Каран д`Аш и Клякса, написавшие советскую клоунаду

1285 0

Великий маленький клоун

http://img12.nnm.me/9/a/e/f/d/21af3f944201c2ea30cae739dcb.jpg

10 декабря 1901 года, родился выдающийся советский клоун Михаил Румянцев, более известный под псевдонимом «Карандаш» и ставший «нашим всем» в важнейшем для отечественной культуры цирковом искусстве, — великий клоун, учениками которого были такие не нуждающиеся в представлении фигуры, как Олег Попов и Юрий Никулин. Он работал на арене 55 лет и создал множество реприз, ставший классикой циркового жанра. В них были юмор и сатира, оригинальная манера исполнения и нестандартные сюжеты.

http://img11.nnm.me/4/e/d/3/6/f002114445ac416fbfaffa77801.jpg

Учеба будущему цирковому артисту давалось тяжело. Окончив художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств, он переехал в город Старица Тверской области, где устроился работать художником-плакатистом в местном театре. Через три года Румянцев уже оказался в Москве, рисуя афиши для кинотеатра «Экран жизни»

Художник-плакатист, он в середине 20-х начал заниматься сцендвижением, затем и эксцентрикой в школе циркового искусства. Мало кто знает, что первые шаги на арене он делал в образе Чарли Чаплина, от которого потом отказался. Персонаж Каран д'Аш родился в 1935 году в Ленинградском цирке — и с тех пор был единственным и главным для Румянцева. Карандаш выходил на сцену до самой смерти в 1983 году, после которой московское цирковое училище стало носить его имя.

Вскоре Михаил Румянцев принял решение стать артистом, поступив в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков. Так вспоминал о годах его учебы цирковой режиссер Марк Местечкин: «Присматриваясь к нему, я видел, насколько настойчиво он работал над собой.

Где-нибудь в закутке, в сторонке, он часами репетировал, как говорится, "для себя", — и тут исчезала его робость, его скованность. Несколько раз мне удавалось подсмотреть его незатейливые репетиции, в них можно было уловить несомненные проблески комедийного дарования. Но стоило лишь Румянцеву заметить, что за ним наблюдают, как сразу же все самостоятельно им достигнутое пропадало, и снова появлялся робкий, скованный, зажатый человек».

http://img12.nnm.me/6/0/c/d/7/01cb26c8a151624924bcac5c392.jpg

Дебют Михаила Румянцева на арене цирка состоялся в 1928 году: он начинал со стандартным набором гэгов в образе Чарли Чаплина, под которого тогда работали практически все клоуны Советского Союза. Тем нем менее, Румянцев первым отказался от быстро надоевшего зрителю образа, хотя чаплинские усики остались навсегда.

http://img11.nnm.me/7/c/c/7/2/bee528013bf80629e1e4b4c646c.jpg

В 1934 году Михаил Румянцев устроился работать в Ленинградский цирк. Именно там он создал образ, который вошел в историю советского цирка. Псевдоним артиста — Каран д`Аш — возник из имени французского карикатуриста середины 30-х, скоро появилось и имя Клякса для черного скотч-терьера — всех последующих собак Карандаш также называл Кляксами.

http://img11.nnm.me/9/d/e/8/1/2cb1545fd77ff2ecd8ea2293936.jpg

Внучка артиста, поэт и драматург Овена Румянцева рассказывала: «Михаил Николаевич обожал своих скотч-терьеров Клякс. Я бы не сказала даже, что он их дрессировал. Собаки выходили на манеж и с удовольствием включались в игру. Самую знаменитую Кляксу звали Чопой. Дед водил ее по собачьим выставкам, и на каждой она получала по медали. И вовсе не потому, что ее хозяин — сам Карандаш. Чопа была необыкновенно обаятельным скотч-терьером с голубыми глазами».

http://img12.nnm.me/8/5/3/2/b/22630004fd2248ad02342d2a698.jpg

http://img11.nnm.me/f/7/5/c/2/0b03fe613a603499be21e082ca8.jpg

http://img12.nnm.me/5/4/6/e/8/2b9eb5076f761c365ee72f6f2b9.jpg

Цирковые артисты Владимир Дуров (слева) и Карандаш (Михаил Румянцев) на арене, 1957 год

Номера Карандаша были идеологически выверенными сатирическими выступлениями — скорее эстрадными, чем цирковыми. Впрочем, талант главного клоуна СССР в том и состоял, что серьезную социальную критику он делал смешной и она идеально вписывалась в ритм циркового представления — целиком занимала перерывы между номерами. Репризы Карандаша «Случай в парке», «Рама», «Речь министра пропаганды Геббельса» стали классикой циркового жанра.

http://img12.nnm.me/8/4/0/6/f/5758704156f44a6e44d8a80be82.jpg

http://img11.nnm.me/c/3/2/4/c/bb660f9f05ca2b28091b6a12791.jpg

Получив неофициальный статус главного клоуна, в 1946 году Карандаш организовал при Московском цирке на Цветном бульваре студию клоунады. Там началась артистическая карьера главного комедийного киноактера страны Юрия Никулина, которого не приняли в театральные вузы.

В отличие от многих, Карандаш умел выходить на манеж без заранее подготовленных сценок. Артист выступал до 82 лет. Юбилеи Карандаша каждые пять лет праздновались с помпой — и всегда на арене Ленинградского цирка на Фонтанке.

«Его жена была настоящая боевая подруга, которая следовала за Карандашом на всех гастролях и всегда его поддерживала. Нет, Румянцев не был бабником, и его супруга вряд ли опасалась измен. Тут дело было в другом — Карандаш очень любил выпить, и супруга всегда давала строгие указания работникам цирков, чтобы они ни под каким видом не давали ему спиртное. Выйти на улицу и пойти в ларек, чтобы «взять», клоун не мог, он был очень узнаваем. Поэтому ему приходилось идти на хитрость. На гастролях он всегда просил себе такие гримерки, где была щель между дверью и полом. В эту щель Карандаш просовывал десятку и просил знакомых работников цирка сбегать в буфет. Затем клоун выставлял собачью миску своих питомцев, куда заботливые коллеги наливали его любимый коньяк, чтобы жена ничего не заметила», — вспоминал о жизни Карандаша его коллега Борис Заец.

http://img11.nnm.me/c/6/7/f/0/a8aec60414d66ca90bd888d514b.jpg

Помимо цирковой деятельности Михаил Румянцев отметился и в кинематографе. В числе его работ роли в следующих фильмах и киноконцертах: «Высокая награда», «Девушка с характером», «Старый двор», «Концерт фронту», «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии», «Иван Никулин — русский матрос», «Карандаш на льду», «Самоуверенный Карандаш», «Соберите Венеру».

http://img11.nnm.me/5/6/c/9/c/d39cff2e6ac640aabfd3f37b464.jpg

«Никогда не задавайте такой вопрос человеку, который в семьдесят лет решил стать серьезным. Сорок лет я шутил на манеже. Теперь пришло время разобраться, над кем и над чем я шутил. Конечно, я сказал не все. Но все, что я сказал, я хотел, чтобы было современно. У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь»

http://img11.nnm.me/c/b/1/0/d/b09ba153bff324c014a8a2a4b38.jpg

http://img12.nnm.me/5/3/a/2/8/5e9eba4742a8622c6d1570d0ca4.jpg

Памятник перед зданием Гомельского государственного цирка

Михаил Румянцев умер 31 марта 1983 года и был похоронен на Кунцевском кладбище. В 1987 году его имя было присвоено московскому Государственному училищу циркового и эстрадного искусства.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru