Люди в голом, мерзавцы в одеждах .
Платон Беседин о скандале вокруг выставки Джока Стёрджеса
Педофилия в России, судя по тому, как много и часто её обсуждают, нынче в моде. То странные конкурсы красоты для детей, то развратные танцы пчёлок, то скандал в 57 школе. Теперь вот баталии и дебаты относительно выставки «Без смущения» Джока Стёрджеса. Да так, что социальные сети вместо фотографий котиков наводнились фотографиями обнажённых девочек. Талантливыми, надо сказать, фотографиями.
Признаюсь, к собственному стыду, я ничего не знал о Джоке Стёрджесе. И, думаю, вряд ли бы когда-нибудь узнал, если бы не Елена Мизулинаи «Офицеры России». Полагаю, что таких, как я, в нашей стране большинство, и им как-то всё равно на труды Стёрджеса. Но «Офицеры России» и Елена Мизулина сделали всё, чтобы выставка пошумела на всю страну. Во всяком случае, в медиасфере. Потому что в реальной жизни, а она сильно отличается от виртуальной, сварщик из Нижнего Тагила, доктор из Владивостока, пенсионер из Мурманска по-прежнему ничего не знают о Джоке Стёрджесе.
Тем не менее, именно благодаря бурлящей полемике узко специализированное мероприятие «для своих» приобрело федеральный статус, в очередной раз взбаламутив общество. Собственно, таким образом возвысился и сам предмет спора, потому что нет и не будет для объекта искусства лучшей рекламы, чем протесты, табу и нападки.
Я намеренно использую слово «искусство», потому что фотографии Стёрджеса, безусловно, к нему относятся. А в искусстве очень трудно оперировать категориями «хорошо», «плохо», «морально», «аморально». Хотя бы потому, что многое из являющегося классикой сейчас в своё время ниспровергало традиции и нравы. И, уж будучи совсем банальным, можно вспомнить массу работ — от Рембрандта до Петрова-Водкина — вполне в данной традиции. Страшно представить, что «Офицеры России» могли бы сделать с «Лолитой» или «Тропиком Рака».
Другое дело — оптика смотрящего. Педофил, безусловно, будет смотреть на работы Стёрджеса иначе, нежели адекватный отец. Педофил найдёт, от чего возбудиться, хотя, думаю, ему будут мешать посторонние — излишне высокохудожественные — детали. Да и, к его радости, ассортимент подросткового порно сегодня широк. Так каких демонов на самом деле узрели в фотографиях, что попытались облить их мочой?
Лично я ничего не испытал от просмотра фотографий Стёрджеса. Ни-че-го. Да, сделано это талантливо, но каких-либо по-настоящему сильных эмоций у меня не возникло. Я не испытал сексуального возбуждения, не захотел освоить искусство фотографии, не побежал выбирать жене юбку подлиннее или покороче — я остался спокоен. Дьявол, если это всё же был он, не тронул моей души, моего тела. Возможно, прав был китайский мудрец, изрекший: «Каждый видит лишь то, что в нём уже есть».
Это, собственно, не защита Стёрджеса, не призыв популяризировать его искусство — за меня в России это уже, как говорилось, сделали другие, — но попытка понимания «состава преступления». Особенно на фоне всех этих истерических криков: «А если бы это была твоя дочь? Представь на месте этих фотомоделей свою дочь». Простите, но я не хочу представлять своих дочек — их у меня две — на подобных фото. Но если бы они всё же решились на такое, то я бы винил прежде всего себя за плохое их воспитание.
И вот ещё что. Мне видятся фарисейством все эти страшные крики и проклятия относительно данной выставки. Особенно на фоне того, что сегодня реально происходит с детьми в нашей стране. Стране, которая, например, является мировым лидером по производству детского порно. Стране, остающейся в лидерах по числу абортов и детей-отказников. Стране, где многие школьницы готовы сделать всё и даже больше за лайки в «Перископе». Стране, где официально, со слов той же Мизулиной, — а не официально куда больше — полсотни детей ежедневно становятся жертвами сексуального насилия. Стране, где для девушек и девчонок самый доходный и самый лёгкий, а подчас единственный, заработок, — сидя перед веб-камерой в скайпе, выполнять сексуальные желания очередного озабоченного идиота. Стране, где матери продают своих дочерей в сексуальное рабство за бутылку водки. Стране, где вспыхивает скандал за скандалом, где школьники насилуют своих одноклассниц и записывают это на видео, чтобы выложить в Сеть.
Или это тоже Джок Стёрджес придумал? Я понимаю: во всём виноват порочный Запад, а мы тут все — в белых манишках и с нимбами над головами. Когда социальные сети забиты жутчайшей порнографией — роликами инцеста, детских изнасилований, оргий малолеток, которые они сами же и записывают. Ролики в духе «брат совратил сестру» или «очередная малолетняя шкура набухалась и разделась на вписке». С этим поборники морали так же рьяно сражаются? С тем, что куда более отвратительно и гадко. С тем, в чём нет даже намёка на художественность. Когда на днях в Краснодаре я видел пьяное быдло. Его тащила худенькая девчушка и плакала: «Папа, папа», а он падал, пытался поссать, не мог застегнуть ширинку и крыл её матом. И вот это уже не искусство.
Однако перекрыть проход на выставку фоторабот легче, чем принять нормальные законы против распространения детской порнографии. Легче, чем бороться с теми, кто крышует детскую проституцию. Легче, чем закрыть многочисленные порносайты и паблики. Легче, чем посадить чиновников за педофилию. Легче, чем дать молодёжи нормальное будущее, чтобы они не видели в подъездном сексе единственную анестезию. Легче, чем наладить нормальную работу психологической помощи в школах и служб защиты детей. Легче, чем платить достойную зарплату учителям и воспитателям.
Легче привлечь внимание к обнажённым людям на фотографиях, чем акцентироваться на зловредных, беспринципных подонках в одежде, от которых куда больше реальных проблем.
64 Комментария » Оставить комментарий