Крепостные Ротенбергов
На этой неделе на 51-м километре МКАД были задержаны около 20 дальнобойщиков за плакаты с антиправительственными лозунгами. Акция протеста перевозчиков заявлена как бессрочная. Сначала они выступали просто против системы "Платон", затем добавились политические требования, вплоть до отставки правительства и президента. Корреспонденты Радио Свобода поговорили с дальнобойщиками из разных регионов России, чтобы понять, как они до этого дошли и почему считают себя "крепостными Ротенбергов".
Новая протестная волна дальнобойщиков против системы "Платон" по всей России началась в марте, когда стало известно о повышении платы за проезд большегрузов.
Систему "Платон" ввели в России осенью 2015 года, чтобы компенсировать вред, который фуры наносят федеральным трассам: грузовики весом более 12 тонн, зарегистрированные в "Платоне", платят за проезд, а тех, кто от этого уклоняется, должны штрафовать. Оператором проекта в 2014 году без конкурса выбрали компанию РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам Ростеха).
Сергей Хмелев, дальнобойщик, один из лидеров протестного движения в Иркутске:
Почему я должен платить трижды за одно и то же? За хорошие дороги в стране, которых на самом деле нет? Ездить же невозможно!
Ведь когда вводили акциз на бензин и дизтопливо, власти не одни раз заявляли, что отменят транспортный налог на мощность двигателя. А на самом деле и акциз ввели, и транспортный налог оставили в силе. Почему я должен платить трижды за одно и то же? За хорошие дороги в стране, которых на самом деле нет? Ездить же невозможно! Если я один год только по акцизам на топливо плачу почти миллион рублей, то что будет, если всех водителей большегрузов посчитать? Запредельная ведь сумма получится! А дорог как не было, так и нет. Получается, большая часть наших платежей разворовывается.
Смертельные случаи на дальних рейсах – это далеко не редкость. Вот вчера только сообщалось об очередной перевернувшейся фуре, водитель погиб
К слову, большинство ДТП на трассах как раз и связаны с ямами и колдобинами на полотне. Повезло, если дело ремонтом закончилось, а если угодил в реальную яму, колесо отлетело – все, до свидания. Да, смертельные случаи на дальних рейсах – это далеко не редкость. Вот вчера только сообщалось об очередной перевернувшейся фуре, водитель погиб.
Работа на большегрузных машинах и без плохих дорог опасна сама по себе, машина может сломаться в том месте, где не ловит связь, на перевале, к примеру. Таких случаев немало бывало. А если зимой? И груз не бросишь, в итоге замерзаешь сам.
Еще бывает, заказчик "жмет", гонит, торопит, и водитель едет без сна и еды, чтобы, не дай Бог, заказа не лишиться. У меня бывало, из Иркутска в Якутск за три дня долетал. В Новосибирск за 1,5 суток доезжал. Конечно, это неправильно, но что поделаешь.
Рассказы о больших заработках дальнобойщиков – это миф
Рассказы о больших заработках дальнобойщиков – это миф. В среднем больше 25 тысяч рублей (для сравнения: средняя офисная зарплата в Иркутске – 35 тысяч рублей. – РС) получать нереально: дорогой ремонт у малознакомых мастеров (мало ли в каком городе тебя угораздило сломаться), дорогие запчасти, опять же плохие дороги. Можно за 10 000 километров от Владивостока до Москвы встрять на 200–300 тысяч ремонта – это обычная практика. Случается, и в минус выходишь.
Пока едешь, "перехватываешь" у других дальнобоев, а многие и в кредиты влазят. А что делать? У родных не возьмешь, жена и ребенок что тогда есть будут? Больше половины, думаю, в займах сидят, надеются, что со следующей поездкой все выправится. Даже несмотря на все трудности, эта работа затягивает, тот, кто любит дорогу, остается в профессии, несмотря на долги и ДТП. По-разному у всех, смотря, кто на какое направление подсел: я до Владивостока обычно езжу, кто-то на Китай. Два месяца – в пути, потом три дня, от силы, дома – и вновь в дорогу. Иначе ничего не заработаешь. Цифру в 25 тысяч [рублей], кстати, это я привел без всяких отчислений. С ними никто вообще не заработает, даже самый опытный водитель.
А ведь мы согласны были хотя бы на два платежа из трех, просили в ходе стачки отменить только "Платон". В итоге не добились вообще никакой реакции правительства, в диалог с нами власти вступать не захотели, наши резолюции по итогам согласованных (!) пробегов остались без ответа.
Видели бы вы, как у эфэсбэшников зубы скрежетали, когда становилось ясно, что "привязать" мне попросту нечего, и меня опять выпускали
В итоге я на все это плюнул. Меня дважды задерживали по надуманным поводам во время нашей забастовки. Да, потом отпускали, конечно. Видели бы вы, как у эфэсбэшников зубы скрежетали, когда становилось ясно, что "привязать" мне попросту нечего, и меня опять выпускали. Но все равно неприятно по целому дню терять в изоляторе. Деньги на адвокатов опять же большие. В итоге я опять вернулся в работу, кормить семью-то надо.
В "Платон" я не плачу ни копейки. И это законно. Всех секретов рассказывать не буду, а то и эту лазейку прикроют. Но платить не собирался и не буду
Но борьбу с несправедливым законодательством не оставил. Вместо того чтобы заниматься публичными протестами, которые, как видите, не принесли результата, мы внимательно с коллегами изучили этот злосчастный закон и нашли выход. Да, в "Платон" я не плачу ни копейки. И это законно. Всех секретов рассказывать не буду, а то и эту лазейку прикроют. Но платить не собирался и не буду.
Еще мы протестуем следующим образом – перестали платить акцизы на топливо. А просто не заправляемся больше на автозаправках. Покупаем солярку у оптовиков, у тех же "Деловых линий".
А что, все справедливо: вы вводите незаконные поборы, мы находим законный способ их обходить.
"Сама идея "Платона" базируется на лжи"
– Кроме как водить автомобиль, я ничего не умел – в армии был водителем, потом пять лет в гараже администрации проработал. Я закончил Псковский строительный колледж и заочно Псковский политехнический институт, инженерно-строительный факультет. Но по специальности работать не получилось: не нужны инженеры без опыта. А получается, когда начинал, 10 лет назад, больше всего требовалось вот таких машин – фур, грузоподъемностью 20 тонн. Потому подкопил, продал имущество, все, что было у меня, и купил старый МАЗ с полуприцепом. Так, потихоньку, стал работать. Купил эту большую машину, на которой никогда не ездил, и сейчас уже можно сказать, как котенок плавал. Я много чего не знал, я не знал специфики работы. Получалось поначалу очень тяжело. Шишек-то я набивал, и немало. Настоящим дальнобойщиком я себя почувствовал, когда уже пошла работа, машину подделал (потому что я не самую лучшую взял). Смотрю, машина ездит, и так пошло, пошло – года с 2011 наверное. И я почувствовал, что я уже здесь местный.
Я чувствую, что я свободен. Вот эти десять лет, что на себя работаю, я общаюсь с друзьями и слышу все время: "А начальник сказал…", "А директор сказал…", там, шеф, шеф… А я привык, что я сам по себе
Если честно, поначалу машина не очень кормила. Да и сейчас, я бы не сказал, что очень кормит. Но жить могу. А самое главное, вот что касается меня: люблю я свободу. Я чувствую, что я свободен. Вот эти десять лет, что на себя работаю, я общаюсь с друзьями и слышу все время: "А начальник сказал…", "А директор сказал…", там, шеф, шеф… А я привык, что я сам по себе. И мне нравится. В конце дня у меня даже усталость такая, приятная. Напрямую мне никто нервы не мотает.
Например, весо-габаритный контроль. Проверяют нагрузку на ось – если больше 10 тонн, то и раньше штрафовали. Теперь за это дело на штраф-стоянку, надо будет тысяч 40 отдать (рублей. – РС), чтобы машину вернуть. А если про псковские заводы говорить (они все небольшие, по сравнению с теми, что есть в России) – ни на одном сейчас нет весов, которые бы показали, что перегруз на ось есть! То есть выезжаешь, едешь наобум в Санкт-Петербург, а если попался… Получается, что ты и сам об этом перегрузе-то и не знал. Как о нем можно узнать? Как может человек, которого где-то на задворках лесом нагрузили, определить, 20 там тонн, или 200 тонн 300 кг?
Для меня 150 тысяч штрафа – это можно сразу все бросать
И штраф-то можно ни за что получить на дороге. Вот, любая машина по высоте должна быть не более четырех метров. Фуры все сделаны 3,90-3,95. То есть буквально ветром тент приподнимет – и уже получается штраф. За что? Для меня 150 тысяч штрафа – это можно сразу все бросать. Так это что – я здесь не нужен, или как?
Ну а 15 ноября 2015 года ввели "Платон". Как прочитал этот проект – с ума сойти! Получалось, что надо было заранее заплатить, если куда едешь по федеральной трассе, если по региональной – не надо. На Воронеж, например, ехать через Брянск – там есть федеральные, есть региональные дороги. Это водитель должен сначала сесть, выяснить, что как, заплатить. Если где-то не оплачено – штраф 200–400 тысяч рублей. Это с ума сойти. Вот тогда были протесты дальнобойщиков. После этих протестов, да, штрафы резко снизили, до 10–50 тысяч, и плату с 3 до 1,5 рублей за километр.
