Казахстан: мягкая цветная
Одним из главных доводов в пользу разработки стратегии «цветных революций» стало скупердяйское стремление сэкономить. Теперь уже все понимают, что сделать «оранжевый переворот» и вести гибридную войну куда дешевле, чем захватывать государство с помощью действующей армии.
Однако tempora mutantur et nos mutamur in illls. И вот пришло время, когда прогресс коснулся даже столь гениально придуманной технологии. Ибо когда речь заходит о деньгах, для бизнеса нет предела совершенству.
Идею цветных революций можно считать исчерпавшей себя. Демократии на экспорт больше не будет. По крайней мере, такой прогноз в марте текущего года дал Московский институт Карнеги (http://inosmi.ru/politic/20160321/235793015.html). Интересно, что непосредственно после этого заявления на постсоветском пространстве почти одновременно произошли конфликты сразу в двух очагах: в Нагорном Карабахе и в Казахстане. Итогом карабахского столкновения стал обнаруживший себя союз Азербайджана и Турции. Итоги «земельных протестов» и актюбинских терактов в Казахстане ещё предстоит оценить.
Для этого придётся вернуться немного назад.
Такое впечатление, что после вступления в ЕАЭС Казахстан взял парадоксальный курс на сближение с США и отдаление от России. Никаких серьёзных совместных с Россией проектов запущено не было. Отток русских из республики усилился и принял катастрофические масштабы. Была запущена программа переселения казахов из южных областей и оралманов из Китая и Монголии в северные и восточные области, где проживает (вернее, проживал) наибольший процент русского населения. Русское население не имеет доступа к работе в государственных и силовых структурах, к руководящим должностям, а, значит, не имеет возможности влиять на ситуацию в стране и тем более на её политический курс.
Стычки с Россией по торговым, таможенным, налоговым вопросам вместо постепенного разрешения приобрели перманентный характер. Согласимся: это никак не свидетельствует о наращивании интеграционных процессов, более того, идёт вразрез с самой идеей Евразийского Союза.
Да, Назарбаев ездил на Парад Победы в Москву. Демонстративная и смелая акция. Но... параллельно с ней в стране тихо и без лишнего шума происходит пересмотр истории, мало в чём уступающий украинскому и прибалтийскому. Муссируется идея голодомора 30-х годов, 31 мая на официальном уровне отмечается день памяти жертв политических репрессий. В этом контексте возникает тема геноцида казахского народа, проводимого Советской властью, то есть Москвой, То, что РСФСР пострадала от репрессий больше всех, при этом забывается. А уж о том, что специалисты из России за два-три десятилетия фактически подняли всю Среднюю Азию из раннего феодализма до развитого социализма, новые казахские историки хранят мёртвое молчание.
Одновременно с этим в Казахстане продолжают процветать финансируемые из ЕС и США организации, чья деятельность запрещена в России, начиная с фондов Сороса, Макартура, NED и отпочковавшихся от них многочисленных «дочек», «племянников» и «внучек». Совершенно безобидный закон о НПО (всего-навсего обязывающий их предоставлять сведения о своей деятельности) от 30.12.2015 никак не ограничивает их вольготную жизнь и наводит на подозрение о том, что он принят для отвода глаз антиамерикански настроенной части казахстанского общества и России.
В приоритетной для США сфере обработки чужого менталитета по самому чувствительному и действенному – языковому – направлению в РК принято два разрушительных по своим последствиям акта: планируемый перевод казахского языка на латиницу и преподавание в общеобразовательных школах ряда предметов на английском языке. Чем не британская колония Индия 2.0?
В области высшего образования продолжается переформатирование под Болонскую матрицу. В отличие от России, последствия её введения никем и никак не анализируются и не критикуются. Тот факт, что выпускники школ целыми классами почему-то уезжают поступать в Россию, игнорируя американизированные казахстанские университеты, как бы не замечается.
Результаты такой политики налицо. Казахское население в большинстве своём считает США кем-то вроде «старшего брата», у которого надо учиться и которого надо слушаться. Америка сделала ход конём и просто заместила своей персоной архетип «старшего наставника», чрезвычайно мощный для азиатского мышления. А вот Россия в качестве партнёра теперь представляется, как бы сказать помягче, подозрительной. Ей приписываются какие-то коварные геополитические интересы и желание загнать суверенный Казахстан под кремлёвский сапог, как в советские времена.
