Каповое мастерство
Как любитель создавать всякого рода поделки, и человек, высоко ценящий ручной труд, я понимаю, сколько времени и сил занимает создание уникального изделия — от дизайна с прорисовкой мельчайших деталей до подбора материала и воплощения идеи в жизнь. Кустарное производство — неотъемлемая часть жизни любого народа. Его отличие от ремесленного в том, что каждое изделие получалось уникальным, тогда как у последнего шла массовая штамповка однотипных вещиц. Кроме того, мастер-кустарь не задавался целью создавать множество изделий — он просто творил.
Как правило, для своих работ такие мастера подбирают дешевый (а то и бесплатный) материал. Пуговицы из речных ракушек, туески из бересты, корзины из лозы и многое другое — для всего нужно только мастерство, которым старый мастер рад был поделиться с талантливым учеником. К подобным изделиям относятся и изделия из капа, о котором пойдет речь.
Кап — это округлый нарост на стволе или корнях дерева (последний часто именуют капокорнем). Он появляется вследствии резкого изменения развития дерева, которое может произойти и по вине человека, и из-за природных катаклизмов. Нарост может достигать невероятных размеров: самый большой из найденных имел высоту почти 2 метра. Но это рекордсмен, а средний размер капа колеблется от 15 до 40 см.
Почему мастера любят кап? В-первых, это дерево, а с этим материалом работать всегда приятно. http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/9546a016aacfc1341334a5976a60a559.jpgВо-вторых, текстура среза невероятно красива, чему нарост обязан деформацией древесных волокон. Текстура очень разнообразна: порода дерева и местность, в которой оно произрастает, накладывают свой отпечаток на цвет и узор среза. Это придает готовому изделию уникальность: можно повторить форму с точностью до миллиметра, но вот рисунок и оттенки подобрать не удастся.
Изделия из капа столь же многообразны: это может быть как элемент настольной игры, так и накладка на мебель. Игрушки и украшения, обереги и предметы быта — все, что угодно. Возможность применения ограничивается лишь фантазией и трудолюбием мастера: из-за своей структуры древесина капа достаточно сложна в обработке — если при создании металлического изделия разного рода огрехи можно поправить, то с капом такой номер не пройдет: одна ошибка, и заготовка безнадежно испорчена. К тому же на некоторых породах нарост еще и очень твердый.
Только настоящий мастер-художник сможет рассмотреть в бугристой "шишке" красоту будущего изделия. Какого — неизвестно; пока удастся найти подходящий под задумку узор, придется перепилить немало капов. Мастер снимает кап, надрезает его, и проводит влажной тканью, чтобы увидеть рисунок. А когда он наконец-то найден, умелец отталкивается не от своей идеи, а от рисунка, и старается как можно выгоднее преподнести узор в работе. На вопрос, какая порода дает самый красивый и ценный узор, у мастеров нет единого мнения, потому что вкусы у всех разные: кто-то предпочитает кап с березы, кому-то по душе ольховый, а третий снимет с дуба и будет счастлив.
"Голова" — именно это значение приписывается слову "кап". Так его прозвали наши предки. Изделиями, созданными из этих наростов, не гнушались пользоваться даже сильные мира сего: кубок, чаша или братина из капа вполне могли соседствовать на княжеском столе наравне с серебряной и золотой посудой, и ценились не меньше.
Не всегда мастер самостоятельно отправлялся на прогулку в лес, чтобы найти кап. Случалось, что крестьяне сами привозили ему срезанные наросты, в надежде на вознаграждение: в 1830-х годах кап весом примерно 9 кг мог стоить как хороший бык — около 50 рублей; а если сильно повезет, и кап окажется редкостной красоты, то могли оценить и по 70 рублей за кило. Поэтому счастливчик мог отправиться в достаточно далекое путешествие, чтобы вернуться домой с легким заработком. Особенно удавалось улучшить свое материальное положение крестьянам Вятской губернии (центр — современный Киров), так как там березы были особо богаты на наросты (особая разновидность березы пушистой, которую так и прозвали каповой), а сами капы называли просто валунами. Вятская губерния по праву считается королевой капового промысла. Сохранилось письмо местного архиерея к императрице, датированное 1721 годом: он просил принять скромный дар, помимо прочего "двенадцать чашек каповых, которые у нас на Вятке строятся".
Кроме породы, есть у капа и еще одна классификация. Он может быть стволовым — расти на стволе или ветке: с одной стороны или кольцом; эта разновидность встречается реже, чем корневой кап, поэтому и ценится выше. А последний может образоваться на корневой шейке — в этом случае он находится над землей, либо на самих корнях — тогда его можно обнаружить весной: молодые побеги дерева-родителя будут быстро гибнуть из-за множества не развившихся почек в капе, ростки из которых забивают друг друга. В любом случае, после обработки кап не менял форму, не трескался и не коробился.
