ЕАЭС готов расшириться за счет Ирана и Молдавии?
Сегодня, 14 апреля, в Бишкеке началось заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием президентов России, Киргизии, Казахстана, Белоруссии и Армении. Но в государственной резиденции руководства Киргизии «Ала-Арча» есть и неожиданные гости — президент Молдавии Игорь Додон и высокопоставленные представители Ирана. Таким образом, понятно, что предложенная официальная программа заседания, в которой говорится об обсуждении «актуальных вопросах экономического взаимодействия в рамках Союза, а также вопросов международного сотрудничества и дальнейшей интеграции на Евразийском пространстве», не полная. На вопросы корреспондента EADaily ответил председатель комитета по промышленной политике Торгово-промышленной палаты Киргизии Кубат Рахимов.
Что означает внезапное пробуждение интереса Молдавии к ЕАЭС, да еще и такое активное?
Полагаю, что с Молдовой лучше ограничиться, предоставив ей статус наблюдателя. Президент Игорь Додон должен вначале разобраться с оппонентами внутри страны. На мой взгляд, поэтапная интеграция Молдавии в ЕАЭС может обернуться проблемами, определенные силы могут начать использовать ее в качестве некоего геополитического рычага против Украины. Плюс — Приднестровье. Как разрешится тираспольский вопрос — одни догадки. Поэтому считаю, что целесообразнее предоставить Молдавии статус наблюдателя, пока не стабилизируется хотя бы власть этой страны. У Молдавии не те объемы экономики, и не такая высокая степень ее привлекательности, ради чего стоило бы поступиться или рисковать получением вороха новых проблем.
Второй блок этого ряда — соглашения с Ираном. Тегерану предлагается временный договор, которые предусматривает поэтапное вхождение этого государства в глубокое, скажем так, сотрудничество. Обсуждаются вопросы Зоны свободной торговли, взаимного допуска различных товарных групп.
Иран заинтересован в членстве в ЕАЭС, или ему достаточно вести чисто торговые операции, ему просто нужен рынок альянса?
Интерес обоюдный. Но не так все просто. Например, для Киргизии активизация отношений с Ираном угрожает потерей некоторых позиций — скажем, иранская сельскохозяйственная продукция, сухофрукты лучше киргизских. Это, кстати, стало поводом для киргизских маргиналов от политики попытаться реанимировать спор о целесообразности вступления в Киргизии в ЕАЭС. Но это бессмысленно. Союз состоялся, и диспуты следует переносить на другой уровень, выискивать для страны выгоду от членства в ЕАЭС. Причем и в отрицательных моментах. Например, вступление Киргизии в ЕАЭС обнажило очень многие проблемы киргизско-казахстанских отношений. Мы сейчас практически в кризисе, но это хорошо: ил, который был сверху, мешал понять, где плохие камни. Теперь мы их видим, теперь нам легче. Теперь мы знаем, что именно надо устранять, над чем работать. Без ЕАЭС, боюсь, мы и дальше друг друга бы «убаюкивали». Или, к слову, Белоруссия. Президент Александр Лукашенко не хотел платить за газ, ему предоставили льготный кредит, и он выплатил России $ 720 млн., и подписал Таможенный кодекс ЕАЭС. А еще в конце прошлого года он не хотел этого делать, что стало серьезной проблемой и в отношениях с Россией, и для всего союза. Белорусские эксперты сказали, что все это время Минск раздумывал над кодексом. Но я полагаю, что мы имели дело с элементом торга. Что поделать — так устроен мир. Многосторонние связи всегда проецируются на двусторонние внутри союза и наоборот.
В ЕАЭС перестали скрывать, что Киргизия- самая проблемная страна для альянса. Есть ли какой-то план действий для Бишкека?
В свое время я предложил две идеи, которые вдруг стали получать поддержку. «План А» — кочующая столица ЕАЭС. Например, 3−5 лет — Бишкек, следующие 3−5 лет — Ереван и т. д. Это полезно для «отстающих» стран. Мультипликативный эффект может быть очень заметным. Бюджет союза весьма серьезный — счет идет на миллиарды рублей. Кыргызстану было бы полезно принять у себя на время коллектив Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — в ней работают лучшие чиновники стран ЕАЭС. Если бы тысяча специалистов комиссии прибыли в Кыргызстан и ежедневно помогали нашим сотрудникам госорганов и бизнес-сообществу, страна в несколько раз быстрее укрепит свои позиции в качестве члена ЕАЭС. «План Б» — децентрализация ЕЭК, т. е. департаменты разместить в государствах участниках союза. Связь поддерживать видеоконференциями, видео-мостами и т. п. Это будет способствовать повышению квалификации местных специалистов и позволит концентрироваться по сильным сторонам. Например, все, что связано с IT, нужно перенести в Минск. Белорусы — лидеры в этом плане. Эти вопросы будут обсуждаться на полях саммита.
Беседовал Георгий Семенов
https://eadaily.com/ru/news/2017/04/14/eaes-gotov-rasshiritsya-za-schet-irana-i-moldavii