Анкара предлагает Москве обсудить условия примирения
Анкара предлагает Москве обсудить условия примирения
Турции жизненно необходимо наладить отношения с Россией из-за серьезных экономических потерь
Фото: REUTERS/David Mdzinarishvili
Для нормализации отношений с Россией Турции надо выполнить те условия, которые выдвинула ей ранее Москва. Так прокомментировал «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников предложение о создании совместной рабочей группы по налаживанию сотрудничества, прозвучавшее ранее от главы турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглу.
— Такую рабочую группу создать можно, но нужно понимать, что те условия, которые мы предъявляли Турции для нормализации отношений, не изменились. А это извинения (за сбитый российский самолет. — «Известия»), привлечение к ответственности виновных и возмещение ущерба. Но я пока не вижу перспектив (улучшения отношений. — «Известия»), — сказал Леонид Калашников.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также отметил, что идея Турции о создании совместной рабочей группы не решит проблем в отношениях.
— Я думаю, что ответ на эти слова, наверное, можно найти в заявлениях президента Путина, которые были сделаны накануне. Президент Путин достаточно четко обозначил нашу позицию. Он сказал, что, безусловно, какие-то контакты с целью поиска вариантов урегулирования ведутся, но никакая рабочая группа решить эту проблему не может, — заявил Песков.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу 30 мая предложил создать совместную рабочую группу с Россией для поиска путей нормализации отношений между двумя странами.
— Президент России Владимир Путин сказал, что хочет возобновить отношения и ждет от нас шагов. Мы тоже хотим нормализации. Мы предлагаем создать совместную рабочую группу, чтобы можно было сделать эти шаги, — отметил турецкий министр.
Чавушоглу подчеркнул, что эта группа «может быть официальной или неофициальной, как пожелает российская сторона».
Президент Владимир Путин заявил 28 мая, что Россия желает возобновить отношения с Турцией и ждет конкретных шагов Анкары в этом направлении.
— Мы слышим заявления о желании возобновить [отношения]. Мы тоже хотим возобновить отношения. Не мы их разрушили. Мы сделали всё, чтобы на протяжении десятилетий вывести российско-турецкие отношения на беспрецедентный уровень партнерства и дружбы. И вот эта дружба между российским и турецким народом, она действительно достигла очень большого уровня. Мы этим очень дорожили. Зачем это было сделано, я до сих пор ума не приложу, — отметил Владимир Путин.
Российский лидер добавил, что «мы слышали объяснения турецких властей, мы не слышали извинений, и не слышали готовности возместить ущерб».
Как бы то ни было, признаки того, что стороны делают первые — хотя и очень робкие — шаги в сторону нормализации отношений, есть. Такое мнение «Известиям» высказал директор информационно-аналитического центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов.
— На днях министр энергетики Александр Новак допустил участие Анкары в проекте нового газопровода в Южную Европу. Между тем в Турции ушел в отставку Ахмет Давутоглу. Этот процесс, судя по публикациям в прессе, носил скандальный характер и был связан с тем, что бывший глава кабмина не хотел перехода страны к президентской системе правления во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Сейчас на должность премьера назначена чисто техническая фигура. А всю ответственность за инцидент с самолетом турки, видимо, намерены списать именно на Давутоглу, который, будучи премьер-министром, принимал решения, — говорит Станислав Тарасов.
Эксперт отмечает, что руководство в Анкаре жизненно заинтересовано в нормализации отношений с Москвой, поскольку Турция из-за введенных санкций сталкивается с большими экономическими потерями. Кроме того, она использовала отношения с Россией вкупе с ЕАЭС и ШОС как фактор давления на США и Евросоюз, представляя дело так, что Западу альтернатива всегда найдется.
— Вопрос лишь в том, согласится ли в конечном итоге Москва пойти на улучшение отношений, если турки спишут всё на Давутоглу, или же Путин будет придерживаться тех требований, которые он ранее предъявил Анкаре, — подытоживает Станислав Тарасов.