Зеркало: мифы и факты

2179 1

Хотя бы раз в день мы смотримся в зеркало. Ванная, прихожая, карманное зеркальце в косметичке, зеркала заднего вида в автомобилях — то, с чем сталкиваются ежедневно миллионы людей. Я не буду затрагивать в статье те виды зеркал, которые используются в науке и военном деле, но постараюсь подробно рассказать о тех, что используются в быту, а также о легендах, которыми окутан этот предмет.

Официальные данные

История зеркала насчитывает более 7000 лет. Многие исследователи склоняются к мысли, что отполированные кусочки обсидиана, найденные в Турции, выполняли именно эту функцию. Конечно, владелец не мог тщательно себя рассмотреть в таком зеркале, да и оттенки, которые передавал обсидиан, были безбожно перевраны. Но все же это было именно зеркало. К подобным относятся и сотни найденных металлических дисков: полированные поверхности золота, серебра, меди, бронзы и олова (иногда их заменял камень) вполне могли дать некое представление о собственной внешности. Такие зеркала всегда были в продаже, но далеко не всем были доступны: стоили они дорого, к тому же за поверхностью требовался постоянный и тщательный уход, так как металлы тускнели, а некоторые еще и окислялись.

Зеркало в привычном нам виде впервые появилось в 1279 году. В XIII веке европейцы научились выдувать стеклянные сосуды, благодаря которым и появился один из прообразов зеркала. В сосуд заливалось расплавленное олово, которое, растекаясь по стенкам емкости, образовывало равномерную пленку. Как только металл хорошо застывал, сосуд аккуратно разбивали. Такое зеркало было вогнутым, как следствие — несовершенным, но в отличие от своих медных, серебряных и каменных собратьев, оно давало ясную картинку и  четкие оттенки.

В 1407 году патент на производство зеркал выкупают венецианские мастера, и страна создает монополию. В течение 150 лет именно венецианские зеркала считаются самыми лучшими из всех производимых в то время. Их особой "фишкой" был медный или золотой порошок, добавляемый в отражающий состав. Благодаря этому отражение в зеркале получалось ярче и насыщеннее, чем его оригинал. Приобрести подобное творение мастеров-зеркальщиков могли только очень богатые люди — одно такое зеркало могло сравниться по стоимости (и даже перегнать) небольшой корабль. Но мода диктовала свои правила, а так как венецианские зеркала быстро заняли самое лучшее место под солнцем, то иметь их в своем владении считалось очень престижно. В погоне за престижем разорился не один аристократ того времени. Однако это все были вогнутые зеркала, а первое ровное появилось благодаря братьям Андреа Доминико — они догадались разрезать еще не застывший сосуд, разложить его на медной поверхности и раскатать каждую часть в пласт. Полученное зеркальное полотно было идеальным — так с начала XVI века началась новая веха в истории зеркала.

Зеркало вечной молодости

Одной из самых знаменитых легенд о венецианских зеркалах стала история с участием итальянского скульптора и художника Бенвенуто Челлини. Когда-то французская красавица Диана де Пуатье на его глазах разбила свое зеркало, расстроившись от того, что во внешности проявляются признаки приближающейся старости, а привлекательность и очарование исчезают. Челлини подобрал один из осколков, и оформил его в простую деревянную раму. По легенде, он был не только художником, но и магом: творец зачаровал зеркало так, что его хозяйка будет молодой и красивой до тех пор, пока будет регулярно смотреться в это зеркало. Диана приняла подарок. То ли от влияния зеркала, то ли красота все же и не думала увядать, но вскоре де Пуатье становится единственной фавориткой Генриха II, и остается в этом статусе до самой смерти короля. После трагедии Диане было приказано покинуть дворец, а зеркало оставить в сокровищнице. Там оно и хранилось вплоть до революции, после чего его следы затерялись. Поговаривают, что в разное время хозяйками артефакта были королева Мария-Антуанетта, опереточная певица Анна Жюдик, танцовщица Айседора Дункан, актриса и певица Марлен Дитрих. Думаю, что это только красивая легенда, однако действие зеркала на его первую владелицу вполне можно объяснить. Я уже упоминала, что венецианские мастера в свои творения добавляли золото и медь. Вполне естественно, что женщина разбила зеркало, когда ей перестало нравиться ее отражение. Возможно, Челлини обновил покрытие и само зеркало, сделал красивую, хоть и простую, рамку, и женщина увидела себя обновленную: на щеках снова был румянец, а сама она словно сияла теплым, мягким светом. Золото и медь придали яркости побледневшей коже и потускневшим волосам, и Диана решила, что к ней вернулась молодость. Хоть зеркало и не было магическим, но оно вернуло женщине самое главное — уверенность в себе. А с остальными хозяйками наступил элементарный эффект плацебо.
Зеркала во Франции

В Лувре до сих пор хранится удивительной красоты зеркало, которое было подарено королеве Марии Медичи венецианскими мастерами. Столь щедрый, по тем временам достойный царственной особы дар был преподнесен ей в благодарность за большой заказ: 119 зеркал купила у них королева, потратив колоссальную сумму. А подарок мастеров, украшенный драгоценными камнями, по сей день считается самым дорогим зеркалом в мире.