Про эти мелкие минусы я могу еще долго рассказывать. Но я хочу рассказать про один существенный минус системы "Платон", про который я и мои коллеги до сих пор не понимаем. Вот, смотрите, разрешенная максимальная масса, после которой мы должны платить, – это 12 тонн, машина вместе с грузом. Это все, что больше машины ЗИЛ. Но есть сайт Росавтодора, на котором четко указано, что все федеральные трассы рассчитаны, спроектированы и построены с нагрузкой на ось до 10 тонн. Нагрузка до 10 тонн на ось до последнего времени, пока не ввели "Платон", не считалась никаким нарушением. Все, что выше – надо было оформлять разрешение на перевозку. Так я что хочу сказать: вот этот грузовичок трехосный, везет, допустим, по норме: на этой оси шесть тонн, здесь семь и здесь семь. Что он нарушает, если дорога спроектирована и построена под нагрузку до 10 тонн на ось? Теперь, получается, с 15 ноября 2015 года мы должны платить "за вред, причиняемый федеральным трассам". А какой вред, если мы везем по норме?
Сама идея "Платона" базируется на лжи
То есть сама идея "Платона" базируется на лжи. Машина не причиняет того вреда, о котором говорит закон. Как она может причинять вред, если дорога спроектирована и построена с расчетной нагрузкой до 10 тонн на ось? А есть отдельные участки федеральных трасс – до 11,5 тонн на ось можно везти, и это не считается нарушением. Так с чего дальнобойщики должны платить полтора рубля, или три рубля, или, может, восемь рублей будет через год, это вообще неизвестно.
При этом фирма, которая принадлежит Ротенбергу, собирает эти деньги. Потому как будто бы передает их в казну. А потом – и только благодаря Навальному было обнародовано это концессионное соглашение – они обязаны еще 10,5 млрд вернуть на обслуживание этой системы! Я этим тоже недоволен, поэтому я и мои товарищи участвовали в этих протестах.
Все государственные СМИ про дальнобойщиков ложь говорят. "Они разбивают дороги". Что, с молотками дальнобойщики сидят, бьют эти дороги, или, может ,пора уже чинить их нормально?
При этом все государственные СМИ мало, что ничего не говорят, а бывает, что про дальнобойщиков ложь говорят. "Они разбивают дороги". Что, с молотками дальнобойщики сидят, бьют эти дороги, или может пора уже чинить их нормально? Многие товарищи говорят: буквально переезжаешь границу, и дороги сразу другие, хотя и климат такой же, и так далее. Мы, получается, как будто главные убийцы дорог. А если по Пскову посмотреть – там, где грузовики не ходят, дороги разбиты точно так же, как там, где они ходят.
Или: "Они обязаны платить". Знаете, может, на данный момент ставки пока не изменились на перевозку. Пока, будем так считать, платят перевозчики. Но со временем, я уверен, это все равно ляжет в цену товара. Стоимость у нас немаленькая всех товаров, правда? И я думаю, раз уж мы здесь живем, мы должны если не удешевлять товары, то хотя бы их держать в одной цене, чтобы люди лишнее что-то брали, покупали эти товары, пользовались ими. А вот теперь я даже не знаю. Не приведет ли это к тому, что в стране у нас границ как таковых не будет, но мы просто не сможем купить товары из дальних регионов. В свое время Русь объединялась, чтобы регионы могли меж собой беспрепятственно торговать. А теперь, получается, захотим мы рыбы красной – конечно, автомобильным рефрижератором ее привезти намного быстрее, чем по железной дороге. И во сколько нам это встанет? Не получилось бы, что перевозки будут настолько дорогие, что от некоторых товаров из других регионов придется отказаться.
Если бы было согласие в нашей отрасли, давно бы уже отменили этот "Платон"
Я стачку поддерживал. Но уже можно понять, что в нашей дальнобойной среде согласия не было. Если бы у нас было согласие в нашей отрасли, давно бы уже отменили этот "Платон". А у нас, я так понимаю, частники стачку поддержали, но были крупные компании, которые и не собирались стоять. Соответственно, они возили грузы, и ничего страшного в стране не случились. Чтобы перебои с продуктами – я ничего такого не заметил. Как я общался, эти компании решили, что если они встанут хоть на один день, им вообще придется закрыться. Но они не понимают, что с таким подходом к делу нашего правительства все равно им придется закрыться. Сейчас "Платон" – пять рублей, потом – восемь. Мы все видим, что идет спад в экономике. Соответственно, грузов придется меньше возить, может, и "благодаря" "Платону".
Знаете, с чем я сравниваю "Платон"? Вот приходит мужик домой и говорит жене: вот ты готовишь на кухне, ну ты стираешь же своими тапками плитку, которую я положил? Стираешь! Ну вот, за день с тебя 10 рублей. Жена бросит поварешку – теперь ты сам готовишь. Мужик посидит голодный, скажет: да ладно, жена, извини, я пошутил! Ну вот у нас ровно та же история. Мы, перевозчики, должны как можно дешевле все везти по нашей огромной стране. И тут же само правительство такие палки в колеса вставляет, в виде "вреда дороге", которого, как выясняется, и в помине-то нет. Но этого никто и слушать не хочет: надо собрать, и все.
"Низы уже кричат"