Перечень можно продолжать, но тенденция налицо. В качестве её начала и авторства показательно высказывание посла США в РК по следам подписания соглашения о ЕАЭС: «евразийская интеграция Казахстана пока не имеет негативного эффекта для американского бизнеса» (https://www.nur.kz/360724-posol-ssha-v-kazahstane-vyskazalsya-o-eaes-dosrochnyh-vyborah-i-peredache-vlasti.html). Надо полагать, ключевое слово здесь – «пока». Похоже на угрозу и указание нужного политического курса: мы ПОКА разрешаем вам поиграть в Евразийский Союз, но не смейте трогать наши интересы!
Что ж, хозяйская директива выполнена. Судя по сегодняшнему состоянию дел, Казахстан «играется» с ЕАЭС и всерьёз обслуживает интересы США.
Поскольку невозможно представить, что Америка вдруг раскается в грехах и оставит полузадушенный ею Казахстан в покое, необходимо пролить свет на её планы в отношении РК. Ибо, по справедливому мнению большинства экспертов, это наиболее важный плацдарм для реализации стратегии США в Центральной Азии, о чём говорилось и писалось давно (http://newsbalt.ru/analytics/2014/08/sankcii-putina-test-na-vshivost-d/; https://cont.ws/post/89119: https://cont.ws/post/79573/; http://ria.ru/analytics/20160606/1443543523.html).
Первоочередная значимость Казахстана для Америки среди бывших советских республик в Азии подтверждается многими фактами:
1. Львиная доля средств в ЦА была выделена Америкой именно на Казахстан (на сегодняшний момент её можно оценить в 1,3-1,4 млрд дол.). При этом деньги давались не напрямую, а распределялись преимущественно в виде заказов среди американских оборонных, строительных и консалтинговых компаний, т.е. работали в интересах военно-промышленного комплекса США.
2. В начале 1995 г. Соединённые Штаты предоставили Казахстану оборудование правительственной связи (GGCL) и открыли бесплатный спутниковый канал, альтернативный московскому. Это создало риски того, что сейчас в критической промышленной и военной инфраструктуре РК функционирует иностранная аппаратура с замаскированными математическими кодами и техническими средствами для дистанционного снятия информации или вывода из строя материальной базы.
3. Именно в Казахстан в 2014 г. западными донорами из Москвы перенесена штаб-квартира Международного научно-технического центра.
4. В 2016 г. должна быть введена в эксплуатацию Центральная военно-биологическая лаборатория в Алма-Ате.
5. Казахстан оказался первой и единственной страной в ЦА, направившей своих солдат для содействия военной операции США за рубежом. С начала 2000-х гг. ключевым пунктом военно-политических отношений США и Казахстана стало создание вооруженных подразделений, оснащенных и подготовленных по стандартам НАТО и готовых к совместному с Альянсом выполнению боевых задач. Первое из них – КАЗБАТ – было сформировано в 2000 г. на базе третьего десантно-штурмового батальона Капшагайской десантно-штурмовой бригады. С августа 2003 по октябрь 2008 г. бойцы КАЗБАТа действовали в Ираке, всего за время миссии было проведено 9 ротаций, в которых задействовано 290 военнослужащих. В декабре 2006 г. состав КАЗБАТа был расширен (к нему добавлены два батальона, вооруженные и экипированные по стандартам НАТО), а подразделение переименовано в КАЗБРИГ. Формированием и поддержкой бригады помимо США в приоритетном порядке занялась также Великобритания. Несмотря на неоднозначное отношение со стороны руководства республики, в Пентагоне не только рассчитывают распространить опыт КАЗБРИГа на другие казахстанские части, но и сильнее быть вовлеченными в общий процесс перестройки ВС РК (http://riss.ru/analitycs/4578/).
6. Американские корпорации проявляют внимание и к казахстанской нефти, в разработку которой вложили около 12 млрд. долл. и которую они в основном перепродают в Европу.
7. В 2015 году США согласились принять в ВТО Казахстан только при условии, что республика снизит уровень тарифной защиты по нескольким тысячам товарных позиций, ранее согласованным в Евразийском союзе. Последнее нанесло пока недооценённый удар по интересам ЕАЭС (http://planeta.moy.su/news/politika_ssha_v_centralnoj_azii_i_rossijskie_strategicheskie_interesy/2016-06-02-68974).
Все эти пункты являются, по существу, опасными рисками для России.
