Самовары. Ложь об инвалидах той Войны
«Самовары» — так жестоко называли в послевоенное время инвалидов Великой Отечественной войны с ампутированными конечностями. Согласно официальной статистике 10 миллионов советских военнослужащих вернулись с фронтов Великой Отечественной войны инвалидами. Из них: 775 тысяч — с ранениями в область головы, 155 тысяч — с одним глазом, 54 тысячи — полностью ослепших, 3 миллиона — одноруких, 1,1 миллиона — без обеих рук и более 20 тысяч лишившихся рук и ног…
Кому-то — вернувшимся под родной кров — любящие жены и дети обеспечивали уход и заботу. Но случалось, что некоторые женщины не выдерживали, уходили к здоровым мужчинам и уводили с собой детей. Брошенные калеки, как правило, попадали в Дом инвалидов. Кому-то везло больше — их пригревали сердобольные женщины, сами потерявшие мужей и сыновей на войне. Некоторые нищенствовали и бомжевали в больших городах.
Но в какой-то момент инвалиды войны загадочным образом исчезли с улиц и площадей крупных городов. Ходили слухи, что всех их то ли упрятали в тюрьмы и психушки, то ли развезли по отдаленным интернатам и монастырям, чтобы не напоминали оставшимся в живых и здоровым о страшной войне. И не роптали на правительство…
Насколько эти слухи соответствовали действительности, давайте разбираться…
Под контроль военных инвалидов еще в ходе Великой Отечественной войны. С января 1943 года НКГБ СССР систематически направлял местным органам директивы, требовавшие «профилактировать» инвалидов, вернувшихся с фронта. Задача ставилась весьма понятная: калеки вполне могут вести антисоветскую пропаганду — надо этому воспрепятствовать. Причины для недовольства у инвалидов имелись объективные: полностью нетрудоспособные, они получали мизерную пенсию — 300 рублей (зарплата неквалифицированного рабочего составляла 600 рублей). Выжить на такую пенсию было практически невозможно. В то же время руководство страны считало, что содержание инвалидов должно лечь на плечи родственников. Был даже принят специальный закон, категорически запрещавший принимать в учреждения социального обеспечения инвалидов I и II групп, имевших родителей или родственников.
В июле 1951 года по инициативе Сталина были приняты указы Совмина СССР и Президиума Верховного Совета СССР — «О борьбе с нищенством и антиобщественными паразитическими элементами».
В соответствии с данными указами нищих инвалидов без особого шума рассортировали по различным интернатам. Для острастки было проведено несколько публичных уголовных процессов. Например, в Коми АССР чекисты выявили «Союз инвалидов войны», якобы организованный бывшими офицерами Красной армии. За антисоветскую пропаганду люди получили длительные тюремные сроки.
Валаамская тетрадь
Картины житья-бытья инвалидов войны на острове Валаам нарисовал Евгений Кузнецов в своей знаменитой «Валаамской тетради». В 1960-е годы автор работал на острове экскурсоводом.
По заверениям автора, в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР на Валааме разместился Дом инвалидов войны и труда. Официальные власти объясняли свое решение обилием жилых и подсобных помещений, чистым здоровым воздухом, наличием земель под сады, огороды и пасеки.
В тогдашней советской прессе выходили заметки о том, как прекрасно заживут инвалиды на острове, вместо того чтобы побираться в городах, распивать спиртные напитки, спать под заборами и в подвалах.
Автор безжалостно бичевал персонал, который не доносил до инвалидов положенной им еды, воровал белье и посуду. Описывал он и редкие пирушки. Они случались, когда у кого-то из обитателей появлялись деньги. В местном продуктовом ларьке закупались водка, пиво и незамысловатая закуска, а потом на тихой лужайке начиналась трапеза с возлияниями, тостами и воспоминаниями о довоенной мирной жизни.
Но на всех архивных документах значится не «дом инвалидов войны и труда», как его называет Е. Кузнецов и многие мифологи, а просто «инвалидный дом». Оказывается, на ветеранах он и не специализировался. Среди «обеспечиваемых» (так официально назывались пациенты) был разный контингент, в том числе «инвалиды из тюрем престарелые».
Хор «самоваров»
В этой же книге автором описан такой случай.
В 1952 году сюда был направлен потерявший на фронте ноги Василий Петроградский, просивший милостыню у церквей Ленинграда. Выручку он пропивал в компании друзей-бомжей. Когда сердобольные собесовцы отправляли Василия в Горицы, друзья скинулись и преподнесли ему на прощание баян (которым он виртуозно владел) и три коробки столь любимого им «Тройного» одеколона. В Горицах бывший матрос не закручинился, а быстро организовал хор инвалидов. Под аккомпанемент его баяна обладатели баритонов, басов и теноров исполняли любимые народные песни.
В теплые летние дни санитарки выносили «самоваров» на берег Шексны, и они под руководством Василия устраивали концерт, который с удовольствием слушали туристы с проходящих мимо теплоходов. Персонал интерната в селе Горицы боготворил Василия, который нашел занятие не только для себя, но и для других обитателей.
Очень быстро слава о необычном хоре разнеслась по стране, и он стал своеобразной и весьма притягательной достопримечательностью этих мест.
Вполне естественно, что ситуация в каждом подобном заведении зависела от его руководства и персонала. По свидетельствам очевидцев, инвалиды в селе Горицы получали всю необходимую медицинскую помощь, четырехразовое питание, не голодали. Те, которые были способны трудиться, помогали персоналу по хозяйству.
