«Вертушка» с норовом: зачем ВКС России понадобился быстрый боевой вертолет (ФОТО)
Российский авиапром к 2019 году сможет представить технический облик скоростного боевого вертолета для Воздушно-космических сил — соответствующий контракт Минобороны и холдинг «Вертолеты России» намерены подписать на форуме «Армия-2017», открывшемся сегодня в Подмосковье.
Заявлено, что при создании боевой машины будут использованы результаты испытаний летающей лаборатории на базе ударного вертолета Ми-24.
Напомним: опытный образец впервые поднялся в воздух в январе 2017 года и развил скорость более 400 километров в час. РИА Новости попробовало разобраться, для чего Минобороны собирается заказать быстрый боевой вертолет и какое место ему отведут в конюшне «воздушной кавалерии» российских ВКС, вооруженных знаменитыми «Аллигаторами» Ка-52 и «Ночными охотниками» Ми-28Н.
Винтокрылый спецназовец
Речь о создании боевого сверхскоростного вертолета заходила уже не раз — в частности, весной этого года замминистра обороны Юрий Борисов открыто заявил на выставке HeliRussia о разработке военной винтокрылой машины с высокими скоростными характеристиками, которую планируется поднять в воздух до 2025 года.
«У нас в планах новая ГПВ 2018–2025 годов. Запланированы мероприятия научно-исследовательской работы с переходом в конструкторскую, и на рубеже этой ГПВ мы собираемся поднять в воздух скоростную машину», — сказал Юрий Борисов.
В пресс-службе холдинга «Вертолеты России» не уточнили РИА Новости, кто именно станет головным разработчиком по проекту, отметив, что им займутся сразу несколько КБ и предприятий холдинга. Нет сомнений, что будут широко использованы наработки фирм Камова и Миля. И хотя конкретное назначение вертолета официально пока не афишируется, уже сейчас можно логически предположить, что перспективную машину создают для вооружения армейской авиации и выполнения специальных боевых задач.
«Первая модификация скоростного вертолета однозначно будет реализована именно в качестве ударной боевой машины, — убежден авиационный эксперт, главный редактор портала „Авиа.ру“ Роман Гусаров. — И хотя им, скорее всего, вооружат фронтовую авиацию, он нужен не столько на передовой, сколько для проведения различных спецопераций, вылазок в тыл противника, поддержки диверсионных групп и разведывательных батальонов на удалении от фронта. Такой вертолет займет свою собственную уникальную нишу, не вытесняя другие изделия».
В своих предположениях эксперт основывается на том, что для военно-транспортных машин важна не столько скорость, сколько объем грузового отсека и дальность действия. Тем более что на эту роль Минобороны уже присмотрело перспективный транспортник Ми-38, который займет нишу между средними модернизированными Ми-17 и тяжелыми Ми-26.
Незаменимые есть
Роль вертолетов в современных войнах постоянно растет, особенно это касается локальных конфликтов и антитеррористических операций. Ударные винтокрылые — это своего рода хирургический скальпель, который позволяет аккуратно «оперировать» на сложных участках, не задевая соседей и мирных жителей. Транспортные машины, в свою очередь, незаменимы при эвакуации раненых и доставке подкреплений в труднодоступные районы.
https://cdn1.img.ria.ru/images/150088/02/1500880237.jpg
© РИА Новости / Евгений Биятов
Ударный вертолет Ми-28Н
«Перспективы у скоростных ударных вертолетов очень хорошие, — считает экс-заместитель главкома ВВС России генерал-полковник Николай Антошкин, которому довелось командовать фронтовой авиацией.
— Высокая скорость для вертолета необходима, особенно на фронте — она позволяет ему быстро перемещаться над полем боя, уходить из точки после выполнения задания. Кроме того, скоростной аппарат тяжелее сбить из стрелкового и других видов оружия. Я уверен, что будущее нашей фронтовой авиации за новыми вертолетами. Эта техника отлично показала себя в целом ряде конфликтов. В Афганистане в вертолеты были влюблены все».
В Минобороны это отлично понимают. Успешный опыт боевого применения вертолетов в Сирии настолько впечатлил российское оборонное ведомство, что последовала целая серия контрактов на поставки новых машин и модернизацию уже имеющихся.
https://cdn1.img.ria.ru/images/150088/07/1500880707.jpg
© РИА Новости / Максим Блинов
Вертолеты Ми-24 на совместных учениях миротворческих сил Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Нерушимое братство — 2015» в Армении
В частности, по результатам сирийской кампании производителям поручили увеличить дальность оптических прицельных комплексов и авиационных средств поражения для вертолетов-Ка-52 «Аллигатор», которые применялись против террористов с апреля 2016 года.
На сегодняшний день уникальные «Аллигаторы» стоят на вооружении в версии вертолета огневой поддержки войск. По контракту, подписанному в 2011 году холдингом «Вертолеты России» и «Оборонпромом», к 2020 году ВКС получат 140 таких машин.
Морские и сухопутные
Возможность вертикального взлета и посадки делает вертолеты незаменимыми в морской авиации. С пополнением ВМФ России новыми кораблями потребовалось и усовершенствованное винтокрылое сопровождение, способное нести мощное вооружение и дальше «видеть» на разведке.
Контракт на закупку морской версии-Ка-52К «Катран» планируется заключить в 2019 году — вертолеты будут базироваться на десантных кораблях проекта «Иван Грен».
«Катраны» продолжают линейку морских вертолетов фирмы «Камов» (Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-31), стоящих на вооружении ВМФ России. Они предназначены для патрулирования, огневой поддержки десанта при высадке на берег, противодесантной обороны на переднем крае и тактической глубине.
От «Аллигатора» «Катран» отличается наличием укороченного складного крыла, которое было доработано под размещение тяжелого вооружения, и механизма складывания лопастей, что позволяет компактно разместить вертолет в трюме.
Кроме того, как ранее сообщил замминистра обороны Юрий Борисов, уже в ближайшее время может быть принято решение о модернизации многоцелевых вертолетов-амфибий берегового базирования Ми-14 либо о создании им на смену новой машины. В 1973–1986 годах было изготовлено 273 таких вертолета. В настоящий момент Ми-14 сняты с вооружения российского ВМФ, но используются в гражданской авиации и МЧС.
Успешно проходит модернизацию еще один легендарный представитель «воздушной кавалерии» — Ми-28Н «Ночной охотник». Усовершенствованная версия «Охотника», кроме буквы «М» к названию, получит принципиально новый локатор кругового обзора и систему управления.
Ожидается, что вертолет поступит на вооружение в 2018 году и сможет работать с высокоточным оружием. Кроме того, изготовлены и проходят приемо-сдаточные испытания первые учебно-боевые вертолеты Ми-28УБ.
Российские боевые и военно-транспортные вертолеты по праву считаются одними из лучших в мире и стабильно востребованы за рубежом.
В частности, в июне на авиасалоне в Ле Бурже глава ФСВТС Дмитрий Шугаев сообщил, что Россия выиграла тендер на поставку «Катранов» Египту. Также «Рособоронэкспорт» начал переговоры о поставке модернизированных вертолетов Ми-35П ряду иностранных заказчиков.
Заявлено, что обновленная версия отличается от обычной Ми-35 новой пушечной установкой с 23-миллиметровой пушкой, индикаторами на лобовом стекле летчика и современными комплексами связи и навигации.
https://cdn1.img.ria.ru/images/149846/01/1498460157.jpg
© РИА Новости / Виталий Аньков
Вертолет-Ка-52 «Аллигатор» во время учений
Читайте также: Военный эксперт проанализировал, какой может быть новая гражданская война в России