Колобок и апокалипсис
Эта детская сказка настолько известна, что, казалось бы, не может вызвать никаких вопросов. Однако, вопросы возникают. Например: о чём, вообще, эта история? почему героем является именно колобок, а не булочка, пирожок или блинчик? разве может шарик из печёного теста самостоятельно двигаться да ещё и песенки распевать?
История, разумеется, не о хлебо-булочном изделии - истинно народная сказка глубоко символична, и, наверно, есть множество вариантов расшифровки заключённых в ней символов. Но, в любом случае, отталкиваться надо от текста, в котором, кстати, имеются такие слова: по амбару помела, по сусекам поскребла…
Мне почему-то вспоминается русское слово «заскрёбыш», которое означает позднего ребёнка. Поздний ребёнок особенно дорог родителям, потому что когда вырастают вовремя рождённые дети, папа с мамой ещё не старые, они, как говорится, в самой поре, в самой силе. А вот когда на крыло встаёт заскрёбыш, родители являют собой то, что в сказках обозначается словосочетанием «дед да баба». Понятно, что взращённый ими молодой парень (или девушка) - главный помощник в делах житейских, отрада и утешение усталой души.
А заскрёбыш по имени Колобок убежал из дома, бросил престарелых родителей на произвол судьбы. Самостоятельная жизнь встретила его трудностями, причём, в порядке возрастания: Заяц, Волк, Медведь… Что спасает нашего героя? Правильно - песенка, в которой он вспоминает историю своего появления на свет и тех, кто его породил. Вывод напрашивается сам собой: мы живы до тех пор, пока помним и ценим своих родителей, родину, обычаи своего народа, историю родной страны. И прекрасная эта мысль оформлена не в форме назидания или приказа: не убий, не укради, не влезай - убьёт… Подобная дидактика характерна для взрослых и скучных людей. А вот когда создавались сказки, народ был ещё ребёнком, поэтому в фольклоре так много игры, выдумки, детского лукавства.
Однако, может возникнуть вопрос: почему обережная песенка не спасла нашего героя от Лисы? Действительно, для погубительницы своей Колобок пел несколько раз, но всё же не сумел избежать гибели. Для объяснения этой парадоксальной ситуации необходимо вспомнить, как именно Колобок пел свою песенку. Первый раз - с тропки, второй - с пенька, а потом, помнится, взобрался на кончик лисьего носа. То есть, с каждый последующим исполнением он всё больше удалялся от земной почвы. И снова вывод: мы живы до тех пор, пока не оторвались от земли-кормилицы, пока ходим по ней голыми ступнями, перетираем плодородные комочки натруженными ладонями.
Вряд ли тот, кто сложил сказку про колобка, мог предвидеть грядущее наступление цивилизации, которая оторвёт людей от земли и загонит их в бездушное пространство городов. Но на то и мудрость, чтобы быть актуальной для любого времени. Правда, мудрость эта очень часто недоступна тем, кто с комфортом устроился на носу лисы-искусительницы. И только смутные догадки изредка омрачают души, заполненные копеечными заботами. Не эти ли смутные догадки являются причиной всё более усиливающихся разговоров о конце света?