На этом французская знать останавливаться не собиралась. Следующим ударом судьбы для королевской казны стало платье Анны Австрийской, которое августейшая особа повелела украсить сотнями крохотных кусочков зеркала. Королева сияла на балу, в прямом смысле этого слова. Но о министре финансов нельзя было сказать того же. Мсье Кольбер был достаточно умным человеком, чтобы понять простую вещь: еще один-два таких нарядов, и  правящая династия, а с ней и казна, будут разорены. Поэтому он отправил в Мурано своих лучших людей, а они всеми правдами и неправдами уговорили нескольких мастеров отправиться с ними во Францию. Те согласились, забрали с собой свои семьи, и вот уже они трудятся на благо новой родины. Наивные, мастера посчитали, что французы их защитят. Не тут-то было: венецианскими властями под страхом смерти было запрещено зеркальщикам покидать территорию страны. Но, проигнорировав пару предупреждений, люди на новом месте жили в свое удовольствие. Венеция не забыла и не простила, поэтому, когда скоропостижно скончался самый опытный мастер, а за ним через несколько дней — второй, остальные тут же решили, что ужасно соскучились по родине и отправились обратно. Их никто не удерживал: ученики превзошли своих учителей, и вот уже во Франции получают зеркала прекрасного качества, не уступающие венецианским. Французы доработали технологию, и стали не выдувать стекло для зеркал, а лить, и в итоге в 1665 году открыли свою мануфактуру по производству зеркальных полотен. Всему свое время: в этот же период начинается строительство Галереи зеркал в Версале, для отделки которой требовались очень большие зеркала. галерею построили удачно, Людовик получил свое знаменитое прозвище, а стоимость венецианских зеркал (и зеркал вообще) трудами французских, немецких и богемских мастеров начала резко снижаться. В скором времени позволить себе зеркало мог почти каждый. Технология производства сохранялась до 1835 года: немец Юстус ван Либих начал применять к зеркалам серебрение, благодаря чему четкость и ясность изображения значительно повысились. Этот способ почти неизменным дошел до наших дней, и используется на производстве.

Легенды и поверья

И все же, несмотря на все факты о зеркалах, они всегда и везде считались мистическим предметом, у которого несметное количество тайн и загадок. Считается, что легендарный Парацельс ухитрялся ставить диагноз по поверхности зеркала, на которую перед этим дышал больной. Лечение тоже было своеобразным: оккультист читал заклинание, после которого негативная энергетика болезни оставалась у отражения человека в зеркале, а сам он выздоравливал. Парацельс был уверен: зеркальная поверхность не просто впитывает болезнь, но и сохраняет ее, поэтому запрещал своим пациентам подолгу смотреться в зеркало, чтобы снова не заболеть. Над этим можно было бы посмеяться, если бы современные биоэнергетики не пришли к тому же выводу, что и средневековый врачеватель.

Десятки поверий в один голос твердят, что перед зеркалом ссориться нельзя. Если брать мнение Парацельса за истину, то такие поверья становятся объяснимы: зеркало затягивает в себя энергетику конфликта, а затем начинает ее распространять. Может, еще и поэтому классическими местами для зеркал в доме считаются ванная и прихожая? Там мы ссоримся реже всего. Но зеркало, "видевшее" простую бытовую ссору, не так опасно, как отразившее убийство или насилие. Отсюда и еще одно поверье: нельзя покупать старинные зеркала, так как нет твердой уверенности, что предмет не был свидетелем чего-то ужасного, и не принесет это в новый дом.

Примерно та же ситуация и с ритуалом, во время которого завешивают зеркала в доме, где умер человек. Это делается для того, чтобы душа покойного не заплутала в отражающих друг друга лабиринтах.
Треснувшее зеркало не несет в себе положительной энергии, поэтому от него лучше избавиться. А разбившееся серебристое полотно даже у не верящих в подобное людей вызывает неприятный морозец по коже. Видимо, это заложено уже где-то глубоко в подсознании, поэтому мы так реагируем на подобную неприятность.

А прочие приметы? Как вам такая: чтобы узнать ответ на вопрос, который долго не дает покоя, достаточно сесть в спокойной обстановке и задать его зеркалу. Считается, что через несколько минут возникнет мысленный ответ, который будет правильным. Вот уж действительно "Свет мой, зеркальце, скажи!". Кроме того, нельзя вешать зеркало в спальне, детской, и напротив входной двери. А сколько историй есть о том, что зеркало — не что иное, как дверь (или, по крайней мере, окно) в параллельные миры!
Многие приметы звучат довольно жутко. Но если рассуждать логически, то все сводится к тому, что жить нужно в ладу с собой и другими, не ссориться (хоть перед зеркалом, хоть без него), беречь имущество и ухаживать за ним. Тогда никакая плохая примета до вас не доберется. Будьте счастливы!
 
 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru