Зорин Н.А. КРУГОВОРОТ ПОРОКОВ, БОЛЕЗНЕЙ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
Бумажную сокращенную версию см: Альманах Центра исследований экономической культуры 2016, специальный выпуск "Экономика пороков и добродетелей". М., СПб.: Из-во Института Гайдара., 2016. Важное примечание. Этот текст – расширенный вариант моего доклада на конференции по экономике пороков и добродетелей Петербург, полуторагодичной давности (май 2015 (!). Все что отмечено синим цветом было, при подготовке к печати в Альманахе, удалено из моей статьи некими неизвестными мне цензорами-ханжами[1]. Зорин Н.А. (Москва) [2] КРУГОВОРОТ ПОРОКОВ, БОЛЕЗНЕЙ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ © Аннотация Сделана попытка взглянуть на экономические корни этоса и механизмы перераспределения богатства и власти, используемые в управлении поведением человека. Понятия пороков, добродетелей и некоторые болезни рассматриваются как взаимозаменяемые инструменты регулирования экономически значимого поведения. Они представляют собой три «агрегатных состояния» одного и того же поведения, которое в зависимости от формы экономической эксплуатации получает новые...
Ознакомиться с полным текстом статьи можно перейдя по ссылке источника.
Бездумно опровергать мораль – значит мало смыслить в экономике; бездумно подчиняться морали – значит быть трусом или лентяем. Акутагава Рюноскэ, 1892-1927
Падают нравы – исчезает доверие к партнёрам – ужесточается, обездушивается конкуренция (от доброго, взаимополезного соревнования во благо общества – к взаимоуничтожению), рушится основанная на договорах экономика? Чем богаче аморальные – тем больше разлагаются они сами и тем больше разлагают они общество с его экономикой? В частности, монополисты не нуждаются в принципиально новых решениях, изобретениях, требующих перестройки производства – сознательно тормозят прогресс человечества из своекорыстных интересов – это «рак» человечества? (Или же торможение прогресса, по крайней мере, технического – это благо: останавливает, заставляет задуматься «куда это мы?!» – Проснуться?) Уходит желание творить, энтузиазм создавать – увеличивается депрессия, желание умереть, убить? Чем аморальнее, бездушнее – тем больше человек чувствует себя временщиком, паразитом Земли, а сама Прекрасная Живая Земля всё больше представляется средством обогащения, предметом одноразового использования – безжалостно и крайне нерационально, неэффективно (с точки зрения человечества) расхищаются её ресурсы, нарушается экобаланс, отравляется среда, обезображивается ландшафт, уничтожается всё живое – о каком хозяйствовании может идти речь, если рушится сам дом?
По современным представлениям эволюцией движет не столько внутривидовая конкуренция (борьба за «место под солнцем»), сколько совершенствование адаптационных механизмов (развитие способности приспосабливаться к изменениям среды). Таким образом, «прав» не сильнейший, а любой здравствующий, в том числе и относительно в чём-то слабый, если он достаточно комфортно себя чувствует (не комплексует, не «кормит» управляющих им «тараканов», как многие наши сородичи). Условия среды сейчас резко меняются – недостаточно приспосабливающиеся вымирают массово, исчезают целые виды. Что же касается Homo Sapiens, то у него меняется и социальная среда, что требует, в частности, как раз развития способности сотрудничать, а не конкурировать. Минимальная приспособленность к природе и обществу – необходимое и достаточное условие Жизни-Творчества – Счастья. В конечном счёте именно Творцы, свободные от «тараканьих бегов» в гонке увеличения всевозможных запасов и «благ», и являются движущей силой развития человеческого общества – так было во все времена. Творцы часто умирали в нищете, но никогда ещё техническое творчество не преследовалось (а гуманитарное было невостребовано) так, как в наше глобалистическое время – это кризис роста? Новое Время создаст для Творчества предельно благоприятные условия?
Придерживаться навязываемой аморальными морали (в качестве пут) – быть их средством? Нужен постоянный поиск действительной (собственной, живой), ведущей к Счастью Истины- Чувства, строительство, укрепление надёжных истин-«берегов» жизни, несущих «живую воду» Чувства? Ищет каждый сам, периодически общаясь с такими же ищущими?
Есть какое-то великое упрямство, которое делает честь человеку, в решении не признавать никакого нравственного убеждения, пока оно не получит оправдания посредством мысли. Гегель,1770-1831
Одна чета обратилась к Учителю по поводу того, что их сын оставил религиозные традиции семьи и провозгласил себя вольнодумцем. – Не стоит волноваться. Если парень действительно думает сам, обязательно поднимется Могучий Ветер и унесёт его в то место, которому он соответствует. Из Э. Мелло
http://pandoraopen.ru/2016-07-12/vremya-grafo-molchanie-vzaimoponimanie-ubezhdeniya/