«Копейка» не подведет

1416 0

В апреле 1970 года с конвейера нового завода в Тольятти начали сходить первые ВАЗ-2101. На этой неделе легендарной «Копейке» исполнилось 47 лет

http://img11.nnm.me/5/e/c/4/8/76538f652755b7de72df49a7516.jpg

«Копейке» на этой неделе исполнилось 47 лет – 19 апреля 1970 г. с конвейера нового завода в Тольятти начали сходить первые автомобили. ВАЗ-2101 разошелся тиражом около 5 млн и стал первым советским массовым автомобилем.

http://img12.nnm.me/9/8/b/a/d/d88063b49903c094fb32c56ca78.jpg

В апреле 1966 г. председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин заявил о необходимости постройки нового автомобильного завода. Во-первых, это позволило бы пустить в оборот «лишние деньги», скопившиеся у населения к тому моменту. Во-вторых дать различным отраслям отечественной промышленности толчок к развитию.


*****

http://img11.nnm.me/7/f/f/a/6/dc27b3d2c7aa73f07e73435e54d.jpg

В качестве иностранного партнера был выбран Fiat, а будущий завод мощностью 660 машин должен был выпускать модель 124, получившую в 1966 г. титул европейского «Автомобиля года». Местом для предприятия выбрали Ставрополь-на-Волге, переименованный в честь лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.


*****


http://img11.nnm.me/a/5/f/8/f/dc56242fe3bbc713d7427590ba1.jpg

Строительство Волжского автомобильного завода началось в январе 1967 г., а первые шесть машин (две синих и четыре вишневых) сошли с конвейера 19 апреля 1970 года. Новый автомобиль ВАЗ-2101 получил имя «Жигули». На некоторых языках оно звучало неблагозвучно, так что экспортные машины назвали Lada. В народе новый автомобиль называли «единичка» или «копейка».


*****


http://img12.nnm.me/f/6/c/a/b/6df7b304df16cacf8a87caa8f61.jpg

В конструкцию Fiat-124 внесли более 800 изменений. По результатам испытаний дисковые задние тормоза заменили на барабанные, немного увеличили дорожный просвет, усилили кузов, подвеску и трансмиссию. Кое в чем ВАЗ-2101 оказался современнее прототипа: у него появился собственный мотор с верхним распредвалом объемом 1,2 л (62 л.с.) и травмобезопасные ручки дверей.


*****


http://img11.nnm.me/c/c/5/5/5/79a9340302a3cde8cb4331e6f6a.jpg

В то время, как с конвейера Волжского завода сходили первые «Жигули», европейским автомобилем года стал Fiat 128. Благодаря поперечному расположению мотора и переднему приводу, новая модель получилась компактной и просторной внутри. В НАМИ с середины 1960-х работали над переднеприводным автомобилем и даже создали прототип на базе «Копейки». Первый автомобиль с передним приводом – модель 2108 – ВАЗ выпустит только в 1984 году.


*****


http://img12.nnm.me/f/d/5/a/0/f9fa16830af7aa50d59de8f5115.jpg

В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России», вышедшем на экраны в 1973 г., «Москвич» не отстает от «Жигулей». По объему производства «копейка» легко ушла в отрыв: миллионный автомобиль новый завод в Тольятти выпустил уже через три года после начала производства. АЗЛК на это потребовалось 20 лет. А в 1974 г. ВАЗ вышел на проектную мощность в 660 тысяч автомобилей.


*****


http://img12.nnm.me/a/9/1/7/c/9a24d3973adeb4196696405dcce.jpg

В 1974 г. началось производство модернизированной модели ВАЗ-21011 с более мощным мотором, который при объеме 1,3 л развивал 69 лошадиных сил. Внешне ее можно было отличить по отсутствию клыков на бампере, вентиляционным решеткам в задних стойках и подфарником желтого цвета. Дополнительный приток воздуха обеспечивали узкие отверстия под радиаторной решеткой. Легкому рестайлингу подвергли салон, где установили новые сиденья. В таком виде «одиннадцатая» выпускалась параллельно с ВАЗ-2101.


*****


http://img11.nnm.me/6/4/9/0/4/6be85cd620241cd479daa6ae890.jpg

Помимо «копейки» и «одиннадцатой», Волжский автозавод выпускал универсал 2102, способный перевозить до 250 кг груза. Автомобиль отличался усиленной подвеской и укороченной главной парой. Спинка заднего дивана складывалась, что позволяло получить ровную площадку. Помимо 62-сильного мотора, универсал оснащали более мощные двигатели от моделей 21011 и 2103.


