Фильм “Молчание” (1963): Осторожно, декаданс

1621 0

«Молчание» (швед. Tystnaden) — классика европейского артхауса от шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Третий из так называемой «трилогии веры» Бергмана, включающей ещё ленты «Сквозь тусклое стекло» и «Причастие».

В вымышленной европейской стране две сестры, воплощающие чувственную и интеллектуальную стороны личности, почти не общаются и с трудом понимают друг друга, в то же время соперничая за внимание маленького сына одной из них. Фильм получил широкую известность благодаря своему новаторскому, модернистскому киноязыку. (Википедия)

Отрывок из рецензии, лидирующей на КиноПоиске:

"Время многое переоценивает, раскрывает подлинное значение явлений. Несмотря на злопыхательство, презрение и даже физиологическое отвращение не только зрителей, но и критиков, поносивших с пеной у рта мерзкое сочинение Ингмара Бергмана под названием «Молчание», спустя годы убеждаешься, что это — несомненно, великое произведение, одно из тех, которым может гордиться мировой кинематограф. Прежде всего, оно на удивление чисто и возвышенно, ясно и прозрачно, необъяснимо просто и исполнено высокого смысла — словно тот очищающий, врывающийся, захлёстывающий лицо живительной влагой дождь в финале ленты".

molchanie-1963

Помните сказку о голом короле? Сюжет этой сказки повторяется в наше время и роль короля играет фильм гениального шведского режиссёра  Ингмара Бергмана — "Молчание". Соглашусь с автором приведенного выше отрывка в том, что время переоценивает и в данном случае время прогрессирующего декаданса переоценивает то, что было справедливо отвергнуто во времена консервативных представлений о морали.

После фильмов «Сквозь тусклое стекло» и «Причастие» я с большим интересом приступил к просмотру «Молчания». Предыдущие работы об экзистенции, переживаемой на фоне глубокого разочарования жизнью и одиночества, интриговали и от последнего фильма трилогии я ожидал чуть ли не откровения, поэтому, превозмогая недоумение и отвращение от первых сальностей, продолжал смотреть и добросовестно досмотрел до конца. Но в финале оказалось, что вся душевная грязь героинь, которую режиссёр выплеснул на зрителя, на самом деле лишена смысла и художественно не оправдана. Создалось неприятное впечатление, будто извращения и душевные нечистоты были самоцелью сего «смелого» произведения, а «глубокие смыслы», которые как бы подразумевались (по стилю работы Бергмана имеют много общего с работами Андрея Тарковского), на самом деле лишь повод для того, чтобы с умным видом посмаковать пошлость. Не всякая скорбь прибавляет мудрости, поэтому художник должен с большой осторожностью и мерой пользоваться инфернальными эмоциями и поступками своих героев, иначе результат может оказаться прямо противоположным задуманному и вместо сочувствия не испорченный декадансом зритель испытает только разочарование и брезгливость, не получив при этом никакой пользы.

 

Чему учит фильм

 

Наркотики

Главные героини почти непрестанно курят и пьют спиртрное.

Секс

Есть несколько эротических сцен и в некоторых эпизодах угадывается влечение, известное как инцест.

Насилие

В фильме совсем нет насилия.

Мораль

Можно только предполагать, что Ингмар Бергман своим фильмом хотел решить или обозначить некую этическую или экзистенциальную проблему, но по факту никакого очистительно эффекта на душу зрителя демонстрация духовного мрака героинь, увы, не производит.

 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)