Последний шанс на мир: Сирия пытается отбить нападки США и Израиля
Ракка до сих пор не освобождена. Город находится под ожесточённой осадой войск коалиции, которые без разбора сравнивают город с землёй, превращая неофициальную столицу ИГИЛ в кровавое месиво. В это же время сирийские военные (вместе с проиранскими силами) медленно, но верно наступают на провинцию Дейр эз-Зор. Такое положение дел устраивает не всех – США и Израиль готовы на многое, дабы увеличить область своего влияния.
Прежде всего стоит рассмотреть действия и заявления официального Тель-Авива, который всячески старается получить возможность влиять на ход сирийского конфликта. Раньше Израиль тихо осуждал перемирие, которое удалось установить благодаря настойчивости России, теперь градус заявлений заметно вырос и Тель-Авив готов лично вмешаться, перекрыв Ирану «кислород».
Наметившееся противостояние Израиля и Ирана уже можно считать частично неизбежным, особенно если события будут складываться и дальше по такому же сценарию. Официальные представители Израиля заявляют, что готовы применить оружие, дабы к этой стране не относились как к должному, как к стороне, которая слепо примет любые решения Москвы и Вашингтона. Израиль считает, что усиление Ирана в регионе способно изменить весь Ближний Восток, — и в этих словах есть доля правды.
Однако, по мнению политического аналитика Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгения Валяева, Израиль не пойдёт на нарушение существующего перемирия. Вместе с тем, Сирия всё равно вынуждена держать в регионе свои элитные подразделения, которые готовы были бы отбивать возможную интервенцию со стороны израильской армии.
На самом деле, можно подумать, что несколько закрепившийся процесс прекращения огня говорит о благоприятных тенденциях, которые наметились в российско-американской повестке по Сирии. Есть некие точки соприкосновения, но стоит признать, что отступать никто не намерен. Более того, американцы создают военную инфраструктуру на северо-востоке Сирии, создают базу в Табке, стараются взять под свой контроль важные объекты по нефтегазовой добыче, да и вообще, их присутствие в Сирии достаточно велико.
Сирийский конфликт сегодня выглядит таким образом, что практически все стороны имеют те или иные интересы, однако Россия своим стремлением к миру «гасит пыл» всех участников ради порядка и прекращения боевых действий в стране, для которой регион Дейр эз-Зор – это, прежде всего, важнейшая экономическая артерия. Раньше целей в Сирии было много, теперь таких важных трофеев как Дейр эз-Зор уже нет.
По мнению Валяева, «за него и за его углеводородные месторождения развертывается активная борьба многих участников сирийского конфликта. Без этого региона Асаду невозможно будет восстанавливать страну, которая при слабом Дамаске со временем будет попросту поделена на анклавы».
Один из последних рубежей может столкнуть лбами многих. США и Иран, впрочем, не столько заинтересованы в углеводородах, которыми богаты пустыни провинции, сколько в географическом контроле над всем регионом.
Если брать в расчёт Россию, то довольно-таки важно будет упомянуть об уже созданном уникальном положении, так как это единственная страна, у которой имеются отношения со всеми участниками сирийского кризиса, однако сложно представить, что раздел сфер влияния оставит удовлетворённым каждого участника «делёжки».
Отсюда следует вывод: пока Москва старается двигаться в сторону прекращения боевых действий, сирийским войскам необходимо установить и упрочить контроль за провинцией Дейр эз-Зор, дабы оставаться единственной стороной, которая претендует на нефтяные месторождения. Сильный Дамаск способен остановить раздел Сирии. Ведь очевидно, что развал страны только усложнит и усугубит ситуацию на Ближнем Востоке, поэтому Асаду необходимо брать во внимание массу подобных моментов и самостоятельно добиваться успеха на ключевых направлениях.