*****


http://img11.nnm.me/5/2/d/6/e/494c89dd4fc8d3e3e13b024e6b0.jpg

В 1972 г. в Тольятти началось производство модели ВАЗ-2103 – «люксового» варианта «копейки», максимально унифицированного с базовыми седаном. Внешне он отличался иной облицовкой радиатора, хромированными молдингами, сдвоенными фарами и более вытянутыми крыльями. Полуторалитровый мотор развивал 71 л.с. и разгонял автомобиль до 100 км/ч за 19 секунд. В 1976 г. Porsche предложила вариант рестайлинга «трешки» с переработанной передней панелью, измененной решеткой радиатора и без старомодного хрома.


*****


http://img12.nnm.me/e/6/0/f/d/5d756ef90fa082f69c2deeee111.jpg

В середине 1970-х бутылка водки стоила 3 руб. 62 коп., а средняя зарплата равнялась 150 рублям. «Копейка» стоила минимум 5500 руб., а за версию 21011 просили на 500 руб. больше. Универсал обходился в 7000 руб., а «люксовый» ВАЗ-2103 стоил немногим дороже. Для сравнения за «Москвич» 408 модели просили около 5 000 руб., а за 412 модель – 7500 рублей. «Волга» стоила более 9000 рублей. В свободную продаже автомобилей было мало, и на «черном рынке» их цены были намного выше.


*****


http://img11.nnm.me/8/e/c/0/b/54349fdfb901d9c6cb5e5e2922e.jpg

Fiat свернул производство модели 124 в 1974 г., и ее дизайн выглядел устаревшим. Это понимали и на ВАЗе, поэтому уже в начале 1970-х поручили дизайнерам Владимиру Антипову и Владиславу Пашко и проработать варианты обновления внешности машины. Пашко поступил радикально: его пластилиновый макет совсем не был похож на «копейку» и стал своеобразным прологом к будущей модели ВАЗ-2108.


*****


http://img12.nnm.me/9/a/a/b/f/63aff7abaecaea24bbf7584fe58.jpg

Специально для милиции и спецслужб существовала версия ВАЗ-2101 с более мощным мотором от модели 2103. Чтобы еще больше увеличить динамику машин, Волжский автозавод начал разработку перспективных роторно-поршневых двигателей (РПД). Доводка силового агрегата заняла много времени: машины опытной партии страдали от частых поломок. Следующее поколение двухсекционных РПД оказалось удачнее: мощности в 120 л.с. хватало, чтобы разогнать автомобиль до 160 км в час.


*****


http://img11.nnm.me/7/b/c/8/1/24f77050b402825dcb3ef3e3ac6.jpg

Тольяттинские машины активно поставлялись на экспорт, существовали даже праворульные версии. Значительно расширилась и география: помимо Восточной Европы, Африки и Латинской Америки, «копейки» поставляли в Швейцарию, Германию, Канаду и даже Новую Зеландию. Миллионный автомобиль был проставлен на экспорт 1977 году. А год спустя из 388 тыс. советских легковых машин, поставленных за рубеж, 285 тыс. были «Жигули».


*****


http://img12.nnm.me/6/a/6/7/a/3089e9d9ed3d587a47b3a4976bc.jpg

Производство «копейки» было прекращено в 1988 г., а совокупный объем производства едва не достиг 5 млн автомобилей. Кроме того, было выпущено 667 тыс. универсалов и 1 млн 305 тыс. ВАЗ-2103. Для сравнения итальянский Fiat-124 разошелся полуторамиллионным тиражом. На конвейере тольяттинского завода остались седаны «классического» семейства – прямые наследники «копейки». Их производство продолжалось до 2012 года.


*****


http://img12.nnm.me/d/c/6/e/c/79d572d7a45fe5808d3ad71bca3.jpg

В комедийном фильме «Копейка» Ивана Дыховчиного по сценарию Владимир Сорокина неубиваемый и непотопляемый автомобиль успевает сменить множество владельцев. Среди них член политбюро, физик-диссидент, художник-авангардист и простой механик. «Друзья предадут, обманут, а «копейка» не подведет», – говорит один из героев.


*****


http://img11.nnm.me/b/7/7/e/7/c731e8151bf9ef3f6f1ff9b6d32.jpg

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)