Что касается Жанаозена и терактов в Актюбинске, то попытки раскрутки Западного Казахстана предпринимались Соединёнными Штатами едва ли не с первых лет распада СССР. Так, ещё в 2002 г. представителями казахстанской оппозиционной партии РНПК был создан некий Национальный Нефтяной Фонд Казахстана, ведущие представители которого (председатель Ш.Абильтаев, его заместитель И.Кушенов и журналист Жумабай Доспанов) немедленно отправились в США по приглашению Евразийского института экономических и политических исследований. Оппозиционеры были приняты в государственном департаменте, Международном республиканском институте США, а также встретились с некоторыми сенаторами и конгрессменом Христофером Смитом, выступили в радиопрограмме «Голоса Америки» (http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1019765940).
За годы независимости запад Казахстана, несмотря на наличие нефтедобывающих предприятий, превратился в беднейший район республики, что также вполне соответствует ближневосточной стратегии цветных революций. Разница между потенциалом региона и положением населения – один из наиболее эффективных факторов для разжигания недовольства. Напомним, что поводом к жанаозенским событиям стало недовольство рабочих заработной платой: они почему-то получали намного меньше, чем работающие на том же предприятии китайцы. Тот факт, что трагедия в Жанаозене была организована представителями той же РНПК, только с другим названием, не подлежит сомнению, как и связи казахстанской оппозиции с США. Их обширные разнообразные контакты можно посмотреть здесь: https://vector-eurasia.org/internal/project-analyst/21/61/
Переходя к недавним происшествиям, особое внимание хочется обратить на интересный нюанс. Хотя Назарбаев признал, что беспорядки в РК готовились из-за рубежа, ни он, ни другие казахстанские политики, журналисты и аналитики не обозначили своими именами настоящих заказчиков протестов и терактов. Ими не названы ни вездесущий Фонд Сороса, ни финансируемые им бесчисленные казахстанские НПО, ни, наконец, США как главная страна-организатор антиправительственных выступлений.
В отличие от российских деятелей, сразу узревших американские «уши» в казахстанских конфликтах, политологи РК настойчиво переводили стрелы на антиназарбаевскую оппозицию как конечную инстанцию протестов. Тем самым факт причастности госструктур США к казахстанским беспорядкам ими как бы отрицается.
Создаётся ощущение, будто казахстанские власти намеренно выгораживают США, не признавая их нахальное вмешательство в свои дела. По логике вещей, первое, что нужно было сделать после «земельных протестов», – выгнать прочь всех иностранных агентов с территории страны, запретив их деятельность. Если этого не происходит, следовательно, правительство рассчитывает и дальше сотрудничать с ними.
Отсюда следуют два очень настораживающих вывода:
1. Казахстан целиком и полностью находится под американским влиянием, и оно проросло в республике намного глубже, чем представляет себе российская сторона. Масштаб происходящих в стране изменений в сторону американизации указывает на то, что щупальца заокеанского монстра захватили не только предприятия, ресурсодобывающие отрасли, энергетику (см., например, о деятельности компании AES в Восточно-Казахстанской области: https://pandoraopen.ru/2014-08-10/moya-neschastnaya-rodina-ili-donbass-2/), но и произвели глубокую трансформацию менталитета в казахстанском обществе.
2. Судя по всему, правительство РК совсем не возражает против экспансии США и не считает отмеченные явления опасными. Его мнение не изменилось даже после жанаозенских событий, «земельных протестов» и терактов в Актюбинске, прямо угрожавших существующей власти. Это говорит о том, что правящие круги Казахстана нашпигованы американскими агентами влияния и проамерикански настроенными персоналиями. Они внедрены там настолько прочно, что обрели возможность проводить идеи и акции, откровенно направленные на подрыв руководства республики, оставаясь при этом незамеченными.
Из существующего положения вещей вытекают цели и задачи Америки и её европейских сателлитов в отношении Казахстана.
Поскольку в данный момент США имеют чрезвычайно прочные позиции в РК, они, конечно, не намерены их терять. В перспективе они могут использовать географическое положение Казахстана, расположенного в центре континента, и направить политический курс страны прежде всего против России, которую считают и ещё долго будут считать своим главным противником. Это может произойти через союз РК с Китаем и Турцией с одновременным разрывом казахстано-российских связей и дальнейшим торможением интеграционных процессов в ЕАЭС. Такие действия будут по-прежнему объясняться «многовекторностью» казахстанской политики.
Предел американской мечты – выход Казахстана из ЕАЭС, что нанесёт смертельный удар по этому объединению.
