Знакомство с песцом
Песец сам в мешок не полезет
Эта поговорка распространена за полярным кругом. Ее аналог можно часто услышать в южных широтах: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”. Но ненцы и подобные им народы не ходят на пруд порыбачить, у них иной образ жизни, а потому и персонажи пословиц — другие, более привычные для Севера. Поэтому в фольклоре отметился и песец — один из важнейших промысловых зверей, составляющий основу северного пушного промысла.
Песца с какой-то стороны можно назвать заботливым животным. Ведь кто еще способен пройти десятки километров, чтобы добраться до попавшего в капкан сородича, и… съесть бедолагу? Видимо, чтобы тот не мучился. И это не из-за природной кровожадности зверька, вовсе нет: просто в тех условиях, в которых постоянно обитает песец, не принято “перебирать харчи”: что нашел, то и съел, иначе есть большой риск не нагулять нужное количество жира к долгой зиме и погибнуть. Поэтому взаимовыручка у песцов не в почете: это семейство не будет заботиться о больных, слабых и сирых, и в ближайшем будущем явно не собирается ставить какие-то сомнительные идеалы и абстрактные идеи выше вопроса собственного выживания. А к нему песец подходит весьма ответственно, и, надо признать — вполне добивается поставленной цели.
К холоду каждое живое существо относится по-своему. Кто-то, теплолюбивый, предпочитает жариться на южном солнышке, и даже виду не подаст, что ему некомфортно. Кто-то впадает в анабиоз (при жаре или при холоде — в зависимости от места обитания, нужное подчеркнуть). А кто-то, как, например, песец, будет чуть дрожать от холода при условии, что на улице примерно -70°С. Если температура более высокая, то зверек на нее не обратит никакого внимания. Благодаря своей системе теплообмена и конституции песец просто не мерзнет. Будучи небольшим, приземистым животным (максимальная длина тела песца — 75 см, плюс 30 см — хвост; максимальный вес самца 9 кг, самки — 3 кг; средний — 3,5 кг), песец к зиме превращается в шарик за счет жировых отложений и меха. Любой физик скажет вам, что чем меньше поверхность какого-либо тела, тем меньше его теплообмен с окружающей средой. Математик вставит свое слово: самая меньшая поверхность объемных тел — у шара. Людям понадобились годы, чтобы понять эти истины, песец же, не имея ученых степеней ни в физике, ни в математике, интуитивно отъедается до полукруглого состояния, чтобы уменьшить теплопотерю и спокойно пережить суровую арктическую зиму.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/4bbc03818caa7ba27ad8d460c41c4089.jpg
Несмотря на то, что и сам — хищник, песец является лакомым кусочком для доброй дюжины более крупных и свирепых животных. В первую очередь — для человека. Песцовые шубки стали настоящим “деликатесом” для модниц, которым, к слову, такой теплый мех вовсе ни к чему. Поясняю: я лояльно отношусь к людям, которые покупают натуральную шубу, чтобы не замерзнуть, так как они живут в местности, где зимы весьма суровы. Но если животное убивают ради того, чтобы кто-то в столице, где морозы редко опускаются до отметки “Ох, как холодно-то!”, за счет жизни песца или иного пушного зверя подчеркнул свой социальный статус — вот здесь мне человека не понять. Как говорит знакомый (прошу прощения за жаргонизм) — “На все готовы ради понтов”. И никто при покупке песцовой шубы не считает, и не хочет считать, что ради ее пошива загубили два десятка животных.
После человека идут другие хищники, для которых мех песца не представляет никакой ценности. Например, хищные птицы — те же орланы или белые совы — кушают песцов на завтрак с большим удовольствием, при условии, что удастся поймать. Вес песца я уже упоминала, и для крупной птицы не составит труда утащить арктическую лисичку в когтях. Медведи, росомахи и волки тоже не гнушаются песцовым мясом. Но здесь случаются исключения: так, канадские исследователи засекли уникальный случай дружбы песца и белого медведя. Мало того, что мишка не порывался пустить мелкого хищника на корм, так еще и защищал его от прочих зверей, и делился собственным кормом. По крайней мере, так было в присутствии камер и ученых, но, судя по тому, что песец благополучно доживал до следующего прибытия операторов — у необычных друзей все было хорошо.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/db55c469cab7d908dfabfbc547ea8482.jpg
Если бы так было всегда! Но увы — даже лисы, дальние родичи песцов, изредка сокращают расстояние между разными представителями семейства псовых, и вовсе не для того, чтобы поинтересоваться о самочувствии и личной жизни. Цель одна: найти родственнику применение на лисьей кухне в качестве одного из блюд.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/c74f0f970f17e76a74437129e85e0360.jpg
Естественно, песцу приходится прибегать к маскировке, чтобы протянуть положенные ему природой 6-10 лет — медведей-телохранителей на всех песцов не хватит. Но тут матушка-природа встала на сторону маленького хищника: он единственный представитель семейства псовых, обладающий сезонным диморфизмом окраски. Линяют многие хищники, но только у песца маскировка близка к идеальной: зимой его белая шкурка сливается со снежным покровом тундры, а весной, когда в местах обитания преобладают другие цвета, мех приобретает черный, серо-бурый, или рыжеватый оттенки. Вообще, песца можно сравнить с хамелеоном: как последний приобретает окраску под цвет окружающей среды, так и мех песца меняется в зависимости от цвета снега или тундры.
