Северные былички: сказки про Домового, Лешего и других духов.
Слышали, что рассказывают на Севере не сказки, не былины, а былички? Что за истории такие? Былички – народные истории о встрече человека с чудом. Сказки про Домового, Лешего, Кикимору встарь звались быличками. Стало быть, историями, что случились с кем-то: с девицей из соседнего села, с мужиком, что осенью заходил в деревню, а то вовсе с самим рассказчиком.
Встарь былички не записывали – рассказывали друг другу вечерами или в полдень, отдыхая от трудов. В XIX веке стали приезжать на Русский Север ученые мужи, дивились нашим сказкам про Лешего, Русалку да Водяного, да начали записывать эти истории. А то вовсе в газетах печали русские народные былички. «Олонецкие ведомости» с удивительными народными историями сохранились и ныне.
«Между простымъ народомъ Олонецкой Губернiи существуетъ множество странныхъ обрядовъ и повѣрiй. Это не можетъ показаться удивительнымъ, если вспомнимъ, что сѣверъ всегда былъ полонъ баснословными преданiями, чему не мало способствуютъ и самый климатъ сѣвера и непроходимые лѣса.»
Олонецкие губернские ведомости. 1843. № 24
Места, где родились северные былички
Хотите былички, русские народные предания почитать? Делимся историями, что печатали в наших «Олонецких ведомостях».
Предание о лесных
Олонецкие губернские ведомости. 1862. № 16
Лѣтъ 50-тъ тому назадъ, существовалъ густой высокiй лѣсъ, называвшiйся Малыгинымъ островомъ, а жившiй въ немъ лѣсной – Пустынскимъ. Ходившихъ въ этомъ лѣсу онъ водилъ иногда по цѣлому дню. Однажды проходилъ мимо крестьянинъ, у котораго была на головѣ краснаго цвѣту шапка; вдругъ выходитъ изъ лѣсу огромнаго росту человѣкъ, схватываетъ съ него шапку и скрывается въ лѣсу. Покуда мужикъ пришелъ въ себя отъ такой нечаянности, глядитъ – его шапка красуется на вершинѣ самаго высокаго дерева. Догадавшись, что Пустынскiй съигралъ съ нимъ такую штуку, мужикъ безъ оглядки пустился домой. Долго еще послѣ того висѣла на деревѣ красная шапка и ни кто неосмѣливался подходить близко къ тому мѣсту, чтобы не разсердить завладѣвшаго ею лѣснаго.
На другой сторонѣ города, съ версту отъ города, и въ настоящее время существуетъ лѣсъ, носящiй названiе Семенкова; почему и живущiй въ ономъ лѣсной называется Семенковскимъ. Разсказовъ про него и теперь еще много. Однажды онъ, бывши у Пустынскаго въ гостяхъ, игралъ съ нимъ въ карты и въ происшедшей между ими ссорѣ лишился праваго глаза, который вышибъ ему Пустынской. Бѣдный Семенковскiй съ страшнымъ крикомъ отправился домой и въ ночное время перепугалъ имъ многихъ жителей города. Послѣ этого, Семенковскаго многiе видали кривымъ.
Газета «Олонецкие губернские ведомости»
Вот что пишет другой автор о том, как сохранились в Олонецкой губернии древние верования. История напечатана в газете в середине XIX века! А былички о Домовых да «древние языческие верования» в наших краях ещё живы!
Село Ухта (Вытегорского уезда). Местные суеверия и приметы
Олонецкие губернские ведомости. 1899. № 53
Жители села Ухты придерживаются разныхъ языческихъ вѣрованій, и въ водяного, и въ домового (хозяина), и въ лѣшаго, или лѣсного.
Домовой или хозяинъ живетъ во дворѣ у скотины или въ домѣ на вышкѣ. Онъ своею фигурою похожъ на большака въ избѣ и во всемъ помогаетъ ему. Домовой рѣдко показывается на глаза человѣку и если это когда и случается, то считается суевѣрами, какъ указаніе на грядущее несчастіе предъ пожаромъ, предъ смертью главы семьи и т. п. Во дворѣ домовой ухаживаетъ за скотомъ, а особенно за лошадьми – холитъ ихъ, причесываетъ ихъ гриву, если ему лошади нравятся и, наоборотъ, всячески изводитъ лошадь, если ея шерсть не по нраву хозяина. Такую лошадь, сколько не корми, она все будетъ казаться худой и тощей. Бабы и теперь говорятъ: «бѣлая то лошадь намъ не по двору – оттого ее и продали».
В том же номере газеты рассказывают такую чудесную быличку о Водяном, который славится неуживчивым нравом.
Водяной в северных быличках обладает нравом суровым, неуживчивым
Водяной рѣдко выходитъ изъ своего воднаго царства, но въ старое время, по разсказамъ старушекъ, вечерами выходилъ изъ рѣки скотъ дѣдушки водяного и пасся на берегу. Вотъ что говорила мнѣ одна старушка: «скотъ то больше все коровы – черныя да гладкія, шерсть такъ и лоснится, – смотрѣть любо, коровы на берегу похаживаютъ, травку пощипываютъ, а самъ водяной сидитъ на камешкѣ да коровками любуется». Но однажды произошелъ случай, послѣ котораго водяной пересталъ выгонять скотъ на берегъ. Дѣло было такъ: одинъ крестьянинъ, у котораго была страшная бѣдность и вѣчно одна корова, захотѣлъ попользоваться чернушкой водяного. Взялъ онъ веревку и отправился на берегъ поджидать выхода стада. Вотъ, наконецъ, вышли коровы и начали пастись. Подсмотрѣлъ мужичекъ коровку, подкрался къ ней и накинулъ веревку на рога. Все стадо бултыхнулось въ воду. Остался мужикъ съ коровой и повелъ ее къ дому. Вдругъ изъ воды рздался голосъ: «ввѣкъ не будетъ у N. (назвалъ фамилію мужика) больше одной скотины на дворѣ, какъ бы онъ не бился». Съ тѣхъ поръ и дѣти и внуки этого крестьянина имѣютъ всего одну корову и какъ только заведется другая, то непремѣнно вскорѣ и пропадетъ: то звѣрь въ лѣсу съѣстъ, то продать нужно, то пропадетъ безъ всякой видимой причины. Съ тѣхъ поръ пересталъ водяной и скотъ выгонять.
Таковы наши Северные былички – истории, что рассказывали в деревнях Олонецкой губернии. Да и нынче старожилы помнят ещё сказки о Домовом да Лешем, верят в Водяного и Русалку, с уважением относятся к природным духам.
Мы же в «Северной сказке» превращаем старинные былички в волшебные истории, что по нраву и детям, и взрослым. О встречах с духами, о дружбе с Домовым, о чудесах наша новая книга «Люди и Духи». Читайте, да смотрите вокруг внимательно: может быть, Домовой да Леший слушают сказки вместе с вами?