Учитывая резкий дефицит мужчин в послевоенное время, местные женщины, потерявшие мужей и женихов, зачастую выходили замуж за обитателей интерната и рожали от них здоровых детей. В настоящее время в живых из поколения инвалидов войны остались единицы, подавляющее большинство их тихо ушло, не обременяя никого ни заботами, ни хлопотами…
Что говорят архивы Валаамского дома инвалидов
Что сразу бросается в глаза – это адреса проживания ветеранов-инвалидов. В основном это Карело-Финская ССР.
Утверждение, что на «холодный остров» свозили тунеядствующих ветеранов-инвалидов из крупных городов СССР, – это миф, который почему-то до сих пор поддерживается. Из документов следует, что очень часто это были уроженцы Петрозаводска, Олонецкого, Питкярантского, Пряжинского и других районов Карелии. Их не «вылавливали» на улицах, а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии – «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводиловки из этих домов сохранились в личных делах инвалидов.
Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников – безногие инвалиды могли вполне это освоить. Обучение на сапожников было и в «Ламберо». Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы – в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50% в пользу государства.
Типичная ситуация, которую видно по документам: солдат возвращается с войны без ног, родственников нет – убиты по пути в эвакуацию, или есть – старики родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается-мыкается, а потом машет на всё рукой и пишет в Петрозаводск: прошу отправить меня в дом инвалидов. После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран отправлялся на Валаам. Вот фотокопии путёвок для инвалидов от соцсобеса, которые доказывают этот факт:
http://img11.txapela.ru/2/e/0/9/a/e71b5109012d9f45af841b09afd_prev.jpg
http://img11.txapela.ru/b/2/d/a/6/5e07ce81a3928ea59727413c242_prev.jpg
http://img11.txapela.ru/4/9/8/1/5/170b601e6e967f96cacba0fd83b_prev.jpg
Вот пример справки — на Валаам направляется инвалид, поскольку семья не может его содержать, а не потому, что его отловили в крупном городе:
http://img11.txapela.ru/e/c/d/4/c/bad216f5efb1e7263df2db068f5_prev.jpg
http://img11.txapela.ru/e/f/7/4/c/3b5ad2107d3010e7877bdb7f019_prev.jpg
Вот удовлетворённое заявление с просьбой отпустить инвалида в Ленинград для заказа протеза:
http://img11.txapela.ru/2/f/9/e/4/8a1dd829ad136bafdfb33cdfdea_prev.jpg
Вопреки легенде, более чем в 50% случаев у тех, кто попал на Валаам, были родственники, о которых он прекрасно знал. В личных делах через одно попадаются письма на имя директора – мол, что случилось, уже год не получаем писем! У валаамской администрации даже традиционная форма ответа была: “Сообщаем, что здоровье такого-то по-старому, ваши письма получает, а не пишет, потому что новостей нет и писать не о чем – всё по-старому, а вам передаёт привет”».
В 2014 году Максим Огечин снял на эту тему фильм, который так и назывался: Самовары.
Читателям Крамолы предлагаем самостоятельно оценить, насколько он получился исторически достоверным:
Вообще-то в 50-х годах мать получала 400 рублей. Откуда взяли минимум 600? За столько же покупали барана. Помню в 50-х годах многочисленные инвалиды постоянно ходили с ножной точилкой ножей и ножниц, паять кастрюли. Но потом как то пропали, им запретили подрабатывать. Прожить на 300 рублей можно было, если не пить. Рыба была ниже 5 рублей, хлеб помню при Никите – 13 копеек.
Не знаю, как раньше, но современный Валаам производит ужасное впечатление!!! Он превратился в бизнес-проект РПЦ. Огромные трёх-четырёх палубные теплоходы пристают к нему по нескольку штук в день. Толпы туристов, после молниеносной экскурсии слоняются по острову, нарушая покой и уединение скитов. От туристов ждут пожертвований и покупок иконок, крестиков и прочих религиозных “сувениров”. Какой-то местный поп приехал на площадку перед входом в монастырь на джипе размером с маленький катер, сам он тоже был размером под стать своему джипу. Я просто обалдела от такого зрелища. На вершине иконостаса главного храма изображён, как нам сказала экскурсовод Саваоф, то есть иудейский бог Иегова. Как известно, Иисус Христос сказал иудеям, что “ваш бог сатана”. Как говорится без комментариев. Процитирую отрывок из эпохального произведения Николая Морозова “Христос”, глава Х, стр. 511: “Слово Валаам по-еврейски составлено из ВЛ, так называлась у древних сирийцев планета Юпитер, и ЭМ – множество. Но слово Ю-Питер, есть только испорченное произношение Ю-Патер, то есть Иегова-отец.”
Надо полагать, что сам остров получил название от иудейского бога Иеговы. Ну что тут скажешь.
Потомков бедных послевоенных инвалидов, вернее обслуживающий персонал, который почему-то ещё не покинул этот бренный мир, там до сих пор пытаются сослать обратно на континент, видимо надо освобождать помещения для паломников и туристов.
“Как известно, Иисус Христос сказал иудеям, что “ваш бог сатана”.
В Евангелии Иоанна, гл. 8-44, Иисус говорит:- “Ваш Отец Дьявол, лжец и отец лжи… а вы хотите потакать похотям Отца вашего.” Христианство – искажённое Павлом учение Христа – создано иудеями, как вариант их собственного сатанизма, и к чему ни приложит сегодня руку свою РПЦ, всё носит его, сатанизма, черты. Валаам – лишь один из эпизодов их деятельности.
Да мне-то это понятно давно, жаль, что наш президент ездит туда регулярно и так усиленно проталкивает РПЦ в жизнь современной России.
не только России ,православию хотят дать особую обьединяющую роль в мире ,другие сильнее подмочили репутацию,вон Лизавета не против православия ,если допустят отпрысков к трону.