Прямая речь Петра Столыпина
Актуальное наследие – так принято в ученом мире называть высказывания великих, которые ставятся в повестку сегодняшнего дня спустя века. Предлагаем цитаты выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина, которые звучат не менее остро и сегодня.
«Опасть, отсохнуть, отвалиться»
- Не забывайте, господа, что русский народ всегда сознавал, что он осел и окреп на грани двух частей света, что он отразил монгольское нашествие и что ему дорог и люб Восток; это его сознание выражалось всегда и в стремлении к переселению, и в народных преданиях, оно выражается и в государственных эмблемах. Наш орел, наследие Византии, – орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью.
- Когда центр будет силен, будут сильны и окраины, но ведь лечить израненную родину нашу нельзя только в одном месте. Если у нас не хватит жизненных соков на работу зарубцевания всех нанесенных ей ран, то наиболее отдаленные, наиболее истерзанные части ее, раньше чем окрепнет центр, могут, как пораженные антоновым огнем, безболезненно и незаметно опасть, отсохнуть, отвалиться. Мы ответим за то, что, занятые своими важными внутренними делами, занятые переустройством страны, мы, может быть, проглядели более важные мировые дела, мировые события, мы ответим за то, что пали духом, что мы впали в бездействие, что мы впали в какую-то старческую беспомощность, что мы утратили веру в русский народ, в его жизненные силы, в силу его не только экономическую, но и в культурную.
«Прососется чужестранец»
- Отдаленная наша суровая окраина, вместе с тем, богата, богата золотом, богата лесом, богата пушниной, богата громадными пространствами земли, годными для культуры. И при таких обстоятельствах, господа, при наличии государства, густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский, и это просачивание, господа, оно уже началось.
Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками и, когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию. Я не только говорю об Амурской области. Надо ставить вопрос шире, господа. На нашей дальней окраине, и на Камчатке, и на побережье Охотского моря, уже начался какой-то недобрый процесс. В наш государственный организм уже вклинивается постороннее тело. Для того, чтобы обнять этот вопрос не только с технической, со стратегической точки зрения, но с более широкой, общегосударственной, политической, надо признать, как важно для этой окраины заселение ее.
- При громадности нашей территории неоспоримо важно иметь возможность перебрасывать армию из одного угла страны в другой. Никакие крепости, господа, вам не заменят путей сообщения. Крепости являются точкой опоры для армии; следовательно, самое наличие крепостей требует или наличия в крае армии, или возможности ее туда перевезти. Иначе, при других обстоятельствах, что бы ни говорили, крепость в конце концов падает и становится точкой опоры для чужих войск, для чужой армии. Пути сообщения имеют значение не только стратегическое: не только на армии зиждется могущество государства; оно зиждется и на других основах. Действительно, отдаленные, суровые, ненаселенные окраины трудно защитить одними привозными солдатами. С воодушевлением свойственно человеку защищать свои дома, свои поля, своих близких. И эти поля, эти дома дают приют, дают пропитание родной армии. Поэтому, в стратегическом отношении, армии важно иметь оплот в местном населении. С мирной точки зрения важно, господа, может быть, еще важнее иметь тот людской оплот, о котором я только что говорил.
«Восток проснулся»
- Пора оставить то поверье, что переселенец может жить только там, где преобладает земледелие; достаточно уже китайские старатели унесли нашего золота в Китай. Много лежит нашего богатства в той области, стоит только упомянуть о лесной торговле. В Китай и Японию привозится исключительно американский (орегонский) лес, а наши амурские лесные богатства остаются нетронутыми, нетронутыми потому, что мы не умеем приноравливаться к потребностям покупателя, потому что мы не умеем разрабатывать наши лесные материалы. Уже этих данных, казалось бы, достаточно для того, чтобы понять, что оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край этот нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся, господа, и если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, возьмут их другие.
- Вопрос амурский важен сам по себе, это вопрос самодовлеющий, но я должен настоятельно подчеркнуть, что Амурская железная дорога должна строиться русскими руками, ее должны построить русские пионеры… Эти русские пионеры построят дорогу, они осядут вокруг этой дороги, они вдвинутся в край и вдвинут вместе с тем туда и Россию.
(Из речи П.А. Столыпина о сооружении Амурской железной дороги, произнесенной в Государственной думе 31 марта 1908 года.)
«Принатужиться»
- К постройке Амурской дороги должен быть приложен принцип безостановочного действия, принцип полного государственного напряжения. В просторечье это называется – принатужиться.