Сможете ли вы за зиму пройти более 4000 км? И я — нет. А песец в поисках добычи способен преодолеть и большее расстояние. Есть задокументированный случай: песца “окольцевали” на Таймыре, а через несколько месяцев обнаружили его на Аляске. Представляете, какое колоссальное расстояние прошел этот зверек в поисках добычи? Здесь надо отметить, что чаще всего добыча, полученная в таком долгом путешествии, не стоит затраченных на нее сил. Грубо говоря, то, что песец сумеет раздобыть, тут же и поедается — про запас оставлять нечего. Но зверек не привередлив, а потому особо не расстраивается: если сегодня не удалось съесть свежее мясо, то завтра попадется птичка, послезавтра — мышка, а потом и на подножном корме можно протянуть несколько дней, пока охота не окажется удачной. В общей сложности меню песца составляют 125 видов животных, и 25 видов растений. Основа рациона — грызуны, вроде леммингов, и мелкие пернатые. Не брезгует рыбой, водорослями, может напасть на детеныша северного оленя, если рядом не окажется “старших”. Если оказывается на побережье, то путешествует вслед за белыми медведями: остатки их добычи вполне устраивают маленького хищника, и он с удовольствием поглощает куски убитых тюленей, не поместившиеся в медвежий желудок. Запаслив: в удачное лето стремится впрок набить нору излишками от обеда.
Занятное зрелище песец представляет в момент “мышкования”, когда охотится зимой на грызунов. Зрение у него не очень хорошее, а вот обоняние и слух — отменные. Пользуясь своими способностями, песец вынюхивает и “выслушивает” добычу, копошащуюся под снегом. Когда точно определяет мышиное местоположение, то резко подпрыгивает и, развернувшись в воздухе практически вертикально, штопором входит в снег. Зачастую (конечно, зависит и от толщины снежного покрова) песец уходит мордочкой вниз почти до самого хвоста.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/9e5747bb7a63eb24600dc25330d47a82.jpg
Но, как бы ни манили пушистого хищника “дальние страны”, он всегда возвращается домой. Благо, есть куда возвращаться! Несмотря на то, что в собственную нору песец приходит исключительно для продолжения рода, жилище регулярно обновляется и достраивается. Если в зимний период зверек может и в снегу переночевать, вырыв там неглубокое убежище, то его “стационарной” норе позавидует любой архитектор.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/94b1fdbda1da5d99f85cff69b8a9da34.jpg
Она состоит из множества длинных, соединенных между собой ходов-туннелей, и строит ее не одно поколение песцов. Нора служит на протяжении десятилетий, и является прекрасным укрытием, в котором песец может не бояться нападения прочих хищников, решивших перекусить. В ней не один вход, так что, даже если случилась какая-то беда и основная “дверь” недоступна, то песец покинет нору через запасной. При выборе участка земли с мягким грунтом одним из факторов будет наличие камней вокруг будущего входа: они защитят жилище от раскапывания прочими хищниками. Песец углубляет его почти все время: сначала до уровня вечной мерзлоты, а потом — по мере оттаивания грунта. В тундре не так много подходящих мест для “заселения”, а потому норы используются на протяжении 20 лет подряд. Небольшой перерыв — и вот уже новое пушистое семейство обосновалось в вырытом “далеким предком” убежище. С такими перерывами срок службы нор растягивается на тысячелетия!
Но даже наличия безопасного места для появления на свет нового поколения песцов может оказаться недостаточно для выживания. Потомство этого зверька — самое многочисленное среди хищников, не менее семи детенышей в помете. Оба родителя заботятся о малышах. На 9-18-й день крохи открывают глаза, а в полгода по внешнему виду и размерам ничем не уступают маме и папе. Теоретически молодые песцы могут размножаться уже на следующий год, но полное половое созревание наступает только в два года. Но, чтобы размножаться, нужно до этого времени еще дожить, а вот с этим могут возникнуть проблемы: если детеныш не нагуляет жирок, то, скорее всего, погибнет с наступлением холодов.
http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/860c062250ecf4ab5e30937bc55c2e1d.jpg
Несмотря на то, что на песцов ведется регулярная охота (как человеком, так и животными), вымирание ему не грозит за счет плодовитости. Но численность может резко колебаться, как из-за наличия (или отсутствия) должного количества кормов, так и из-за миграций. Осенью песцы двигаются вдоль морского побережья и речных долин на юг, а весной возвращаются обратно. Если год выдался голодным, то переселение становится массовым, и выживают в этом путешествии не все.
Насколько песец привычен для российской тундры, настолько настороженно к нему относятся в Новой Зеландии. Представьте себе, там его причислили к разряду “запрещенных новых организмов”, и запретили ввоз на территорию государства. Якобы он может под корень извести всю местную фауну. Как знать, может, опасение и справедливо.
А в Исландии и рады бы разрешить ввоз, да там своих песцов достаточно: это единственное наземное млекопитающее, живущее на территории этой страны.
Писец такой зверек, что подкрадывается незаметно, ты только хайло открыл а он уже тут незаметный пушной зверек писец.