К истокам охоты на ведьм
«Я знаю женщину, родившуюся под такими же аспектами, что и я. Она не только не была особой просвещенной (хотя это не такая уж и редкость для женщины), но и ввела в замешательство все мужское начальство и сама накликала себе беду». Так в 1619 году написал о своей матери астроном Иоганн Кеплер в работе «Гармония мира».
Несмотря на такую суровую оценку, именно он сделал все, чтобы с его матерью не поступили так, как с другими ведьмами — не схватили и без суда-следствия не сожгли на костре. О нем ходила слава как о выдающемся астрономе, но астрономию не все отличали от астрологии. С читающим по звездам человеком лучше было не связываться. Особенно если он был придворным советником.
На каждом заседании суда Кеплер становился рядом с матерью. Как это мешало судейской коллегии! Протокол сохранился по сегодняшний день: «…обвиняемая Екатерина, к сожалению, появилась в обществе Его милости сына…».
Несмотря на схожесть гороскопов, их жизнь протекала по — разному. Потому что знать свой гороскоп — не значит ждать, пока звезды все устроят сами. Об ответственности человека за свою жизнь говорил Иоганн и коронованным особам, что лишний раз убеждало их в том, что Кеплер знает поболее иных астрологов.
Так считали и те, от кого зависела судьба подозрительной женщины. Против нее скрупулезно собирались материалы. Доносов (а других доказательств вины и не требовалось) было несколько: у соседа сдох теленок; кто-то донес, что Кеплерша заявляла, будто бы не верит в ад; от ее плохого глаза умер ребенок; из-за нее у портного отнялись ноги. Какая-то двенадцатилетняя девочка, неся для обжигания кирпичи, встретила ее на улице, почувствовала как бы удар в плечо и долгое время не могла шевельнуть рукой…
Этих доносов собралось столько, что после пяти лет судебных тяжб старуху таки запроторили в тюрьму и там приковали железной цепью к стене. Двое часовых следило за ней круглосуточно. За это, как и за содержание в тюрьме, ей пришлось еще и платить. Своеобразное финансовое самообслуживание этим не ограничивалось: семья особы, признанной ведьмой, обязана была оплатить стоимость дров, использованных для костра, на котором ее сжигали!
К счастью, в случае с Кеплершей так далеко не зашло. Она была одной из тех немногих, кого оправдали. Но она также была одной из тех немногих, на кого доносили дети.
Дети на метлах
Первый процесс по делу о ведьмах прошел в Англии в 1566 году. Было это в Челмсфорде, графство Эссекс. Пред судом предстали три женщины: двоих оправдали, третью повесили. Это было началом. Через двенадцать лет в этой же местности судили тринадцать женщин. Обвинителями выступали… семи-восьмилетние дети.
Урсула Кемпе занималась тем, что присматривала за чужими детьми и время от времени снимала порчу. Когда-то к ней обратилась соседка, чтобы она помогла ей в беде. Кемпе делала, что могла, но у нее ничего не получилось, больной не стало лучше. Поэтому та и не захотела оплатить услугу. Разразился скандал, и в результате появилась жалоба на Урсулу Кемпе. Возможно, все бы закончилось без особых последствий, если бы в свидетели не взяли ее восьмилетнего сына. Он был ее внебрачным ребенком, возможно, был зол на мать за что-то. Так или иначе, но парень признал, что его мать пользуется услугами плохих домашних духов. Судья, то запугивая, то обещая свободу, добился от Урсулы признания в ведьмовстве. Тогда уже она сама начала доносить. Таким образом, в тюрьму попало еще двенадцать женщин таких же, как она, бедных и таких же, как она, невиновных.
Внебрачная дочь одной из них рассказывала суду о злых чарах, производимых ее матерью. Восьмилетняя внучка другой утверждала, что на службе у бабушки находятся два дьявольских жеребенка — черный и белый. Дети как дети — много фантазии, немного злости, огромное желание обратить на себя внимание и полное непонимание последствий их рассказов для судеб обвиняемых…
Следует, однако, признать, что тогда у истоков охоты на ведьм, продлившейся не одно столетие, судьи еще сохраняли здравый рассудок. Десять женщин были освобождены, три погибли на виселице. Одной из них была Урсула Кемпе.
Самым известным из процессов был прошедший в 1612 году в графстве Ланкашир. Главным свидетелем обвинения двенадцати человек выступала девятилетняя Жанет Девис. Она расправилась с целой семьей. Восьмидесятилетняя бабушка умерла в ходе следствия, мать казнили. Сестра, ненамного старше Жанет, и двадцатилетний брат, вначале поддерживавшие ее обвинения, под конец процесса сами были обвинены ею в чародействе и погибли вместе с матерью.
