«С5+1» – ложный союзник Центральной Азии
Центральная Азия всегда считалась у западных политиков «ключом, открывающим замок всего азиатского региона», так как граничила с двумя стратегическими соперниками США – Россией и Китаем.
После терактов 11 сентября Вашингтон организовал в ЦА свои военные базы и развернул разведывательную деятельность, направленную, прежде всего, против РФ и Китая. Более позднее закрытие базы «Ганси» в Кыргызстане нисколько не означало уход США из региона. Авиабаза была всего лишь ширмой для отвлечения внимания, пока реальное многомиллионное разведывательное оборудование и комплекс «Эшелон» разворачивались на территории Посольства США в Бишкеке, а точнее под его зданием. Уникальность разведывательного комплекса заключается в том, что он может перехватывать до 90% информации, передаваемой в Кыргызстане и сопредельных государствах.
Американские спецслужбы, «засветившись» на прослушке телефонных разговоров и электронной переписки как рядовых граждан, так и первых лиц государства нашли новое место для комплекса своей электронной разведки в Бишкеке. Большинство помещений для разведывательной деятельности расположено под новым корпусом Посольства США на глубине до 30 метров, где сотрудники американских спецслужб под видом «представителей дипмиссии» занимаются организацией тотального прослушивания телефонных разговоров и контролем электронного информационного пространства.
Именно осуществляя тотальный контроль информации и политической обстановки можно управлять большинством процессов в регионе.
После вывода военной базы из Бишкека необходимо было аргументировать «не военное присутствие» и в 2015 г. тогдашний госсекретарь США Дж. Керри запустил новый геополитический проект С5+1, включающий в себя диалог на уровне министров иностранных дел пяти стран Центральной Азии и Вашингтона. Реальной целью концепции была переориентация региона на сотрудничество с Западными странами с исключением из цепочек кооперации России и Китая. Однако, чтобы завуалировать реальную цель вмешательства во внешнюю и внутреннюю политику государств США предложили республикам Центральной Азии сотрудничество и отношения по следующим основным направлениям: экономика и региональное взаимодействие, окружающая среда и безопасность. А уж объяснять, как под видом одних вопросов, США распространяет свои щупальца влияния во все сферы, я думаю никому не надо.
Министры затем встретились в августе 2016 года в Вашингтоне и договорились о реализации пяти совместных проектов в вышеупомянутых областях. Данные проекты комбинируют как вопросы высокой политики, так и более низового уровня, и в значительной степени полагаются на участие негосударственных акторов в качестве посредников. Предложенный бюджет на реализацию этих проектов составил 15 млн. долларов, которые были выделены Вашингтоном на оставшуюся часть 2016 года.
Любопытно, что идею Б. Обамы поддержала и администрация Д.Трампа. Как заявила первый заместитель помощника государственного секретаря, спецпредставитель по Афганистану, Южной и Центральной Азии Э.Уэллс, этот формат остается продуктивным и конструктивным.
«Он был запущен предыдущей администрацией, но полностью поддержан нынешней, в том числе президентом Д.Трампом и госсекретарем Р.Тиллерсоном. Ранее прошла встреча министров иностранных дел в этом формате в Нью-Йорке, и в будущем Тиллерсон собирается организовать такую встречу в Центральной Азии», — сказала Уэллс.
Говоря о сотрудничестве со странами региона по вопросам урегулирования ситуации в Афганистане, Уэллс отметила, что укрепление стабильности и будущее этой страны зависят от взаимодействия с Центральной Азией.
Но ведь мы, после опыта кровавых революций и свержений действующей власти, знаем на дестабилизацию каких процессов направлена такая политика…