литературный музей им. П.А.Ойунского/Музей истории ГУЛАГа

До суда Ойунский не дожил — умер 31 октября 1939 года от туберкулёза в тюремной больнице Якутска. Где он похоронен — неизвестно до сих пор.

Имя Ойунского надолго оказалось под запретом. Лишь после его посмертной реабилитации театральный сезон 1958 года открылся в Якутске «Красным Шаманом». С 1966 года в Якутии вручается премия имени Ойунского за достижения в литературе, искусстве, архитектуре.

«Наша история в том, чтобы свою литературу сделать общечеловеческим достоянием», — писал Ойунский ещё в 1917 году. В 2005 году ЮНЕСКО внесла олонхо во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества.


Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале

Метки: чит.клуб
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий
  • 729 593

    Несколько вопросов.
    Кто такой feedmatic? Прямо как Ленин в 1917 – весьма плодовит.
    Есть ли сейчас в Якутии национализм?
    Если да, то что известно о национализме в 30-х годах?
    Что известно о проблемах героя этой заметки: давление центра, сведение счётов в якутских кланах или якутский национализм?

    И о чём статья? Ничего не могу сказать о персонаже данной статьи, ввиду незнания, но направленность статьи явно провокационная. Хочется отметить заслуги человека, зачем лезть в спорные дела? Уж не лодку ли хочется раскачать?

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)