- …точно так же самым дешевым способом жизни было бы ничего не есть, не одеваться, ничего не читать – но нельзя при этом считать себя великим и мужественным. Народ сильный и могущественный не может быть народом бездеятельным.
«Послушайте людей, которые там живут и управляют»
- Пункт 1-й заявления правительства твердо устанавливает, что дорога будет проводиться от Куэнги до Хабаровска. От этого принципа правительство отступить не может.
- Послушайте людей, которые там живут и которые управляют этими областями. Ведь есть время года, когда из Забайкальской области в Амурскую можно пролететь только на воздушном шаре. Тот крестьянин, который ищет места для переселения, предпочтет, конечно, поехать по железной дороге в Уссурийский край, чем доехать до Сретенска и затем сотни верст проходить по тундре пешком.
- Тут повторили мои слова в Государственной думе, что этот край теперь находится в таком опасном положении, что скоро можно опасть, отсохнуть, безболезненно отвалиться. Но, господа, я имел в виду не только одну стратегическую опасность, тут опасность другая и очень большая. Эта опасность – опасность мирного завоевания края чужестранцами. Господа, этою опасностью пренебрегать нельзя, так как край этот нельзя приравнивать, как это было тут сделано, к побережью Ледовитого океана, это не край, который можно было бы забросить, а край, которым заняться мы обязаны.
- Не забывайте, господа, что у России нет другого на востоке входа в море.
«Труд, который уже окупается»
- Амурская дорога – предприятие несомненно культурное, так как оно приближает к сердцевине государства наши ценные владения. Мне кажется, что если бы можно было перекинуть железную арку от Сретенска в Хабаровск и далее во Владивосток и построить по этой арке железную дорогу, в совершенно безопасных условиях, то эту железную дорогу пришлось бы поставить в более опасные условия, спустив ее на землю, на мерзлую тундру, так как к ней русский человек должен приложить свой труд, труд, который уже окупается, в котором нуждается русский человек и с каждым годом будет более нуждаться.
- Но если в настоящее время не сделать над собою громадного усилия, не забыть о личном благосостоянии и встать малодушно на путь государственных утрат, то, конечно, мы лишим себя права называть русский народ народом великим и сильным.
(Из речи П.А. Столыпина о постройке Амурской железной дороги, произнесенной в Государственном совете 31 мая 1908 года.)
Досье
«Дайте государству 20 лет покоя, и вы не узнаете России»
Пётр Аркадьевич Столыпин (2 апреля 1862 г., Дрезден, Саксония – 5 сентября 1911, Киев) в конце XIX и начале XX века занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра.
В российскую историю вошел как реформатор и государственный деятель, своими реформами сыгравший значительную роль в преодолении революционного кризиса 1905-1907 годов. На Столыпина было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение. Главным содержанием столыпинской аграрной реформы было введение частной крестьянской земельной собственности. Переселенческая политика стала ее составной частью.
Была разработана система льгот, стимулов и мер господдержки переселенцев: им прощались все недоимки, их перевозили по железной дороге по сниженным ценам, оказывая в пути продовольственную и медицинскую помощь, на месте выдавались беспроцентные ссуды, освобождали от налогов на 5 лет, получали помощь в виде семян, скота, хозинвентаря.
При этом правительство ориентировалось не столько на предоставление кредитов, сколько на создание инфраструктуры, необходимой для новых землевладельцев, – для их нужд строили железные и шоссейные дороги, водохранилищи, школы.
За 10 лет, начиная с 1906 года, было построено 13 тыс. верст дорог, сооружено 161 водохранилище, вырыто почти 14 тыс. колодцев, открыто около 500 медпунктов. К 1914 году на новые земли Сибири и Дальнего Востока переселились примерно 3,1 млн. человек.
В хозяйственный оборот было введено 24 млн. десятин новых земель. Ежегодный поток переселенцев на Дальний Восток вырос с 4,2 тыс. человек в 1901-1905 годах до 14 тыс. в 1906-1910 годах.
Не раскрыта тема столыпинских галстуков и столыпинских же вагонов.Не упомянуто количество умерших от голода и болезней переселенцев,в том числе тысяч детишек.А также не упомянуто примерно о полутора миллионaх вернувшихся в европейскую часть страны,злых,голодных,потерявших всё людей(не вписались в рынок?).Прекрасный горючий материал для последующих событий – прямое следствие политики Столыпина.
Вы не знаете истинных хроник! Вы просто говорите чепуху.
Петр Аркадьевич! Мы пока еще живы( слава Богу), Вас помнят и уважают потомки светлых.
Правду о Вас дальше передадим.