Один из ключевых моментов, которые США готовятся использовать в своей казахстанской стратегии, – грядущая смена лидера в РК. Нет сомнений, что, поставив во главе страны своего агента, американцы реализуют самые смелые фантазии безо всяких проблем. Однако механизм этого действия нуждается в отдельном рассмотрении. Так, характерно, что недавние беспорядки и теракты были сделаны не в качестве попытки переворота (https://vector-eurasia.org/kazahstan-svetloe-revolyutsionnoe-budushhee/), а для того, чтобы:
а) собрать разрозненных оппозиционеров,
б) запустить в общество и элиты идею о том, что главная опасность «цветной революции» исходит от антиназарбаевских кланов, лидеры которых находятся на границей,
в) вывести из-под подозрения главных виновников прошлых, настоящих и будущих беспорядков – госструктуры Соединённых Штатов Америки.
Необходимо заострить внимание на следующем моменте. Идея «демократизации извне» и «оранжевых переворотов» после украинского майдана себя исчерпала и дискредитировала. Поэтому прежний алгоритм действий, начинавшийся с поиска фигуры открытого противника действующего президента, а затем вооружённого переворота руками оплаченных боевиков, уже не пройдёт, тем более в Казахстане, где альтернативы Назарбаеву нет.
Поэтому США вынуждены будут пойти иным путём, гораздо более экономным и безопасным для себя. Если среди правящей элиты Казахстана распространены проамериканские настроения, совсем необязательно искать антагониста Назарбаеву и раскачивать революцию. Достаточно найти политика, не вызывающего подозрений в близких к президенту кругах, поддерживающего действующую власть и одновременно убеждённого в необходимости «американского пути» для Казахстана. Его кандидатура будет согласована с правящей элитой, и смена лидера в РК произойдёт законно, бескровно и совершенно бесплатно для Америки.
Однако, поскольку главная роль Казахстана для США заключается в его использовании против России, новый президент должен исповедовать устойчивые антироссийские взгляды. Этими далеко идущими планами объясняется поддержка в Казахстане националистических антирусских настроений, не утихающих, невзирая на борьбу с ними правоохранительных органов, лучше всех понимающих, какую опасность они несут. В русле аналогичных тенденций протекает и процесс радикализации ислама, хотя кочевые казахи придерживались скорее тенгрианства, а мусульманство в их среде всегда имело смягчённый характер, далёкий от ортодоксальности.
Возможно, что актюбинские теракты были организованы в том числе для подрыва авторитета казахстанских спецслужб и силовиков, чтобы при грядущей смене власти вывести их из числа структур, влияющих на процесс. Ведь именно в КНБ имеются самые подробные сведения об общении казахстанской элиты с западными и американскими кукловодами...
Нет нужды говорить, что усиление поддержки национализма в Казахстане приведёт к дальнейшему ухудшению положения русских. Это, в свою очередь, создаст благоприятную почву для давления на Россию, для организации конфликтов на национальной почве и – в идеале – для второго Донбасса.
Как ни прискорбно об этом говорить, но подобная ситуация, опаснейшая и для России, и для всего региона, сложилась при очевидном российском попустительстве. Имея все рычаги влияния на положение дел в Казахстане (чего стоил только русский язык и русские диаспоры), Россия их никак не использовала. В отличие от Америки, сделавшей ставку на ментальную обработку населения, РФ здесь проигрывает ей по всем статьям и не задействует «мягкую силу» вообще, от слова «совсем».
Между тем, для недопущения вышеизложенного сценария, России необходимо прежде всего активизировать в республиках именно дипломатическую работу, в том числе аналитическую. Требуется срочно выявить:
1) круг лиц, из которых США будут выбирать кандидата на роль главы Казахстана;
2) степень информированности нынешнего правительства РК об американских планах;
3) фигуры в действующей казахстанской власти, более всего способствующие распространению и поддержке проамериканского курса.
Ещё раз нужно сделать акцент на том, что именно Казахстан избран Америкой в качестве основной площадки для продвижения своих интересов, в первую очередь нацеленных против России, в Центральной Азии.
Если на Украине, в Грузии, в России в 2012-м США применяли (пытались применить) «жёсткий цветной» вариант смены действующего строя, то, начиная с Казахстана, они перейдут на «мягкий цветной».
В общем, в их стратегии мало что изменилось:
- в Грузии они нашли того, кто был ЗА Америку и ПРОТИВ Шеварднадзе;
- на Украине они нашли того, кто был ЗА Америку и ПРОТИВ Януковича;
- в Казахстане они найдут того, кто будет ЗА Америку и ЗА Назарбаева.
А то, что все они вместе против России – так ведь ничего личного. Только бизнес.
Источник: https://vector-eurasia.org/kazahstan-myagkaya-tsvetnaya/