Неизвестно, как проходило дальнейшее детство Жанет. Зато из комедии "Дьявол-осел” Джонсона можно узнать о судьбах других доносчиков. Так, тринадцатилетний Джон Смит так талантливо прикидывался сумасшедшим, что будто бы ответственные за такое его состояние колдуньи в количестве пятнадцати человек сели на скамью подсудимых. Когда к 1616 году десять из них уже были повешены, король Джекоб побывал в Ланкашире, где проходил процесс. Он приостановил дальнейшие экзекуции и допросил парня. Тот, прижатый к стенке, сознался, что демонстрирует свои удивительные способности всякому, кто может за это заплатать.
Женщин, переживших следствие, оправдали. Судейская бригада получила выговор. Пыл охотников за ведьмами на какое-то время остыл. Но в 1633 году снова-таки в графстве Ланкашир десятилетний Эдмунд Робинсон начал очередную облаву на ведьм.
Он, как свидетельствуют протоколы, донес, что случайно попал на шабаш, в котором принимало участие около шестидесяти человек. Поскольку по памяти он не мог назвать фамилии всех увиденных там, то начал вертеться везде, где собирались люди, чтобы указать на тех, кто будто бы повстречался ему тогда на шабаше.
Несколько десятков человек попало в тюрьму. Одной из жертв парня стала и тридцатилетняя… Жанет Девис. Удивительные сценарии пишет иногда жизнь!
Однако судьи с вынесением приговора не спешили, и все дело передали королю. Чарльз I вызвал в Лондон Эдмунда с отцом. Парень забрал назад все обвинения и свалил всю вину на отца. Но три из обвиняемых женщин к тому времени уже умерли. Всех остальных освободили. Даже тех, кто признал себя колдуньями.
Дети не только доносили, но и гибли от доносов. Сохранилась переписка приходского священника Дюрена начала тридцатых годов семнадцатого столетия. Он описал, что происходило в то время в Бонне: «За последнее время ничего нового не случилось, разве что здесь взялись жечь город. Дойдет до того, что сожгут и пол — города. В тюрьме уже сидят профессора, приходские священники, каноники, викарии и монахи. Людей жгут на кострах. Канцлер с женой уже сожжены. В сговоре с дьяволом даже трех-четырех — летние дети. Здесь сожжены школяры и дети благородных сословий — никому из них не было больше четырнадцати. Происходят такие ужасные вещи, что люди боятся встречаться, боятся раскрывать рты…»
Потомки салемских ведьм
Средний возраст компании сумасшедших девушек, отправивших своими показаниями на тот свет многих детей и взрослых, составлял пятнадцать лет. Среди обвиняемых было двое восьмилетних детей, несколько — от девяти до тринадцати, а самый маленький, прикованный цепью к стене, ребенок едва достиг пятилетнего возраста. Эти события, происходившие в деревушке Салем в 1691-1693 годах, стали темой многих научных работ и литературных произведений. Некогда шла пьеса Артура Миллера и демонстрировался художественный фильм на эту же тему. Но менее известны события, последовавшие после угасания группового сумасшествия.
День 15 января 1697 года был объявлен днем всеобщего раскаяния за причиненное зло. Покаянные заявления написали тогдашние присяжные. Виновным признал себя сам судья, пославший стольких людей на смерть, а также священник, не пробовавший спасти невинных. Это стало причиной объявленной в 1711 году амнистии для невинно пострадавших. Однако оправдание означало лишь возможность возвращения свободы, но не саму свободу. За пребывание в тюрьме нужно было заплатить. Поэтому вырваться из нее смогли лишь те, кому материально помогли родственники. Так что некоторые заключенные, даже дождавшиеся оправдания, доживали свою жизнь в тюрьме!
… Некая Анна Пьюдейче была повешена за колдовство. Наверное, никто так о ней бы и не вспомнил, если бы не случилось так, что уже в наше время двое американцев, отслеживая свое генеалогическое древо, не просчитали, что их далеким предком являлась ведьма! Они потребовали пересмотра судебного дела и оправдания своей прабабки. Парламент штата Массачусетс многократно рассматривал их заявления, но дело было закрыто лишь тогда, когда потомки Анны Пьюдейче отказались от претензий материального плана. Тогда взялись за дело и родственники других пострадавших ведьм. Происходящая от мнимых салемских колдуний родословная стала настолько модной темой, что в 1957 году суд штата отменил все обвинения по Салему. Двести пятьдесят лет спустя разум, наконец-то, восторжествовал.
“не схватили и без суда-следствия не сожгли на костре” – а вот врать не надо – и следствие велось всегда и суд был всегда. Так что все честно.