Раньше кап вываривали в щелочном растворе, пропаривали, убирали сучки и шероховатости, и сушили на печи несколько месяцев, перед тем как приступить к созданию задуманной вещи. Затем придавали грубую форму, шлифовали, опускали в воду, чтобы поднять остатки мелкого ворса, сушили и снова шлифовали. Пропитывали специальным составом, чтобы ярче проступил рисунок, и покрывали лаком в несколько слоев. тут как нельзя лучше подходит фраза — скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Мастера
Знаменитая вещь — каповая шкатулка; она стояла в очень многих домах, только не все вникали в историю ее появления. http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/8422466cbad62718f9b05325561a905c.jpgПервую такую вещицу сделал Григорий Макаров, столяр, живший в Вятской губернии в далеком XVIII веке. Подгоняя тончайшие каповые пластинки одну к другой, мастер добивался четких геометрических форм в своих изделиях, более того, в России он стал новатором в применении деревянных шарниров. Не сам придумал, но, разобрав шотландскую табакерку, сообразил, как можно применить новые знания на практике. Это сейчас может показаться, что шарнир — плевое дело, а тогда требовалась точность и огромный запас терпения: выточенные зубцы должны до миллиметра совпасть с углублениями, которые мастер высверливал при помощи проволоки, чтобы шарнир был спрятан в стенках. К слову, такой метод сверления применяли еще долгое время. Григорию Макарову был пожалован перстень с бриллиантом за заслуги, а его сыновья, перенявшие ремесло отца, получили золотую медаль на выставке в Москве.Хороший мастер обязательно учтет все свойства материала. Так поступил и умелец XIX века, Семен Бронников. В то время часовых дел мастера редко встречались на Руси, тем удивительнее было будущему императору, Александру II, увидеть на одной из вятских выставок карманные часы, выполненные целиком из дерева. Их диаметр не превышал 3 см.http://slavyanskaya-kultura.ru/upload/wysiwyg/ad311a4ee0aaf7abedf1df674c5503a3.jpg
Бронников сделал футляр и корпус для будущих часов из капа, циферблат, цепочку и механизм — из пальмы, на стрелки взял жимолость, на пружину — бамбук. Только оцифровка перламутровая. Наследник престола отдал за диковинку семь рублей серебром. Вятский мастер изготовил 10 подобных механизмов, некоторые из которых хранятся в Московском и Кировском музеях.
Еще один умелец — Амвросий Ковязин. Он не только использовал в работе необычный материал, он и сам был уникальным человеком. Слепой с детства, каким-то чудом он изготавливал из капокорня удивительной красоты музыкальные шкатулки с ящичками и секретами. Несмотря на то, что изделия из стволового капа ценились дороже капокорешковых, работы Ковязина разлетались, как горячие пирожки: люди готовы были переплачивать за работу слепца (от 600 до 1500 рублей — немалые по тем временам деньги), а купив изделие, ехали за сотни верст, чтобы посмотреть на умельца и убедиться в правдивости слухов. Даже подделки появились! В связи с этим Амвросий выхлопотал себе своеобразный "патент": бумагу, в которой содержатся сведения о мастере, ее изготовившем. "Паспорт" вклеивался в шкатулку, и свидетельствовал о ее подлинности.
Послереволюционное время
Уже в XX веке постепенно образовывались артели., но тут встал вопрос нехватки материала: Вятская и соседние с ней губернии истощили свои запасы, так как спрос на изделия был велик. Делали и пресс-папье, и мундштуки, и курительные трубки — все, чего пожелает душа и заказчик. На выручку затосковавшим умельцам пришла железная дорога, и вскоре добытчики уже везли кап с Урала к своим мастерским. К 1909 году постепенно налаживается сбыт изделий за границу. На выставке в Турине (1910 год) вятские изделия берут главный приз — золотую медаль. К 1923 году мастерами капового дела считалась всего пара сотен человек, которые ухитрялись удовлетворять спрос в России и давать экспортного товара на 100 тысяч золотом в год. Первая артель появилась в 1923 году — ее образовали 11 умельцев. Уже сотня человек входит в артель "МЮД" (Международный юношеский день). Качество изделий постепенно падало: как говорили сами артельщики, мало внимания стало уделяться "домашним мастерам", которые любовно выхаживали каждое свое творение, а не гнались за модой на портсигары и пудреницы. Поправить дела не получилось: пришла война. Мастера, которые по разным причинам остались в тылу, продолжали творить. Те же, кто прошел войну, возвращались домой и возобновляли работу. В 1943 году образовалась вятская артель "Идеал". По меркам человеческой истории прошло совсем немного времени, и в 70-х небольшая артель превратилась в полноценную фабрику, на которой трудились больше восьмисот человек: кто-то поодиночке, а иные и вместе с семьей.
Создание изделий из капа — мастерство, существующее только в России и странах, входивших в состав Российской Империи. Больше нигде в мире его нет.