Тибетский узел
Не секрет, что политический и религиозный статус Тибета с момента установления там коммунистического правления Пекина чрезвычайно волнует США. Совершенно очевидно, что в основе этого интереса лежат две причины. Первая – идеологическая. Права человека, и, в частности, свобода вероисповедания – "священная корова" для американского истеблишмента. Вторая причина – сугубо практическая. Неурегулированный тибетский вопрос является еще одним рычагом воздействия на Китай. Тем более что последний по своим экономическим, а, главное, военным показателям все больше претендует на роль державы № 1.
Доказательством неослабевающего внимания Вашингтона к тибетской проблеме может позиция Генконсула США в Чэнду Рэймонда Грина.
Из текста данной записки можно сделать интересные выводы как о тектонических сдвигах китайской политики в тибетском вопросе, так и о расколе в окружении Далай-ламы. Похоже, Пекин обладает некоей информацией о состоянии здоровья Далай-ламы, официальные контакты с которым не возобновлял с 2010 года, и делает ставку на преемника. Вернее, на его будущее окружение, готовое отказаться от территориально-политических претензий в обмен на расширение религиозной свободы, что для теократического в прошлом Тибета не так уж и мало.
Разумеется, подобная попытка со стороны китайского правительства развязать тибетский узел совершенно неприемлема для США. Особенно для представителей правящей Демократической партии, которую политические оппоненты постоянно упрекают в сдаче внешнеполитических позиций и ослаблении Америки. Будет любопытно проследить за тем, как Вашингтон станет решать эту крайне щекотливую проблему. Особенно учитывая, что преемственность демократических администраций, скорее всего, сохранится.